Критерии определения формы правления
1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);
3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.
Основные формы правления:
Ø Монархия
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Отличительные признаки монархии:
1) Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству и пожизненно;
2) Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).
Виды монархий:
· http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8FАбсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
· Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
§ Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в Россииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - cite_note-labex-3, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - cite_note-4. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
§ Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
o Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
o Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
ü Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
ü Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
ü Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.
ü Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
ü Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой.
ü При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства.
ü После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.
Недостатками монархии называют:
ü Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.
ü Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной.
ü Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.
ü Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой.
ü Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.
Ø Республика
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Отличительные признаки республиканской формы правления
1) Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
2) Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
3) Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок;
4) Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
- возможно досрочное прекращение полномочий.
Виды республик:
Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.
· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).
Ø Нетипичные (смешанные) формы правления:
· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерацииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - cite_note-.D0.A7.D0.98.D0.A0.D0.9A.D0.98.D0.9D_.D0.92..D0.95.-7. (Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии)
· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государстваhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - cite_note-.D0.A7.D0.98.D0.A0.D0.9A.D0.98.D0.9D_.D0.92..D0.95.-7. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. (Индонезия, Югославия, КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис).
Вопрос 12. Субъективное право и юридическая обязанность.
Субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотношения, которое являются одним из структурных элементов правоотношения.
Правоотношение являются по своей природе сложным структурным образованием, включающим такие структурные элементы, как:
-субъект правоотношения;
-содержание правоотношения;
-объект правоотношения.
Субъективное право - признанная или предоставленная законом возможность того или иного поведения; мера дозволенного поведения субъекта правоотношения.
Субъективное право – сложное юридическое образование, имеющее собственное содержание, которое состоит из юридических возможностей, предоставленных субъекту. Юридические возможности как составные части содержания субъективного права называются правомочиями.
При весьма большом разнообразии содержания субъективных прав можно обнаружить, что оно является результатом разновариантных комбинаций трех правомочий:
1. правомочия требования, предоставляющего собой возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;
2. правомочия на собственные действия, означающего возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий;
3. правомочия на защиту, выступающего в качестве возможности использования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.
Типичными субъективными правами, для содержания которых характерно наличие двух правомочий – правомочия требования и правомочия на защиту, являются субъективные гражданские права, входящие в содержание гражданско-правовых обязательств. В них управомоченный субъект – кредитор, в целях удовлетворения своих интересов может требовать от обязанного субъекта – должника совершения действий по передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг и т.п., а в случае их несовершения – требовать применения к должнику гражданско-правовых мер.
Классическим примером субъективного права, включающем всю триаду правомочий является право собственности.
Юридическая обязанность - это мера должного поведения субъекта правоотношения.
Юридическая обязанность проявляется в трех формах:
1. в воздержании субъекта от совершения определенных действий;
2. в совершении обязанной стороной определенных действий;
3. в необходимости претерпевания субъектом определенных нежелательных последствий имущественного и личного неимущественного характера.
Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Мера — это те границы осуществления обязанности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения.
В простых правоотношениях субъективному праву одного лица корреспондирует юридическая обязанность другого лица. Здесь имеет место четкое распределение субъективных прав и юридических обязанностей. Такие правоотношения складываются, например, из договора дарения, поскольку на стороне дарителя только обязанность - передать вещь одаряемому, а на стороне одаряемого право - требовать передачи ему даримой вещи.
Однако чаще всего правоотношения носят сложный характер, в них имеет место пересечение взаимных прав и обязанностей, когда субъективным правам и юридическим обязанностям одного лица корреспондируют субъективные права и юридические обязанности другого лица.
Например, в договоре купли-продажи обязанность продавца заключается в передачи вещи в собственность покупателя, а обязанность покупателя заключается в уплате определенной денежной суммы продавцу - стоимости вещи. Субъективное право продавца заключается в праве требовать от покупателя уплаты стоимости товара, а субъективное право покупателя - требовать передачи ему в собственность покупаемого товара.
Вопрос 13. Правомерное поведение: понятие, виды, стимулы.
Поведение человека относительно права может быть правомерным и противоправным.
Правомерное поведение — это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.
Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.
Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.
Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.
Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы для нормального развития общества. Это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил дорожного движения и т.д. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения.
Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными для общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспозитивных нормах.
Возможно правомерное социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.
Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение в этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий.
Правомерным поведением являются все формы реализации права:
-использование права – осуществление субъективных прав при условии соблюдения правам и законным интересам других лиц
-соблюдение права – выполнение установленных законом запретов
-исполнение права – выполнение установленных законом обязанностей
-применение права – выполнение принципа законности, лежащего в основе правоприменительной деятельности государственных органов
Признаки правомерного поведения:
1. соответствие предписаниям права;
2. общественная полезность правовых норм;
3. сознательный волевой характер.
Виды правомерного поведения (в зависимости от мотивации):
1) маргинальное - основано на страхе перед ответственностью, сочетается с предрасположенностью к противоправному поведению;
2) пассивное - основано на подчинении действий лица поведению окружающих ("как все");
3) положительное - соблюдение и исполнение в рамках привычки;
4) активное - основано на осознании ценности права и необходимости исполнения его предписаний.
Социально активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни - производственной, политической и др. Так, в производственной сфере это творческое отношение к труду, постоянное повышение его производительности, инициатива и дисциплинированность в работе.
Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.
Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».
Маргинальное поведение хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» — находящийся на грани). Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием (а не из-за осознания необходимости реализации правовых норм) либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, могущий наложить штраф за безбилетный проезд), но не признают, не уважают его.
Привычное поведение – это поведение при котором правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Привычное поведение становится внутренней потребностью человека. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Так, шофер со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания фактических элементов своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение.