Судебный порядок разрешения земельных споров

Судебная защита является одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права. Конституция Республики Беларусь (статья 22) предоставляет право каждому без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. В суде могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Право на судебную защиту закреплено и в статье 10 Гражданского кодекса. Возможность обращения в суд за защитой своих прав является важнейшей гарантией защиты прав человека в целом и его земельных прав в частности. Согласно конституционному, гражданскому и земельному законодательству, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определённые законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью.

В соответствии с действующими нормами гражданского, гражданского процессуального законодательства и законодательства по использованию и охране земель в зависимости от характера и субъектного состава спорного правоотношения судебное рассмотрение земельных споров осуществляется в Республике Беларусь общими или хозяйственными судами. Правила разграничения подведомственности по земельным спорам содержатся в установлениях Гражданского процессуального кодекса (ГПК), Хозяйственно-процессуального кодекса, а также в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 67. – 6/248].

В статье 59 Кодекса о судоустройстве и статусе судей содержится норма, которая предусматривает возможность создания в системе хозяйственных судов специализированных хозяйственных земельных судов.

Как установлено статьёй 92 (часть вторая) Кодекса о земле, все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами.

В судебном порядке в соответствии со статьёй 422 Гражданского кодекса рассматриваются и споры, связанные с изменением и расторжением договоров аренды земельных участков (за исключением расторжения договоров аренды, когда арендатор не приступил к занятию земельного участка).

Правила рассмотрения земельных споров в судах устанавливаются гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. Так, в соответствии со статьёй 340 ГПК дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются в суде по жалобе. Предметом жалобы являются несогласие заявителя или прокурора с действиями (бездействием) государственного органа, организации или должностного лица. Мотивами (основаниями) жалобы могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов, организаций или должностных лиц. В жалобе может также содержаться указание на определенные средства защиты прав заявителя или иных лиц посредством отмены, изменения действий государственного органа, организации или должностного лица, установления его обязанности совершить определённое действие или иным предусмотренным законом способом.

Средствами обеспечения жалоб являются:

– запрет исполнения действий государственного органа, организации или должностного лица до истечения срока на судебное обжалование (опротестование) в случаях, предусмотренных законом;

– обязательное приостановление исполнения обжалованного действия в случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, споры об имущественных правах в земельных отношениях рассматриваются в порядке искового производства. Так, в соответствии с установлениями статёй, содержащихся в главе 30 ГПК, в порядке особого производства рассматриваются земельные споры об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, в том числе и земельными участками, если документы о его регистрации утрачены, а в восстановлении их заявителю отказано.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все наиболее общие процессуальные правила, как и по иным спорам. Подача обращений в суд, связанных с земельными спорами, должна соответствовать установленной законом процедуре. К примеру, постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, как правило, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.

Порядок искового производства закреплён в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь от 11 января 1999 г. и включает в себя несколько стадий. Процессуальные факты выступают в форме процессуальных действий и процессуальных событий. Юридически заинтересованные в исходе дела лица и иные участники гражданского судопроизводства осуществляют принадлежащие им права, исполняют обязанности посредством совершения процессуальных действий. Процессуальными фактами также являются наступление или истечение сроков и другие процессуальные события. Об основных процессуальных фактах составляются процессуальные и судебные документы. В форму процессуальных документов в любом случае облекаются те заявления и ходатайства сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые предназначены для передачи суду. Судебными документами являются судебные постановления и протоколы, составляемые соответственно судом или секретарем судебного заседания, а также документы, составляемые в исполнительном и приказном производстве.

Каждый процессуальный документ должен содержать:

1) наименование суда, в который он подаётся;

2) наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подаётся представителем;

3) наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц;

4) наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т.д.);

5) сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование;

6) перечень приложений;

7) подпись подателя документа или его представителя и дату подачи.

В случаях, предусмотренных ГПК и иными актами законодательства, процессуальные документы должны содержать и другие обязательные реквизиты, а также приложения к процессуальным документам. Процессуальный документ подаётся в суд с копиями по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от подателя процессуального документа также копии прилагаемых к нему документов для передачи другим имеющим непосредственный интерес в исходе дела лицам.

В соотвествии со статьёй 7 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. (с измен. и дополн.) [Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 13–14. – Ст. 195; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 2. – 2/1884] обращение в суд осуществляется в форме искового заявления, заявления, жалобы, протеста, ходатайства, в иных формах. В силу установлений статьи 41 ХПК хозяйственный суд, если иное не установлено законодательными актами, разрешает в порядке приказного или искового производства возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, – организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.

К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, в частности, относятся споры о (об):

• разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством;

• разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;

• изменении или расторжении договора;

• невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств;

• признании права, в том числе права собственности;

• истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

• нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

• возмещении убытков.

В соответствии с действующим законодательством для земельных споров устанавливается исключительная подсудность. Так, в соответствии со статьями 48 и 365 ГПК иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Согласно статье 51 ХПК, иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно статье 354 ГПК, обжалование действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц осуществляется в суд по месту нахождения государственного органа, чьи действия обжалуются.

В то же время в соответствии со статьёй 51 ХПК иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правонарушений, предъявляются, как правило, в хозяйственные суды по месту нахождения истца (заявителя).

Как установлено особенной частью Налогового кодекса, при обращении в общие и хозяйственные суды до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства уплачивается государственная пошлина. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые:

– обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам или частным нотариусам;

– выступают ответчиками (должниками) в общих судах или хозяйственных судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец (взыскатель) освобождён от государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом или актами Президента Республики Беларусь;

– выступают должниками при взыскании с них денежных сумм на основании исполнительной надписи, если организации или физические лица, являющиеся взыскателями, освобождены от государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом или актами Президента Республики Беларусь.

Ставки государственной пошлины устанавливаются в размерах согласно особенной части Налогового кодекса.

Однако заявления о рассмотрении земельных споров, подаваемые в местные исполнительные комитеты, не относятся к объектам обложения государственной пошлиной.

Наши рекомендации