Общественный строй Древней Руси
Природа социально-экономического строя Киевской Руси является предметом дискуссий. Большинство авторов считают это государство раннефеодальным. Для него характерно сосуществование нескольких социально-экономических укладов, одному из которых – феодальному - принадлежало будущее. В IX - первой половине XI в. в древнерусском обществе имели место пережитки родового строя (в частности, кровная месть). Во главе государства стоял киевский князь. Он являлся военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина – отряд профессиональных воинов. Они жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Старшие, наиболее уважаемые дружинники составляли совет князя (думу). Они назывались боярами. Младшие дружинники именовались отроками. И те, и другие исполняли не только военные, но и административные обязанности (были воеводами, наместниками, сборщиками податей, судебными исполнителями), т.е. представляли собой зарождающийся государственный аппарат. Дружина - это корпорация, в которую была организована светская часть правящего слоя.
Отношения князя и дружины были вполне демократическими. Князь советовался с дружинниками по всем делам, дружинники могли спорить с князем, требовать от него большей щедрости, имели право отъехать от князя, т.е. перестать служить ему. Князь в то время еще не полновластный монарх, а скорее первый среди равных.
Источником существования князя и дружины были военная добыча и сбор дани с покоренных племен, осуществлявшийся во время полюдья (ежегодного объезда князем племенных центров). В середине X в. княгиня Ольга упорядочила сбор дани, установив размеры дани (уроки) и места сбора (станы).Постепенно формируется феодальное землевладение, в первую очередь княжеское. Начиная с XI в. князья жалуют своим слугам земельные владения – вотчины. Дружина оседает на землю, ее члены, прежде всего бояре превращаются в феодальных землевладельцев, основным источником их существования становятся доходы от эксплуатации вотчин. Тем не менее, и в этот период бояре сохраняют тесную связь с князем, живут, как правило, не в своих вотчинах, а в княжеской резиденции, не стремятся обособиться от правителя (как это имело место в Западной Европе).
Князья и дружинниками являлись господствующим классом Киевской Руси. Основную массу населения составляли свободные сельские и городские общинники - люди. Их роль в общественной жизни была значительна. Наряду с дружиной сохранялось народное ополчение свободных общинников. Существовали элементы народного самоуправления: в городах – вече, в деревнях – сход. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно сходит на нет, созываясь в чрезвычайных случаях (восстания, военная угроза). Исключение составил Новгород.
Наряду со свободными общинниками в древнерусском обществе существовали различные категории зависимого, неполноправного населения. Это холопы, смерды, закупы, изгои. Холопы были рабами, находившимися в полной зависимости от господина. Источниками холопства были плен, женитьба на рабыне, самопродажа. Холопы использовались не только на тяжелых работах, но и в качестве управляющих, военных слуг. Институт холопства существовал на Руси вплоть до начала XVIII в. Смерды, закупы являлись предшественниками крепостных крестьян более поздней поры. Они работали в хозяйстве феодала, платили оброк, но одновременно имели собственное хозяйство. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. Смерды – княжеские данники, сидевшие на княжеской земле и несшие повинности в его пользу. Закупы (от слова «купа» - ссуда) – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу к частному землевладельцу. Изгои – лица, лишившиеся своего социального статуса, порвавшие связи с общиной.
После принятия христианства в древнерусском обществе появился новый социальный слой – черное и белое духовенство. Главой церковной организации был митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, как правило, грек по национальности. Далее следовали епископы – главы церковных округов, ниже их находились настоятели монастырей. Высшие церковные иерархи были представителями черного духовенства, т.е. монашества. Наряду с ними существовало белое духовенство (протопопы – главы одной церкви, попы – рядовые священники), в быту не отличавшееся от мирян. Особенностью русской православной церкви были ее взаимоотношения с государством. Церковь занимала подчиненное положение по отношению к светской власти, никогда не выступала ее конкурентом, как на католическом Западе.
Спорным вопросом в исторической науке является вопрос о степени феодализации древнерусского общества и характере феодализма на Руси. Сам термин феодализм (от латинского «феод» - наследственное земельное владение, даруемое сеньором своему вассалу на условиях несения военной службы) появляется во Франции XVIII в. для характеристики строя, существовавшего в Западной Европе в период средневековья. Основными признаками феодализма считались: условный характер земельной собственности, соединение земельной собственности с политической властью, иерархическая структура господствующего класса (вассально-ленная система), значительная роль личных связей и частного права. Это приводило к слабости центральной государственной власти и как следствие, к политической раздробленности. Экономической основой феодализма признавалось крупное землевладение (манор, вотчина, сеньория). Землевладелец-феодал сменяет в качестве собственника земли крестьянскую общину, ставя ее членов в различные формы зависимости от себя.
Марксистская традиция рассматривает феодализм как общественно-экономическую формацию, т.е. как совокупность общественно-экономических отношений. Определяющим признаком феодализма с этой точки зрения является сочетание крупной земельной собственности с мелким хозяйством непосредственных производителей - крестьян. Крестьяне в феодальном обществе являются не собственниками, а держателями земли и подвергаются внеэкономическому принуждению, формы которого могут быть различны (личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие).
Ряд признаков древнерусского общества не укладывается в данную схему: незначительные размеры феодального землевладения, преобладание среди непосредственных производителей свободных общинников, выплачивающих дань государству, значительная роль рабского труда, отсутствие вассально-ленных отношений. На этом основании часть историков отрицает существование феодализма в Древней Руси (И.Я. Фроянов). Другие авторы выдвигают концепцию государственного феодализма (Л.В. Черепнин). Государство в лице князя являлось верховным собственником всей земли, подвергая сидевшее на ней крестьянское население феодальной эксплуатации. Собранная рента распределялась среди дружинников - господствующего класса древнерусского общества, своего рода коллективного феодала.
Элементом государственного феодализма можно считать также служебную организацию. Из подчиненного власти населения были выделены особые группы людей, наследственно прикрепленные к выполнению тех или иных служб для удовлетворения потребностей князя и дружинников: ловля пушного зверя, выпас конских табунов, изготовление различного рода ремесленных изделий. Государство создавало особые подчиненные себе сферы экономики и особые социальные группы. Однако со временем в обществе начинают развиваться черты, характерные для классического феодализма: господин-феодал (как светский, так и церковный) и сидящий на его земле зависимый крестьянин. При этом феодал получает от князя иммунитетные права (собирать дань с крестьян, вершить над ними суд и взимать в свою пользу судебные штрафы). В домонгольский период этот процесс проходил свою начальную фазу, преобладающим типом оставался общинник, сидящий на княжеской земле.
Исследование общественных отношений в различных регионах Европы (Скандинавия, Англия до нормандского завоевания, западнославянские государства) обнаружили в раннее средневековье сходный с Русью социальный строй. Эти районы не входили в зону античной цивилизации, и феодальные отношения складывались у них более медленным путем.