Роль ФАС в регулировании деятельности естественных монополий
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе она осуществляет функции по контролю и надзору:
• за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителя товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
• за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
• за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;
• за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;
• за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии.
Для реализации этих функций в структуре Федеральной антимонопольной службы созданы управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе, управление по контролю и надзору на транспорте и в области связи, управление по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ.
Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
За последние 20 лет в России создана эффективная система антимонопольного контроля экономической концентрации, сопоставимая с лучшими мировыми практиками. В рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая признала, что в целом законодательство Российской Федерации соответствует ее нормам и принципам, также обращается внимание только на один момент – необходимость повышения качества экономического анализа при рассмотрении сделок слияний и поглощений. А это значит, что эта сфера не нуждается в существенной модификации.
Подтверждением того, что год за годом происходила либерализация системы контроля экономической концентрации, также являются количественные показатели. В 2008 году ФАС России рассмотрела почти 6000 предварительных ходатайств хозяйствующих субъектов, планирующих совершить ту или иную сделку. В 2012 году эта цифра составила уже 2500, т.е. сократилась в 2,4 раза. Количество же уведомлений за тот же период сократилось в 22 раза (с 44 000 до 1900). Такое существенное сокращение ходатайств и уведомлений позволило ФАС России, в свою очередь, сконцентрироваться на анализе наиболее серьезных сделок, совершение которых может привести к негативным последствиям для конкуренции.
Предпосылки реформ
Субъекты естественных монополий остаются в числе наиболее часто нарушающих хозяйствующих субъектов.
Негативное отношение к естественным монополиям в обществе обусловлено тем, что в условиях экономической нестабильности оничувствуют себя вызывающе устойчиво, не позволяя эффективно функционировать машиностроению, химической и металлургической промышленности и другим основообразующим отраслям российской экономики за счет постоянного повышения тарифов на свою продукцию и услуги или осуществления действий дискриминационного характера.
Монопольно высокие тарифы на различные виды транспорта, на газ, электроэнергию и связь парализуют межрегиональные связи (в 2009 г. тарифы выросли на 25%). Разные отрасли коммуникационной инфраструктуры имеют различные и вместе с тем схожие проблемы. Использование преимуществ монопольного положения в отрасли (а естественные монополии фактически ею являются) отрицательно сказывается на всей экономике.Потребители должны быть обеспечены качественным обслуживанием и продукцией естественных монополий по приемлемым ценам. Это может быть достигнуто в результате проведения широкомасштабных структурных преобразований, обеспечивающих, с одной стороны, экономическую независимость естественных монополий от государства, а также в результате жесткого контроля в сфере конкурентной политики, технологических ограничений, ценообразования со стороны государства — с другой.
Именно на решение этих целей направлены Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий, среди которых можно выделить несколько главных:
• ценовое регулирование;
• создание конкурентных рынков по видам деятельности, не относящихся к естественно-монопольным;
• прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
• дальнейшая разработка нормативной базы, регулирующей взаимоотношения между участниками рынка, — обеспечение требований недискриминационного доступа на рынок и недискриминационности оказания соответствующих услуг.
К таким рынкам относятся рынки по оказанию услуг по транспортировке нефти, газа, электроэнергии и др. Требования недискриминационности должны быть основаны на принципах совместимости с антимонопольным законодательством, предусматривать разработку правил доступа на специфические по своему характеру рынки и правил их функционирования. В зарубежном законодательстве вопросы доступа к ключевым мощностям (транспортировка нефти, газа) регулируются специальными кодексами и правилами.