Информационные технологии в менеджменте
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Задача 1.Воспользовавшись представленными в табл. данными, заполните последний раздел таблицы и определите наиболее предпочтительный вариант расширения производства. Данный вариант будет соответствовать оптимальному управленческому решению.
Критерии | Вес (в баллах) | Порядок предпочтения вариантов (в рангах) | Суммарный вес по данному варианту | ||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | ||
Перспективность | |||||||||
Возможность финансирования | |||||||||
Наличие подрядчика | |||||||||
Отношение местных органов власти | |||||||||
Охрана среды | |||||||||
Социальные вопросы | |||||||||
Удобств персонала | |||||||||
Итого: | S1 | S2 | S3 | S4 |
РЕШЕНИЕ
Оценка вариантов расширения производства с полными числовыми данными.
Критерии | Вес (в баллах) | Порядок предпочтения вариантов (в рангах) | Суммарный вес по данному варианту | итоги | ||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | |||
Перспективность | ||||||||||
Возможность финансирования | ||||||||||
Наличие подрядчика | ||||||||||
Отношение местных органов власти | ||||||||||
Охрана среды | ||||||||||
Соц. вопросы | ||||||||||
Удобств персонала | ||||||||||
Итого: | S1 | S2 | S3 | S4 |
57 48 50 45
а) распределение по предпочтению вариантов в баллах
№ I,II,III,IV
б) распределение по предпочтению вариантов в рангах
№ IV,III,II,I
Задача 2.Эффективное использование оборудования (распределение ресурсов). Описание ситуации.
В вашем распоряжении имеются 3 вида современного оборудования (№1, №2, №3), на котором можно осуществлять выпуск запасных частей для автомобилей двух типов: «А» и «Б». Производительность каждого из трех видов оборудования по выпуску продукции разных типов следующая:
№1 производит в минуту 5 изделий типа «А»или 5 типа «Б»
№2 производит в минуту 6 изделий типа «А»или 2 типа «Б»
№3 производит в минуту 5 изделий типа «А»или 3 типа «Б»
Согласно заключенному договору с потребителем вся выпускаемая продукция должна быть комплектна, т.е. количество произведенной продукции типов «А» и «Б» должно быть одинаковым. Только соблюдение всех трех условий одновременно приведет к оптимальному управленческому решению.
Смена – 360 мин. Или 6 час. Работы без регламентируемых перерывов.
Решение
Тип оборудования | Продукция, детали | Удовлетворяющее число деталей | ||
А | Б | А | Б | |
Станок №1 | ||||
Станок №2 | ||||
Станок №3 | ||||
Число деталей |
Соблюдение комплектности без простоя станков, но с minколичеством деталей двух типов А и Б в минуту
Задача 3.Каждое управленческое решение требует последовательного выполнения восьми процедур. Рассмотрим простой вариант, когда каждая процедура имеет только одну операцию со строго определенными величинами:
Коэффициент операций | |
1. Информационная подготовка | 0,6 |
2. Разработка вариантов УР | 0,7 |
3. Согласование вариантов | 0,2 |
4. Выбор одного варианта | 0,4 |
5. Утверждение варианта УР | 0,03 |
6. Реализации УР | 0,1 |
7. Контроль выполнения УР | 0,9 |
8. Информирование | 0,8 |
Оценить качество УР.
Решение:Значение качества каждой операции само по себе хорошее. Однако общее качество УР будет равно 0, 098! Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемлемое качество всего УР.
На качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные элементы: законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, то есть составлять систему.
Задача 4.Оценка общего качества УР, полученного в результате выполнения последовательных операций.
Дано по условию задачи:
а) значение качества каждой из последующих операций Кi;
б) степень влияния каждой из последующих операций на общий процесс УР СВj.
Какова оценка общего качества каждого из управленческих решений? Какое решение можно считать оптимальным?
Таблица
Варианты оценки качества управленческих решений
Кi | Вар. 1 | Вар. 2 | Вар. 3 | СВj | Вар. 1 | Вар. 2 | Вар. 3 |
КА | 0,73 | 0,72 | 0,40 | СВА | 0,30 | 0,60 | 0,10 |
КБ | 0,90 | 0,80 | 0,50 | СВБ | 0,50 | 0,10 | 0,40 |
КВ | 2,7 | 0,90 | 0,80 | СВВ | 0,20 | 0,30 | 0,50 |
Решение
P= Кi*СВj
Pn= КA*СAB+ КБ*СBБ+ КВ*СВB
Pn1= 0,73*0,3 + 0,9*0,5 + 2,7*0,2 = 1,209
Pn2= 0,72*0,6 + 0,8*0,1 + 0,9*0,3 = 0,782
Pn3= 0,40*0,1 + 0,5*0,4 + 0,8*0,5 = 0,64
Задача 5.Управление очередностью.Описание ситуации.
Вас как квалифицированного менеджера пригласил директор элеватора, у которого периодически возникает очередь из ожидающих разгрузки автопоездов. Сегодня, например, прибыли три автопоезда разного тоннажа. Их разгрузить на терминале можно за 0,5; 1 и 3 часа, соответственно. Вы тут же предложили оптимальный вариант очередности разгрузки машин.
Только Вас проводил радостный директор, как догоняет его помощник и просит возвратиться. Сопровождающие автопоездов узнали о вашем приходе и, зная Вашу квалификацию, просят учесть, что простой автопоездов имеет разную стоимость. В данном случае это 100, 500 и 900 рублей в час. Найти оптимальную очередность разгрузки без учета стоимости их простоя. Уточнить оптимальную очередность разгрузки автопоездов с учетом стоимости их простоя.
Решение
В.1. соблюдение maxпо времени простая –tи по стоимости разгрузки –S
| 3 часа | простой 0 | 0*900=0 |
| 1 час | 3 часа | 3*500=1500 |
| 3 часа | 4 часа | 4*100=400 |
2 часа | руб./ час |
В.2. minпо времени простоя
| 0,5 часа | простой 0 | 0*100=0 |
| 1 час | простой 0,5 | 0,5*500=250 |
| 3 часа | простой 1,5 | 1,5*900=1350 |
2 часа | руб./ час |
В – 2 оптимальное управленческое решение по mintпр
В.3.
| 1 час | простой 0 | 0*100=0 |
| 0,5 часа | простой 1 | 1*100=100 |
| 3 часа | простой 1,5 | 1,5*900=1350 |
2,5 часа | руб./ час |
В – 3 оптимальное управленческое решение по minстоимости простоя
1часа | простой 0 | 0*100=0 | |
1. | 0,5 часа | простой 1 | 1*100=100 |
3 часа | простой 1,5 | 1,5*900=1350 | |
2 часа | руб./ час |
Задача 6.Управление последовательностью выполнения работ.Описание ситуации.
В ремонтную службу Вашего предприятия поступила информация об аварийной остановке пяти станков. Предполагаемая (нормативная) продолжительность ремонта станков следующая: 1-го – 2 часа; 2-го – 1 час; 3-го – 3 часа; 4-го – 5 часов; 5-го – 0,5 часа. В какой последовательности следует выполнить ремонт станков, чтобы минимизировать вынужденный простой станочников и оптимизировать управленческое решение.
РЕШЕНИЕ
В1 minпо простою станков | В2 minпо стоимости простоя станков | ||||||
№ станка | Продолжит. ремонта | Послед. ремонта по minпростоя | Стоимость простоя станков во время ремонта (за 1 час.) | В1 общая стоимость простоя | Рацион. Послед. ремонта | Простой tстанков | Стоимость простоя |
2 часа | 3(1,5) | 500р. | 1,5*500=750 | 0*500=0 | |||
1 час | 2(0,5) | 100р. | 0,5*100=50 | 3,5 | 3,5*100=350 | ||
3 часа | 4(3,5) | 300р. | 3,5*300=1050 | 2*300=600 | |||
5 час | 5(6,5) | 50р. | 6,5*50=325 | 8,5 | 8,5*50=425 | ||
0,5 час | 1(0) | 150р. | 0*150=0 | 2,5 | 150*2,5=375 | ||
tпр1=12,0 час Sпр1=2175 руб. (5-2-1-3-4) | tпр2=16,5 час Sпр2=1750руб. (1-3-5-2-4) |
I. % оптимизации по времени простоя станков – нет.(в обратном варианте)
* 100% = *100% ==27,3%
II. % оптимизации по стоимости простоя станков
= *100% == 19.5%
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Ситуация 1. Перечислите и опишите основные черты переходного периода к информатизации общества.
Ответ: Основные черты переходного периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития “знание - производство - знание”, массовое тиражирование профессиональных знаний.
Информационная инфраструктура включает телефонную сеть, кабельное телевидение и другие виды коммуникаций, множительную технику, книгоиздательство, видео - и аудиоаппаратуру, парк ЭВМ и программное обеспечение, достаточное для обеспечения всех информационных услуг сети ЭВМ и электронной почты, а также замены бумагоносителей магнитными и оптическими. Развитию информационной инфраструктуры способствует выпуск обучающих программ, развитие культуры и искусства, новых видов искусства и средств производства перечисленного выше.
К истокам возникновения термина «информационное общество» можно отнести программу США создания Национальной сети для исследования и образования в 1991г. NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure).
Основные цели программы:
· долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду;
· более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан правительство;
мировое лидерство в базовой науке, математике и технике.
Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств различных стран. Она должна обеспечить решение проблем экономической и социальной направленности, например, таких:
· электронные универсальные библиотеки;
· транс культурное обучение;
· мультимедийный доступ к культурному всемирному наследию;
· глобальная опись всей информации о проектах, проработках и т. п., поддерживающих развитие информационного общества;
· управление окружающей средой и природными ресурсами;
· глобальное управление чрезвычайными ситуациями;
· глобальный рынок для малых и средних предприятий.
Реализация этих и других проектов начата в 1999 году. Они несут с собой повышение уровня жизни значительных слоев населения.
Финансовые рынки навязывают свои законы и правила всему миру. Отмена торговых границ, взрыв развития телекоммуникационных средств, мировые компьютерные сети, могущество финансовых рынков, международные соглашения о свободе торговли – все это вносит свою лепту в разрушение национальных государств. Глобализация порождает раздробленный мир.
Появляется сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект и т. д.
В декабре 1998г. в России была принята концепция информатизации нашего общества. В следующем году был разработан проект государственной информационной политики информатизации нашего общества. В 2001 г. приняты Федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002 – 2010 годы и «Развитие единой образовательной информационной среды».
Ситуация 2. Опишите основные элементы системного подхода к управлению.
Ответ:Главные принципы системного подхода:
единство — система рассматривается как единое целое и как совокупность частей;
целостность — элементы могут быть разной направленности, но они одновременно совместимы;
динамичность - способность системы к изменению состояния под воздействием направленных или случайных факторов;
взаимозависимость системы и среды, т.е. система проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;
иерархичность - т.е. ранжирование частей, каждый элемент системы рассматривается как подсистема, а сама система — как элемент более сложной системы;
организованность - приведение в порядок составных частей и объединяющих их связей;
множественность состоянии и описания системы — построение различных моделей, каждая из которых описывает определенное состояние системы;
декомпозиция - возможность расчленения объекта на составные части, каждая из которых имеет цели, вытекающие из общей цели системы.
Ситуация 3. Перечислите факторы, вызывающие необходимость совершенствования управленческих информационных систем.
Ответ:1) научно-техническая революция;
2) влияние научных исследований и разработок;
3) изменение конструкции продукции и сокращение продолжительности службы изделий;
4) информационный взрыв;
Ситуация 4. Перечислите достижения, которые обеспечивают принципиальное совершенствование процесса управления.
Ответ:
Ситуация 5. Объясните, как соотносятся такие характеристики информации как «надежность» и «достоверность».
Ответ:
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Ситуация 1. Сформулируйте миссию и главные цели какой-либо известной вам организации и дайте обоснование их содержания.
Ответ:Миссия IKEA: «Изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей»
Миссия Facebook: «Предоставить людям возможность поделиться своей жизнью с другими и сделать мир более открытым и объединенным»
Миссия Google: «Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому»
Миссия Adidas: «Стать лучшим спортивным брендом в мире. никогда не сравнивать количество с качеством. Спортсмен всегда на первом месте».
Миссия Nike: «Дарить вдохновение и инновационные решения каждому атлету в мире»
Миссия Pepsi: «Быть лучшей в мире компанией-производителем продуктов питания, сфокусированной на готовых продуктах и напитках. Во всем, что мы делаем, руководствоваться тремя принципами – честность, последовательность и справедливость.»
Примеры целей известных компаний.
General Electric: стать самым мощным конкурентом в мире, номером 1 или 2 по доле рынка в каждой сфере бизнеса компании.
Миссия коммерческого банка может быть сформулирована следующим образом: «Содействовать социальному развитию города, обслуживать клиентов лучше и быстрее, чем конкуренты, занять лидирующие позиции на рынке банковских услуг». Миссия обусловливает главные цели банка: формирование устойчивой позиции на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения и создание материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Положительные тенденции в экономике создают основу для расширения банковских операций, позволяют банку более эффективно использовать накопленную ресурсную базу, удовлетворять возросшие потребности клиентов в получении качественных банковских услуг. Социальная ориентация банка выражается в наличии подразделений во всех районах города, в процентной политике по отношению к вкладам, ориентированным на клиентов с разным уровнем дохода и разным уровнем социальной защищенности. Ключевой фактор успеха банка в достижении поставленных целей — качественное изменение отношений с клиентами: совершенствование системы управления рисками, повышение гибкости управления банком, обеспечение быстроты реакции на меняющиеся рыночные условия, дальнейшее развитие филиальной сети с учетом экономических и социальных факторов.
ФИНАНСЫ
• К 31.12.2006г. увеличить на 10% годовой объем продаж по сравнению с 2005г.
• Увеличить прибыль на 15% по сравнению с предыдущим полугодием.
КЛИЕНТЫ
• В течение июня-августа привлечь 120 клиентов
• По итогам 2006 г. получить 1500 благодарственных записей в Книге жалоб и предложений
ВНУТРЕННИЕ Б-П
• Не более 2% клиентов в месяц неудовлетворенных качеством облуживания
• Сокращение времени на оформление договора до 5 минут в течении июня
ПЕРСОНАЛ
• В ноябре 2006 г. направить менеджера по туризму на курсы повышения квалификации
Ситуация 2. На примере любой социально-экономической системы рассмотрите процессы системной интеграции и дифференциации, приведите несколько примеров. Определите тип наблюдаемых интеграционных преобразований.
Ответ:Освоение производства сопутствующих товаров – это пример горизонтальной диверсификации, основанной на централистическом типе интеграции; объединение садоводов-любителей в садовое товарищество – это интеграция свободного типа на основе многосвязной структуры.
Интеграция
Диверсификация
Ситуация 3. Определите связь между понятием жизненного цикла организации и действием закона самосохранения.
Ответ: Организация функционирует в определенных временных рамках в период зарождения до гибели, т.е. временной интервал, в котором существует организация, называется жизненный цикл. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения – каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Связь между этими понятиями – включение ресурсов и потенциала при изменениях и кризисных ситуациях.
Ситуация 4. Представьте вуз, в котором Вы обучаетесь, в виде организации по Г. Минцбергу (Г. Минцберг «Структура в кулаке: создание эффективной организации»), выделив пять основных частей. Подумайте, к какому блоку относятся библиотека, столовая, методический отдел и т.д. Обоснуйте свое решение.
Ответ:
Стратегическая вершина – ректор, проректор
Административное звено – деканы
Операционное ядро – зав. кафедрой, преподаватели
Техноструктура – научно-методический отдел
Вспомогательный персонал – библиотека, столовая