Статья 15. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области социальной защиты населения
Федеральный орган исполнительной власти в области социальной защиты населения:
1) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области здравоохранения и образования утверждает стандарты оказания социальных услуг в ситуации семейно-бытового насилия;
2) разрабатывает и внедряет профилактические программы и мероприятия в целях предупреждения семейно-бытового насилия;
3) разрабатывает нормативные правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;
4) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведёт статистику случаев обращения в органы социального обслуживания населения в связи с семейно-бытовым насилием, собирают иные необходимые данные;
5) обеспечивает организацию обучения сотрудников органов социального обслуживания населения по вопросам профилактики бытового насилия.
Статья 16.Полномочия некоммерческих организаций в сфере семейно-бытового насилия
1. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию, выявляют случаи семейно-бытового насилия, проводят информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия и просвещение населения в сфере семейно-бытовых отношений; просветительскую работу с пострадавшими, участвуют в организации специализированных учреждений по оказанию помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия и осуществлении мер по их социальной адаптации и социальной реабилитации, а также проводят специализированные психологические программы с нарушителями.
2. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Глава 3.Меры профилактики семейно-бытового насилия
Статья 17.Механизмы профилактики семейно-бытового насилия
1. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включают в себя комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, направленных на устранение семейно-бытового насилия, пресечение причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового насилия, ведение процессуальных действий против семейно-бытовых нарушителей, восстановление прав и поддержку в реадаптации как пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливается механизм профилактики семейно-бытового насилия.
3. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включает в себя:
1) выявление факторов семейно-бытового насилия;
2) анализ и оценку факторов семейно-бытового насилия;
3) введение эффективных средств, предусмотренных законом, для выявления, профилактики, предупреждения и устранения семейно-бытового насилия;
4) ведение статистического учета в области семейно-бытового насилия;
5) внедрение профилактических мероприятий для нарушителей, и потенциальных нарушителей;
6) информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия среди населения в сфере семейно-бытовых отношений;
7) распространение информации об ответственности нарушителя, о правах потерпевших и защите прав потерпевших;
8) действия по оказанию юридической, психологической, медицинской, социальной или иной необходимой помощи и защиты потерпевшим, а также иным лицам, предусмотренным настоящим Федеральных законом и действия по пресечению совершения дальнейших актов семейно-бытового насилия, действия по принятию к нарушителям мер наказания, мер воспитательного и иного характера;
9) разработка специальных профилактических программ в сфере семейно-бытового насилия.
Статья 18. Меры индивидуальной профилактики бытового насилия
1. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение нарушителя в целях предупреждения совершения новых правонарушений с его стороны и обеспечения безопасности пострадавшего.
2. Мерами индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия являются:
1) профилактический учет;
2) профилактическая беседа;
3) специализированные психологические программы;
4) защитное предписание;
5) судебное защитное предписание;
3. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей нарушителя, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.
4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия могут быть применены в течение двух лет со дня совершения семейно-бытового насилия.
Статья 19. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия
Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия органом внутренних дел является одно из следующих обстоятельств:
1) поступление заявления или сообщения от лиц, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона;
2) непосредственное обнаружение сотрудником органа внутренних дел обстоятельств, или данных, свидетельствующих о совершении семейно-бытового насилия, попытки его совершения или угрозы его совершения;
3) сведения, поступившие из органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и физических лиц.
Статья 20. Постановка на профилактический учет и снятие с профилактического учета семейно-бытового нарушителя
1. Семейно-бытовой нарушитель, которому было вынесено защитное предписание или судебное защитное предписание, орган внутренних дел ставит на профилактический учет.
2. Порядок постановки на профилактический учет и порядок снятия с профилактического учета семейно-бытового нарушителя, которому было вынесено защитное предписание, судебное защитное предписание, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
3. На лицо, состоящее на профилактическом учете, возлагается обязанность являться в орган внутренних дел от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы.
Статья 21. Профилактическая беседа
1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения семейно-бытового насилия, разъяснение социальных и правовых последствий семейно-бытового насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
2. Профилактическая беседа проводится сотрудником органа внутренних дел с нарушителем, или лицом, в отношении которого имеются основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия.
3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях органов внутренних дел, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте совершения семейно-бытового насилия, и не может продолжаться более одного часа.
4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.
5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей или других законных представителей, а также психолога.
6. По результатам профилактической беседы сотрудником органа внутренних дел составляется акт профилактической беседы. В акте профилактической беседы указывается дата, время, место и основания проведения профилактической беседы, ее краткое содержание.
Статья 22.Специализированные психологические программы
1. Основными задачами специализированных психологических программ являются выявление причин совершения семейно-бытового насилия, профилактика совершения семейно-бытового насилия, реадаптация нарушителя.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области социальной защиты в целях исполнения защитных предписаний или судебного защитного предписания об обязании нарушителя пройти в специализированную психологическую программу, утверждает положение об организации и порядке осуществления специализированных психологических программ для нарушителей, в том числе устанавливает плату за их прохождение. Нарушители, признанные малоимущими в установленном законом порядке, могут освобождаться от оплаты специализированных психологических программ.
3. Специализированные психологические программы для нарушителей осуществляются социальными службами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты обеспечивают реализацию консультационных психологических программ для нарушителей в достаточном объеме.
4. Прохождение специализированной психологической программы должно быть начато нарушителем в течение 10 суток с момента вынесения защитного предписания или судебного защитного предписания.
Статья 23. Защитное предписание
1. В целях обеспечения безопасности пострадавшего, либо иных лиц, указанных в статье 5 настоящего закона, сотрудником органа внутренних дел, к которому поступило заявление или сообщение от пострадавшего или иных лиц, либо сведения от органов или организаций, либо непосредственно обнаружившим факт совершения семейно-бытового насилия, попытки его совершения, либо угрозу его совершения, незамедлительно выносится защитное предписание. Защитное предписание выносится с согласия пострадавшего, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости, либо по иной причине, не может выразить согласие. Защитное предписание выносится при наличии данных, указывающих на совершение семейно-бытового насилия, либо попытки его совершения или угроз его совершения. Копия защитного предписания вручается для обязательного исполнения нарушителю под расписку. В случае отказа от подписания, либо в случае уклонения от его получения, в защитном предписании делается соответствующая запись и нарушитель считается получившим защитное предписание. Защитное предписание выносится незамедлительно на месте совершения (попытки совершения, угрозы совершения) семейно-бытового насилия. В случае невозможности вынесения защитного предписания на месте совершения (попытки совершения, угрозы совершения) семейно-бытового насилия, нарушитель доставляется в орган внутренних дел для вынесения защитного предписания.
2. Лицу, в защиту которого вынесено защитное предписание, предоставляется его копия в день его вынесения с разъяснением прав потерпевшего, а также правовых последствий в случае нарушения защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено.
3. Защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент совершения семейно-бытового насилия шестнадцатилетнего возраста.
4. Защитным предписанием запрещается:
1) совершать семейно-бытовое насилие;
2) преследовать пострадавшего;
3) приобретать и пользоваться любыми видами оружия.
5. Защитным предписанием на нарушителя возлагается обязанность пройти специализированную психологическую программу.
6. В защитном предписании указываются: время и место его вынесения, кем и в отношении кого оно вынесено, место, время и обстоятельства совершения, попытки совершения или угрозы совершения семейно-бытового насилия, установленные ограничения в отношениях нарушителя с пострадавшим, а также применяемые к правонарушителю запреты и обязанности, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.
7. Срок действия защитного предписания составляет один месяц с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.
8. При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, по письменному заявлению пострадавшего, срок действия защитного предписания может быть продлен до двух месяцев сотрудником органа внутренних дел.
9. Нарушение защитного предписания влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
10. На время действия защитного предписания лицо, в отношении которого оно вынесено, ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль.
11. Вынесение защитного предписания может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, в защиту которого оно выдано в течение 3 дней с момента его получения в вышестоящий орган, либо в прокуратуру. Жалоба на вынесение защитного предписания подлежит рассмотрению в срок до 5 суток. Вышестоящий орган или прокурор, получившие жалобу на вынесение защитного предписания, имеют право отменить защитное предписание, в случае, если защитное предписание вынесено с нарушением настоящего Федерального закона. Обжалование защитного предписания не приостанавливает его действие.
12. Вынесение защитного предписания может быть обжаловано в суде в порядке, предусмотренном законодательством об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан в течение 3 дней с момента получения защитного предписания.
13. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, обращаются за защитным предписанием в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при этом, согласие пострадавшего на вынесение защитного предписания в защиту указанных лиц, не требуется.
Статья 24. Судебное защитное предписание
1. В целях защиты пострадавшего, либо иных лиц, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, а также в целях пресечения и предупреждения семейно-бытового насилия, выносится судебное защитное предписание.
2. Судебное защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент совершения семейно-бытового насилия шестнадцатилетнего возраста.
3. Судебное защитное предписание выносится мировым судьей по месту проживания пострадавшего по его заявлению, либо по заявлению субъектов профилактики семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие.
4. Заявление о вынесении судебного защитного предписания подается в суд в двух экземплярах. В заявлении должно быть указано лицо, в отношении которого оно подается, лицо, в защиту которого оно подается, а также обстоятельства, в связи с которыми оно подается.
5. Судебное защитное предписание может быть выдано на срок от 1 месяца до 12 месяцев. Неисполнение лицом, получившим судебное защитное предписание, указанных в нем запретов в течение установленного судом срока, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
6. Действие судебного защитного предписания прекращается:
1) по истечении его срока действия;
2) в случае изменения обстоятельств (оснований) в судебном порядке;
3) в случае смерти одной из сторон.
7. При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, либо между сторонами имеются иные судебные разбирательства, либо в отношении нарушителя возбуждено уголовное дело, по которому пострадавший признан потерпевшим, по письменному заявлению пострадавшего, либо субъектов профилактики семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего срок действия защитного предписания может быть неоднократно продлен судом на срок до шести месяцев.
8. В случае изменения обстоятельств или по заявлению лица, в защиту которого вынесено судебное защитное предписание, либо по заявлению субъекта профилактики с согласия пострадавшего за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие, суд, вынесший судебное защитное предписание, имеет право дополнить защитное предписание мерами, предусмотренными статьей 26 настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Дополнение, либо изменение защитного предписания может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для обжалования постановления о вынесении защитного предписания.
9. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона обращаются за судебным защитным предписанием в порядке, предусмотренном настоящей статьей, а также статьями 25-27 настоящего Федерального закона, при этом согласие пострадавшего на вынесение судебного защитного предписания в защиту указанных лиц, не требуется.
Статья 25. Порядок вынесения судебного защитного предписания
1. Суд рассматривает заявление о вынесении судебного защитного предписания по правилам, предусмотренным гражданским судопроизводством с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
2. Судебное разбирательство должно быть начато не позднее 5 суток и окончено не позднее 15 суток со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного защитного предписания.
3. Суд, получив заявление о вынесении судебного защитного предписания, выносит постановление о вынесении семейно-бытовому нарушителю временного судебного защитного предписания на срок рассмотрения судом заявления о вынесении судебного защитного предписания. Временным судебным защитным предписанием запрещаются действия, указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
4. Суд, получив заявление о вынесении судебного защитного предписания, в течение суток принимает меры по уведомлению заявителя, пострадавшего и лица, в отношении которого подано заявление, о дате, времени и месте рассмотрения заявления, о вынесении временного судебного защитного предписания, а также предлагает последнему явиться в суд для получения копии данного заявления. Суд может поручить уведомление лица, в отношении которого подано заявление, органу внутренних дел по месту проживания либо, пребывания указанного лица.
5. При подготовке к рассмотрению заявления о вынесении судебного защитного предписания суд направляет в уполномоченный орган внутренних дел запрос о предоставлении:
1) информации о ранее принятых мерах индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия к лицу, в отношении которого подано заявление;
2) информации о ранее поданных в орган внутренних дел заявлениях, сообщениях или сведениях по фактам семейно-бытового насилия к лицу, в отношении которого подано заявление, а также материалов проверок по данным заявлениям.
6. Суд, заслушав объяснения сторон, показания имеющихся по делу свидетелей, рассмотрев заявление пострадавшего, представленные суду материалы, при наличии данных, свидетельствующих о совершении лицом, в отношении которого подано заявление, семейно-бытового насилия, либо угроз или попытки его совершения, выносит постановление о вынесении семейно-бытовому нарушителю судебного защитного предписания и определяет срок его действия, содержание и условия его исполнения. Постановление о вынесении судебного защитного предписания изготавливается в день его вынесения. Неявка в суд заявителя, пострадавшего либо лица, в отношении которого подано заявление не препятствует рассмотрению заявления о вынесении судебного защитного предписания.
7. Суд вручает под роспись нарушителю постановление о вынесении судебного защитного предписания и разъясняет последствия его нарушения. В случае неявки нарушителя в суд, либо уклонения от его получения, суд делает соответствующую запись в постановлении и направляет его нарушителю по месту жительства или месту пребывания, после чего нарушитель считается получившим судебное защитное предписание. Копия постановления о вынесении судебного защитного предписания также вручается пострадавшему и заявителю.
8. Суд разъясняет пострадавшему, что независимо от получения судебного защитного предписания, он имеет право обратиться в суд с целью возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а в случае, если имеются основания полагать, что нарушителем в отношении пострадавшего совершено преступление, суд разъясняет право пострадавшего на обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела.
9. Срок действия судебного защитного предписания исчисляется со дня вынесения судом постановления о вынесении судебного защитного предписания и подлежит немедленному исполнению.
10. В целях сохранения неприкосновенности частной жизни сторон, суд может проводить слушание дела в закрытом судебном заседании.
11. Суд в течение 24 часов с момента вынесения постановления обязан направить копию постановления о вынесении судебного защитного предписания в орган внутренних дел по месту проживания пострадавшего, а также по месту проживания или пребывания нарушителя в целях постановки семейно-бытового нарушителя на профилактический учет на срок действия судебного защитного предписания.
12. Контроль за соблюдением правонарушителем, условий судебного защитного предписания возлагается на орган внутренних дел, а также на службу судебных приставов в соответствии с их компетенцией.
13. Обжалование постановления о вынесении защитного предписания производится в порядке, предусмотренном гражданским судопроизводством. Обжалование постановления о вынесении судебного защитного предписания не приостанавливает его действия.
Статья 26. Меры устанавливаемые судебным защитным предписанием
1. Судебным защитным предписанием семейно-бытовому нарушителю запрещается:
1) совершать семейно-бытовое насилие по отношению к пострадавшему или другим лицам;
2) преследовать пострадавшего;
3) приобретать и пользоваться огнестрельным оружием или другими видами оружия.
2. Судебным защитным предписанием на нарушителя возлагается обязанность пройти специализированную психологическую программу.
3. При необходимости, с учетом конкретных обстоятельств дела, судебным защитным предписанием дополнительно может быть постановлена одна или несколько следующих мер:
1) предложение нарушителю, покинуть место совместного проживания с пострадавшим, независимо от того, кто является собственником жилого помещения;
2) обязать нарушителя передать пострадавшему его личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем;
3) обязать нарушителя содержать общих с пострадавшим детей в соответствии с семейным законодательством;
4) обязать нарушителя, оплатить расходы пострадавшего на лечение, консультирование или пребывание в социальной гостинице (убежище), временном приюте, оплатить расходы по найму пострадавшим жилого помещения в разумном размере, если совместное проживание пострадавшего и нарушителя невозможно, оплатить судебные расходы пострадавшего, в том числе расходы на оказание юридической помощи;
5) обязать нарушителя пройти лечение от алкоголизма или наркомании.
Статья 27. Содержание постановления о вынесении судебного защитного предписания
В постановлении о вынесении судебного защитного предписания должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление, его адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого подано заявление о вынесении судебного защитного предписания;
4) сведения о лице, обратившемся с заявлением о вынесении судебного защитного предписания;
5) сведения о пострадавшем;
6) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
7) срок действия и содержание судебного защитного предписания, вынесенного судом;
8) разъяснение пострадавшему его право обратиться в суд в целях возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а в случае, если имеется основания полагать, что нарушителем в отношении пострадавшего совершено преступление, право на обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела;
9) разъяснение нарушителю последствий нарушения им судебного защитного предписания.
Глава 4.Организация социально-правовой защиты граждан от семейно-бытового насилия
Статья 28.Понятие и цели социально-правовой защиты граждан от семейно-бытового насилия
1. Социально-правовая защита гражданот семейно-бытового насилия представляет собой профилактическую деятельность социальных служб по профилактике, предотвращению, и разрешению ситуаций, связанных с проявлением или опасностью проявления семейно-бытового насилия, по социальной поддержке лиц, пострадавших от семейно-бытового насилия, оказанию им социальной помощи и услуг, их социальной адаптации и реабилитации, оказанию помощи семье в восстановлении нормальных семейных отношений, реабилитации лиц, создающих опасность совершения или совершивших семейно-бытовое насилие.
2. Целью социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия является оказание помощи в предотвращении и разрешении ситуации семейно-бытового насилия для охраны их жизни, психического и физического здоровья.
Статья 29.Основы деятельности социальных служб по социально-правовой защите граждан от семейно-бытового насилия
1. Деятельность социальных служб по социально-правовой защите гражданот семейно-бытового насилия строится на основе принципов национальных и государственных стандартов социального обслуживания, порядка создания, реорганизации, ликвидации социальных служб, управления ими, координации, ресурсного, кадрового и научно-методического обеспечения социального обслуживания, порядка оплаты социальных услуг, установленных соответствующим законодательством и настоящим Федеральным законом.
2. Государственный и (или) муниципальный орган управления социальными службами имеет право заключить договоры о социально-правовой защите пострадавших от семейно-бытового насилия с организациями и учреждениями социального обслуживания, не входящими в систему государственных или муниципальных социальных служб.
Статья 30.Основания и порядок предоставления социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия
1. Основанием для предоставления социальной службой социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия является обращение за помощью лица, пострадавшего от семейно-бытового насилия; высказанное им желание на получение такой помощи при поступлении в социальную службу.
2. Социальная служба, не имеющая возможности оказать в полном объеме социально-правовую защиту от семейно-бытового насилия в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством, направляет заявление или сообщение о семейно-бытовом насилии в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, о чем уведомляет заявителя. При устном обращении социальная служба, не имеющая возможности предоставить в полном объеме социально-правовую защиту от семейно-бытового насилия, направляет заявителя в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты.
3. Решение об оказании социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия принимается незамедлительно.
4. Социально-правовая защита граждан от семейно-бытового насилия осуществляется вне зависимости от возбуждения по факту семейно-бытового насилия уголовного дела, проведения дознания, предварительного следствия, производства в суде, если семейно-бытовое насилие продолжается, либо имеется угроза его совершения.
Статья 31.Полномочия социальных служб в ситуации семейно-бытового насилия
Социальные службы в ситуации семейно-бытового насилия:
1) незамедлительно информируют органы внутренних дел о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе их совершения;
2) осуществляют прием пострадавших от семейно-бытового насилия;
3) организуют предоставление бесплатной психологической, педагогической, юридической помощи пострадавшим, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации;
4) предоставляют временный приют пострадавшим;
5) проводят специализированные психологические программы с нарушителями;
6) осуществляют работу по предотвращению и профилактике семейно-бытового насилия;
7) осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики семейно-бытового насилия;
8) выдают заключения по запросу пострадавшего, органов внутренних дел, прокуратуры и иных правоохранительных органов и суда по фактам обращений и принятых мер по вопросам семейно-бытового насилия.
Статья 32.Предоставление временного приюта
1. Уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения при наличии непосредственной угрозы семейно-бытового насилия обязан незамедлительно обеспечить предоставление пострадавшему по его просьбе временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания с правом проживания. В случае, если на иждивении пострадавшего имеются другие лица, им предоставляется временный приют вместе с пострадавшим.
2. Временный приют предоставляется бесплатно на срок, установленный учредителем специализированного учреждения социального обслуживания, но не менее двух месяцев. Плата за предоставление временного приюта свыше установленного бесплатного периода устанавливается в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
3. В течение срока, на который предоставлен временный приют пострадавшему от семейно-бытового насилия, орган управления системой социальных служб совместно с территориальным органом внутренних дел обязан принять меры, обеспечивающие устранение угрозы жизни или здоровью пострадавшего.
4. В случае сохранения опасности для жизни или здоровья, пострадавшего от семейно-бытового насилия по истечении срока пользования предоставленным ему временным приютом, орган управления системой социальных служб обязан с согласия пострадавшего незамедлительно обратиться в орган внутренних дел для вынесения защитного предписания либо в суд для вынесения судебного защитного предписания. Одновременно орган управления системой социальных служб продлевает пребывание пострадавшего в специализированном учреждении социального обслуживания до устранения опасности его жизни и здоровью.
5. Продление временного приюта пострадавшему от семейно-бытового насилия, осуществляется на основе акта (приказ, распоряжение) руководителя специализированного учреждения социального обслуживания.
Глава 5.Надзор и контроль в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия
Статья 33. Надзор за исполнением законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия
Надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Общественный контроль за исполнением законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия
1. Общественный контроль в сфере действия настоящего Федерального закона осуществляется некоммерческими организациями, средствами массовой информации, гражданами, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.
2. Общественный контроль осуществляется в следующих направлениях:
1) проверка соответствия деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений настоящему закону, а также иному законодательству в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, в том числе проверка соблюдение международных обязательств государства в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия и оказания помощи его жертвам;
2) анализ эффективности системы государственного регулирования в указанной сфере;
3) контроль за исполнением нормативных правовых актов в указанной сфере;
4) выявление случаев семейно-бытового насилия;
5) предупреждение и профилактика семейно-бытового насилия.
3. Органы общественного контроля вправе:
1) осуществлять мониторинг состояния ситуации в сфере противодействия семейно-бытовому насилию и защиты его жертв;
2) создавать системы получения информации о фактах семейно-бытового насилия и его жертвах ("горячие линии");
3) предоставлять сведения о нарушениях законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия и защиты его жертв органам прокуратуры, государственным органам исполнительной власти и муниципальным органам , осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере;
4) обращаться в уполномоченные органы, а также в суд и прокуратуру с заявлениями о фактах нарушения законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия;
5) осуществлять иные полномочия в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6.Заключительные положения
Статья 35.Информация о пострадавших от семейно-бытового насилия
Информация о личности, физическом и психологическом состоянии пострадавшего является конфиденциальной, и её раскрытие разрешается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными и иными неправительственными организациями в сфере профилактики семейно-бытового насилия
1. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией обеспечивают сотрудничество с некоммерческими организациями, международными и иными неправительственными организациями, средствами массовой информации и гражданами в целях повышения эффективности предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, предоставления защиты и помощи пострадавшим, совершенствования координации профилактической работы в данной сфере, а также усиления контроля институтов гражданского общества за ходом и результатами этой деятельности.
2. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией поддерживают средства массовой информации, общественные объединения, международные и иные неправительственные организации в их деятельности по профилактике семейно-бытового насилия.
3. Некоммерческим организациям в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, предоставляется финансовая поддержка за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов. В соответствии с проведенным открытым конкурсом предложенные ими программы мероприятий по предупреждению и профилактике семейно-бытового насилия включаются в ведомственный или региональный план.
Статья 37. Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации