Чем Вы объясните эти изменения? Как они повлияли на дальнейшее развитие страны?
ЗАНЯТИЕ 6. СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ: ВЫБОР ПУТЕЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 80-Х – НАЧАЛО XXI ВЕКА.)
Учебные вопросы:
СССР в условиях перестройки и нового политического мышления.
Российская Федерация в 1990-е гг.
Россия и мировое сообщество в начале XXI века.
Темы докладов:
1. Рыночные реформы 90-х годов, их экономические и социальные результаты.
2. Либеральные реформы 90-х гг. и их кризис (выбор пути, влияние Запада, содержание, особенности, причины кризиса).
3. Б.Н.Ельцин: характеристика личности и деятельности.
4. От политического кризиса двоевластия (1991-1993) – к становлению нового политического режима.
5. Внешняя политика в президентство Б.Н.Ельцина (1991-1999): от катастрофы – к попыткам стабилизации.
6. Внутренняя и внешняя политика в президентство В.В.Путина (2000-2008,2012 г. и по н/в): итоги, проблемы и перспективы.
7. Финансово-промышленная олигархия современной России (этапы развития и упадка, характерные черты, крупнейшие компании, политическая роль, эволюция отношений с властью).
8. Причины банкротства современного российского либерализма.
9. Внешняя политика современной России (Югославский кризис 1999 г., Украинский кризис 2014 г.): реальность и перспективы.
Время для доклада – 10-15 минут.
Литература:
Основная литература
1. История Россиив новейшее время, 1985-2009 гг.: учебник для бакалавров вузов/ [А. Б. Безбородов и др.]; отв. ред. А. Б. Безбородов; РГГУ. - М., 2010.
2. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века: в 2 кн.: учебник / ред. Э. М. Щагин. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008.
3. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для студ. вузов, бакалавров / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; ред. Н. И. Павленко. - 5-е изд. - М., 2011.
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; ред. А. Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2010.
5. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. - М., 2008.
Дополнительная литература
1. Дворниченко А.Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - М.: Проспект, 2007.
2. Зуев М.Н. История России: учебное пособие / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007.
3. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. - 3-изд., перераб. и доп. - М., 2006.
4. История России: В 2 т.: учебное пособие. Т. 1. С древнейших времён до конца XVIII в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин; ред. А. Н. Сахаров. - М., 2007.
5. История Россиис древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; Под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2009.
6. Отечественная история. / Учебник. / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007.
Рекомендованные интернет-ресурсы
1. http://www.history.ru
2. http://www.allrus.info
3. http: //www.hrono.ru
4. http: //www.istorijarossii.narod.ru
5. http: //www.istoria.ru
6. http: //www.sovetika.ru
7. http: //www.praviteli.org
Методические указания студентам по подготовке к семинару
А) Общие указания
1) Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспекта лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно отрабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.
Каждый обучаемый при необходимости может подготовить в своем конспекте краткие ответы (тезисы) на вопросы семинарского занятия. Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура ответа на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. Продолжительность ответов на вопросы задания - до 10 минут.
2) Знать ответы на контрольные вопросы (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на контрольные вопросы.
3) Подготовиться к дискуссии по логическим заданиям и проблемным вопросам (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на логические задания и проблемные вопросы)
Б) Методические рекомендации при подготовке ответов на вопросы семинарского занятия
Изучая первый вопрос, следует проанализировать состояние СССР в условиях перестройки и нового политического мышления.
Рост кризисных явлений в СССР к середине 1980-х годов, вызванный глубокими противоречиями общественного и политического развития, заставил советское руководство начать преобразования в экономической и политической сферах жизни общества. Этот новый период – период проведения реформ закрепился в общественном сознании под названием «перестройка». В перестроечном периоде можно выделить два этапа:
Ø «романтический» (1985 – 1988), когда «перестройка понималась как ускорение социально-экономических процессов и совершенствование советской системы общественных отношений, которую нужно лишь обновить, избавив от ошибок прошлого путем ее гуманизации;
Ø «пораженческий» (1989 – 1991), когда вместо социально-экономического ускорения на первый план вышли гласность и демократизация, приведшие общество к отрицанию перспектив самой социалистической системы и, в конечном счете, к антикоммунизму.
На первом этапе (1985 – 1988) М.С. Горбачев и его окружение использовали командно-административные методы реформирования, похожие на те, к которым уже прибегали Н.С. Хрущев и Ю.В. Андропов. Однако они не только не принесли ожидаемых результатов, но даже усугубили экономические и социальные проблемы страны. Полная исчерпанность командно-административного варианта преобразований была очевидна.
На втором этапе (1989 – 1991) М.С. Горбачев попытался реализовать своего рода «советскую модель демократического социализма», призванную активизировать экономические и социальные возможности общества. Новая стратегия дала результаты, которых ее инициаторы совершенно не предвидели. Экономические реформы не удались, зато демократизация приобрела собственную, неподвластную М.С. Горбачеву и его окружению, динамику. Эти годы стали периодом гласности, книжного бума, всесторонней и беспощадной критики «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере.
Осенью 1988 г. резко поменялась расстановка политических сил в стране. Лагерь сторонников «перестройки» стал раскалываться: в нем выделилось радикальное крыло, в котором одну из ведущих позиций занял Б.Н. Ельцин. Главным требованием радикальных демократов стало изменение шестой статьи Конституции СССР, которая насаждала политическую монополию КПСС. Они требовали также введения политического плюрализма и многопартийности. Б.Н. Ельцин и его сторонники решительно возражали против правительственного плана реализации экономической реформы в течение шести лет. «Реформа и рынок немедленно, а не через шесть лет!» - таков был их лозунг.
Осенью 1989 г. в странах Восточной Европы были свергнуты тоталитарные коммунистические режимы, и эти события усилили политическую активность радикал-демократов.
Состоявшийся в феврале 1990 г. Пленум ЦК КПСС принял решение отказаться от монополии партии на власть и согласился на создание многопартийной системы.
Непоследовательность экономических реформ, отсутствие твердого руководящего начала, острые противоречия союзных органов и союзных республик еще более обострили социально-экономическую ситуацию в стране. Уровень жизни населения стремительно падал. В условиях продовольственного дефицита повсеместно вводилась карточная система. Началось массовое забастовочное движение, в котором наиболее активную роль играли шахтеры. В обществе распространялось убеждение, что реформы при сохранении социалистических принципов вообще невозможны. И что за их основу должны быть взяты классические образцы экономического и политического развития западных стран.
Появление на политической арене партий либеральной и демократической ориентации привело к консолидации оппозиционных сил, к обострению борьбы за углубление политических и экономических реформ. Под влиянием массированной пропаганды в обществе зрели надежды, что выходом из кризиса может стать отказ от социализма и переход к рыночным отношениям. В этих условиях катастрофически упал престиж М.С. Горбачева, и выросла популярность лидера оппозиции Б.Н. Ельцина. Ситуация усугубилась обострением межнациональных противоречий. В своей борьбе оппозиция сделала ставку на развал СССР и достижение суверенитета РСФСР.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР, состоявшийся в мае-июне 1990 г, избрал председателем Верховного Совета Б.Н. Ельцина. 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России.
В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР. Положительные итоги референдума, который был проведен в 9 из 15 республик СССР, были расценены М.С. Горбачевым как личная победа, упрочившая легитимность его президентской власти.
Наряду с экономическими требованиями все громче звучали призывы об отставке М.С. Горбачева.
19 августа 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота. Главной задачей Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) провозглашалось восстановление в СССР порядков, которые существовали до 1985 г. Но переворот провалился. 20 августа Б.Н. Ельцин и его окружение пресекли попытки захвата «Белого дома» путчистами, переломили ход событий в свою пользу и взяли под контроль всю ситуацию в России. С 22 августа Б.Н. Ельцин и российские радикалы стали пожинать плоды своей политической победы. М.С. Горбачев подписал указы о роспуске КПСС, и о своем отказе от поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров.
С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало.
Развал СССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик: России, Украины и Белоруссии объявили, что Союз СССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было согласовано совместное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев выступил по телевидению с заявлением о сложении своих президентских полномочий. После этого красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским флагом. Российская Федерации и другие независимые республики бывшего СССР начали путь самостоятельного существования.
Готовясь к ответу на первый вопрос, подумайте, почему в середине 80-х гг. советское общество оказалось в состоянии системного кризиса? Приведите конкретные факты его проявления. (см. приложение 1,приложение 2 )
Назовите пути, которые были определены во второй половине 80-х гг. для реформирования советской политической системы и командно-административной экономики.(см. приложение 3, приложение 4) Подумайте над следующими проблемами:
· Что включают в себя такие понятия, как «ускорение социально-экономического развития», «перестройка», «новое политическое мышление»?
· Каковы причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989—1991 гг.? (см. приложение 5)
· какое влияние оказали гласность, открытость информации, свобода прессы на изменение общественного сознания советских людей? (см. приложение 6)
· Какие литературные произведения, созданные в прежние годы, опубликованы в период перестройки?
· Какие воспоминания прежних лет появились в печати в эти годы? Какова была направленность дискуссий в отечественной литературе в годы перестройки? Назовите наиболее известных авторов литературно-публицистических произведений этих лет.
· Какие работы западных авторов были опубликованы в СССР в эти годы?
· Какие перемены произошли за годы перестройки в деятельности творческих организаций?
· Назовите кинофильмы, появившиеся в эти годы.
· Какие пьесы этого периода наложили отпечаток на раскрепощение сознания советского человека?
· Что нового появилось в работе телевидения?
· Когда и в связи с чем начала работу Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий? Кто из репрессированных крупных деятелей советского времени реабилитирован в эти годы?
· каковы, по вашему мнению, причины провала «революции сверху» и попыток реформирования советской системы в «социализм с человеческим лицом»?
· Какую роль сыграл М.С.Горбачев в перестроечных процессах?
Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. строилась на основе концепции «нового политического мышления». Что собой представляла эта концепция? Что было предпринято в этом направлении? (см.приложение 7, приложение 8)
Изучите ситуацию в стране в 1989 – 1991 гг. (см. приложение 9, приложение 10, приложение 11) Подумайте над следующими проблемами:
· Как на ситуацию внутри страны влияло противостояние федерального центра и союзных республик?
· Почему была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации (12 июня 1990 г.)?
· Какое значение для дальнейшего развития России имели такие события, как августовский путч 1991 г. (см. приложение 12, приложение 13, приложение 14, приложение 15), прекращение деятельности КПСС, распад СССР, Беловежские соглашения? (см. приложение 16,приложение 17, приложение 18, приложение 19)
Рассмотрение второго вопроса семинарского занятия начните с анализа этапа зарождения и становления современной России.
История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходится на декабрь 1991 г. В конце декабря 1991 г. новое независимое государство обретает и новое название – Российская Федерация. Но это было пока еще только название, предстояло главное – преобразование государства и общества.
Первый этап коренного реформирования, заключающийся в становлении демократической государственности и переходе от социалистической плановой экономики к рыночной, охватывает 1992 – 1993 гг. Начинается он с экономических реформ, а заканчивается полным разрушением прежнего государственного устройства – республика Советов уступает место демократической республике.
Второй этап современной истории – 1994 – 1999 гг. – связан, как и первый, с президентством Б.Н. Ельцина. С одной стороны, в это время сохраняется установка на курс реформ, и развиваются социально-экономические процессы, заложенные преобразованиями начала 1990-х годов, а с другой – нарастание новых качеств общественной жизни идет инерционно и в замедленном темпе. Реформирование было отягощено спадом производства, понижением уровня жизни значительной части населения, громадным внешним долгом, оппозиционными настроениями.
Тем не менее, к концу периода сказались результаты модернизации общества – как политической (парламентаризм, выборность губернаторов, мэров, региональных законодательных органов, многопартийность и др.), так и экономической (утверждение начал частной собственности, капиталистического производства, рыночных отношений и т.д.).
Изучая дальше второй вопрос, дайте характеристику состояния российской экономики к началу 90-х гг. Обратите внимание, что в мировой практике существуют два варианта движения от командно-административной к рыночной экономике.
Первый путь — медленный, постепенный — определяется тем, что созданные тоталитарной системой институты могут сосуществовать с новыми рыночными структурами, шаг за шагом врастая в них и трансформируясь в соответствии с законами свободного рынка.
Второй путь — быстрый, радикальный («шоковая терапия») предусматривает максимально резкий переход к рыночным регуляторам (свободные цены, либерализация экономической деятельности предприятий, максимальная приватизация государственной собственности и др.) при решительном отказе от государственного регулирования и административного вмешательства в предпринимательскую, банковскую и иную экономическую деятельность.
Изучите материал Приложений 20, 21 (см. приложение 20, приложение 21, приложение 22,приложение 23) и ответьте на следующие вопросы:
v Почему в России была сделана ставка на «шоковую терапию»?
v Какие были допущены при этом ошибки и просчеты?
v Какие составляющие включают в себя экономические реформы 90-х гг.?
v Какую роль играют международные организации (например, Международный валютный фонд — МВФ) в экономических преобразованиях России?
Обратите внимание, что крушение советской политической системы привело к созданию в России новых институтов государственной власти, основанных на принципах демократии, народного представительства, разделении законодательных, исполнительных и судебных органов, многопартийности. При этом важнейшей задачей многонационального государства, каким остается РФ, является сохранение территориальной целостности, преодоление сепаратистских тенденций и националистических проявлений, взвешенная национально-государственная политика.
Изучите события 1993 г. (см. приложение 24, приложение 25, приложение 26) ответьте на следующие вопросы:
1. Как разворачивались отношения между Президентом и Верховным Советом до осени 1993 г.?
2. Охарактеризуйте события осени 1993 г. в чем причины резкой конфронтации во власти, проявившейся в этот период?
3. Были ли исчерпаны все возможности компромисса между Президентом и Верховным Советом? Приведите Ваши доводы.
4. Как вы считаете, все ли проблемы удалось решить на пути формирования новой российской государственности? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.
5. По какой модели осуществляется создание государственных институтов в соответствии с Конституцией РФ 1993 г.? (см. приложение 27)
6. Какова, по вашему мнению, роль первого Президента России Б.Н.Ельцина в современной истории страны?
Изучите приложения 26,28,29 (см. приложение 26,приложение 28, приложение 29, приложение 30). Подумайте над следующими проблемами:
ü В чем заключались особенности политической ситуации в России в изучаемый период?
ü О каких процессах говорят итоги выборов в Государственную Думу в декабре 1993 г., в декабре 1995 г. и в декабре 1999 г.?
ü Как вы оцениваете роль политических партий в российском обществе?
ü Какие политические партии вы знаете?
ü Почему Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок? О чем, на Ваш взгляд, это свидетельствует?
Третий вопрос семинарского занятия посвящен России в XXI веке. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин в телеобращении к гражданам России объявил о своей досрочной отставке, назвал В.В. Путина своим преемником на посту президента Российской Федерации и сообщил о назначении досрочных президентских выборов на 26 марта 2000 г.
Новый лидер России Владимир Владимирович Путин сформировался как политик в период либеральных реформ в России. Он сменил С.В. Степашина на посту главы правительства РФ 9 августа 1999 г., на следующий день после нападения чеченских бандформирований на приграничные села Дагестана. В сентябре 1999 г. террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске. В этой обстановке действия Российской армии в Чечне получили широкую общественную поддержку. В своей предвыборной стратегии В.В. Путин использовал те же механизмы общественного воздействия, что и Б.Н. Ельцин в 1996 г.
Во-первых, главным инструментом предвыборной кампании стала «антитеррористическая операция» в Чечне.
Во-вторых, была принята серия решений об увеличении пенсий, зарплат, социальных пособий. Особенность выборов состояла в том, что большинство избирателей связывало именно с В.В. Путиным свои надежды на изменения во внутриполитическом курсе, что обеспечило ему массовую поддержку.
26 марта 2000 г. В.В. Путин победил в первом туре выборов и стал президентом России.
С приходом к власти В.В. Путина и победой на парламентских выборах в декабре 1999 г. поддерживавшего его общественно-политического движения «Единство», был преодолен хронический конфликт законодательной и исполнительной власти, парламента и президента, характерный для правления Б.Н. Ельцина. Этот факт принципиально изменил расстановку политических сил, позволив главе государства активно проводить курс политических и экономических преобразований.
Одним из первых решений нового президента стало реформирование федеративного устройства страны. Оно сводилось к усилению централизации, чему должны были способствовать создание семи Федеральных округов с представителями президента во главе, ослабление роли губернаторов и мэров в Совете Федерации Федерального собрания России. Региональное законодательство стало приводиться в соответствие с федеральным.
В начале 2000 г. правительство активно проводило в жизнь новую экономическую программу «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г.», предложенную Центром стратегических разработок. В ее основу легла либеральная экономическая теория. Цель программы – создание подлинного рынка, основанного на частной инициативе.
Перед Президентом и парламентом стояли задачи:
· заново отстроить властную вертикаль,
· провести судебную реформу,
· ликвидировать сращивание крупного бизнеса с государственными органами, уравнять условия конкуренции,
· снизить налоги.
Выборы 2003 г. подтвердили наметившиеся в предыдущий период тенденции. «Единая Россия» – «партия власти», получившая в новом парламенте подавляющее большинство, обеспечила В.В. Путину поддержку на грядущие четыре года.
После президентских выборов 2004 г., когда реальных соперников у В.В. Путина не было и за него проголосовало подавляющее большинство избирателей, участвовавших в выборах, был продолжен курс «укрепления государственной вертикали», разграничения полномочий на всех уровнях власти.
Важнейшим инструментом экономической политики последних лет является составление бездефицитного бюджета и увеличения его профицита.
С 2006 г. началась реализация четырех национальных проектов, нацеленных на решение приоритетных задач по повышению качества здравоохранения, образования, жилищного строительства и развитию сельского хозяйства.
В качестве ближайшей перспективы намечена широкая программа по преодолению демографического кризиса, поощрению рождаемости и поддержке материнства. Все эти меры призваны обеспечить устойчивый экономический рост, улучшение реальной жизни россиян, стабильное политическое положение страны.
В марте 2008 г., одержав победу на президентских выборах, президентом России стал Д.А. Медведев.
В марте 2012 г., одержав победу на президентских выборах, президентом России вновь стал В.В.Путин.
Новые политики и новые поколения россиян призваны обеспечить России достойное место экономически независимого и политически сильного государства, играющего важную роль в мировом сообществе XXI в.
При дальнейшем рассмотрении третьего вопроса изучите материал Приложений 31,32,33,34 (см. приложение 31,приложение 32, приложение 33, приложение 34). Подумайте над следующими проблемами:
· Какие задачи пришлось решать в первые годы президентства В.В. Путина?
· Как был преодолен конфликтный характер взаимоотношений парламента и Президента? Какое это имело значение?
· Чем объясняется необходимость создания сильной центристской партии? Насколько успешно проходит этот процесс?
· Какие действия были предприняты В.В. Путиным для укрепления единства российского государства?
Контрольные вопросы и практические задания
1. Какую роль сыграл фактор личного противостояния М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина в политическом развитии СССР конца 1980 – начала 1990-х годов?
2. Что общего и в чем принципиальная разница между «новым политическим мышлением» и предыдущим внешнеполитическим курсом советского руководства?
3. Почему в России была сделана ставка на «шоковую терапию» в экономических преобразованиях? Какие составляющие включали в себя экономические реформы 1990-х годов?
4. В чем причины краха КПСС и развала СССР?
5. Какая модель государственности заложена в Конституции РФ 1993 г.?
6. В чем заключался конфликт между законодательной и исполнительной властью России в 1992 – 1993 гг. и как он был решен?
7. Каковы достижения и провалы президентства Б.Н. Ельцина?
8. Ваш прогноз на роль России в мировом сообществе XXI века.
Логические задания и проблемные вопросы
1) В каком направлении, на Ваш взгляд, изменился социокультурный облик советского общества во второй половине 1980-х годов?
Чем Вы объясните эти изменения? Как они повлияли на дальнейшее развитие страны?
2) Изучите ситуацию в стране в 1989 – 1991 гг. (см. приложение 9, приложение 10, приложение 11) Подумайте над следующими проблемами:
· Как на ситуацию внутри страны влияло противостояние федерального центра и союзных республик?
· Почему была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации (12 июня 1990 г.)?
· Какое значение для дальнейшего развития России имели такие события, как августовский путч 1991 г. (см. приложение 12, приложение 13, приложение 14, приложение 15), прекращение деятельности КПСС, распад СССР, Беловежские соглашения? (см. приложение 16,приложение 17, приложение 18, приложение 19)
3) Сравните политическое, экономическое и социальное развитие России в период президентства Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.
4) Прочитайте выдержки из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 г. (см. приложение 35).
Обратите внимание на название Послания и на заключительную фразу первого цитируемого абзаца. Объясните, почему эта фраза – своего рода «ключ» к содержанию Послания.