Объект преступления с точки зрения ценностной теории
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО
Евгений ФЕСЕНКО, // Уголовное право-2003-3
Профессор Академии адвокатуры Украины, кандидат юридических наук, доцент
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ТЕОРИИ
В |
последние годы активизировалось внимание ученых к проблеме объекта преступления Видимо, это объясняется реформированием уголовного законодательства постсоветских государств и необходимостью четкой классификации преступлений, в основе которой лежит, как правило, объект преступных деяний.
В теории уголовного права бывшего СССР, в том числе Украины, с начала 1920-х годов в течение почти семи десятилетий преобладала точка зрения, что объектом преступления являются общественные отношения1. В целом эта концепция сыграла положительную роль в развитии законодательства и уголовно-правовой науки. Ведь общественные отношения занимают довольно весомое место среди тех ценностей, на которые посягает преступление. Выявление их иерархического соотношения позволяло в определенной мере установить характер и степень опасности преступных деяний различных видов, избирать основные направления уголовно-правовой политики и т. п., что в целом обеспечивало относительную эффективность уголовного законодательства. Не случайно эта концепция имеет сторонников и в сегодняшнее время, в том числе признанных теоретиков уголовного права2.
Наряду с этим в течение всего указанного периода целый ряд важных вопросов, связанных с этой проблемой, был предметом острой дискуссии. Несмотря на проведение по этой теме множества исследований, в том числе нескольких докторских j диссертаций (В К. Глистина, Е. Каиржанова, Н.И. Коржанского, | Б С Никифорова, В.Я. Тация, Е.А. Фролова), единый подход к i ее решению так и не был найден.
Незавершенность теоретических исследований проблемы f объекта преступлений, сложность, спорность и противоречи-i вость рекомендаций ученых в определенной мере повлияла на | снижение роли объекта в процессе квалификации преступных | деяний субъектами правоприменения.
При установлении объекта преступления действительно ^довольно часто нельзя обойтись без анализа социальных свя-I зей, которые может нарушать преступное деяние Но для решения данного вопроса этого недостаточно, так как во многих случаях необходимы и другие важные характеристики - права, интересы потерпевшего, блага, ему принадлежащие, которые понятием "общественные отношения" не охватываются. Иными словами, объектом преступлений выступает более широкий круг ценностей, а социальные связи являются только их частью. Однако признаком, характеризующим часть целого, нельзя охарактеризовать все целое.
Изложенное иллюстрирует, что попытки решения этого вопроса в рамках концепции, которая признает общественные отношения единым и универсальным показателем содержания объекта преступления, не приводили к желаемому результату. Таким образом, общественные отношения не являются единой и универсальной характеристикой объекта преступления3. Например, этим понятием не охватывались такие лич-
ные блага человека, как жизнь и здоровье. Хотя сохранение и защита этих благ обеспечивается системой соответствующих общественных отношений, право физического существования человека - это право, прежде всего, субъективно-индивидуальное.
Кроме того, концепция определения объекта преступления как общественных отношений не вполне отвечает современным взглядам относительно оценки социальных ценностей, которые берет под защиту уголовный закон. Существенным ее недостатком является определенное преувеличение значения категории "публичного" относительно категории "частного" в сфере социальной жизни. По этой причине человек с его потребностями, интересами, правами отодвигался на второй план.
Конституцией Украины 1996 г. заложены кардинально новые ценностные ориентации. Статьей 3 Конституции признан наивысшей социальной ценностью человек, а его права, свободы и их гарантии, соответственно этой же статье, определяют содержание и направленность деятельности государства. Такой принцип должен быть воплощен и в отраслевом законодательстве, в том числе уголовном.
Однако проблема заключается в необходимости найти ответ на вопрос, какие именно ценности выступают в качестве объекта преступления, каков их объем, содержание и иные характеристики, являются ли оптимальными предложения, альтернативные по отношению к концепции "объект - общественные отношения ".
Представители классической и социологической школ признавали объектом преступления правовые блага, жизненные интересы и т. п. Например, Н.С. Таганцев, дискутируя по этой проблеме с В. Спасовичем, который считал объектом преступления субъективные права, отмечал, что жизненным проявлением нормы может быть только то, что вызывает ее возникновение, придает ей содержание, служит для нее оправданием, -это интересы жизни, интересы человеческого общежития в широком обобщенном значении всего, что обусловливает бытие и преуспевание отдельной личности, общества, государства и всего человечества в их физической, умственной и моральной сферах. И далее: "посягательство на норму права в ее реальном бытии является посягательством на правоохра-няемый интерес жизни, на правовое благо"4. Сходную позицию занимал Франц Лист. Он определял преступление как вменяемое, противоправное действие, которое вследствие своей особой опасности для устройства юридических благ (курсив мой. - Е.Ф.) подлежит наказанию5.
Наследуя эти теории, А.В. Наумов пришел к выводу, что объектом преступления следует признать те блага (интересы), на которые посягает преступное деяние и которые охраняются уголовным законом6. СБ. Гавриш, формулируя концепцию объекта экологических преступлений, отдал предпочтение формуле "объект - правовое благо". В частности, таковым он признал природные объекты, саму природу как правовое благо,
3 2003
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО
охраняемое уголовным законом и имеющее значительную ценность для существования человеческого общества7. А.В. Паш-ковская определяет объект преступления как охраняемые уголовным законом социально значимые ценности, интересы, блага, на которые посягает лицо, совершающее преступление, и которым в результате совершения преступного деяния причиняется или может быть причинен существенный вред8.
По нашему мнению, с учетом изложенных выше аргументов есть основания отказаться от традиционного для уголовного права бывшего СССР, в том числе и Украины, определения объекта преступления как общественных отношений. В то же время не совсем правильно считать таковым блага. Блага могут быть лишь частью той совокупности компонентов, которые образуют объект преступного посягательства.
Оригинальная точка зрения была высказана Г.П. Новоселовым, который предложил такое определение: "Объект преступления - тот, против кого оно совершается, то есть отдельные лица или какая-то множественность лиц, материальные или нематериальные ценности которых, будучи взяты под уголовно-правовую охрану, поддаются преступному воздействию, в результате чего этим лицам причиняется вред или создается угроза причинения вреда"9. Практически в этом определении объектом преступления признается потерпевшая сторона и принадлежащие ей ценности. Однако, во-первых, само потерпевшее лицо также является ценностью, притом наивысшей. Во-вторых, предложенный комплекс признаков объекта неполный. Уязвимым в этой позиции, как и в предыдущих, является стремление найти какой-то один доминирующий признак. Однако придание части целого значения универсального признака всего целого приведет к такому же результату, как и попытка охватить понятие объекта более узким понятием "общественные отношения". Кроме того, важно не только отыскать родовые признаки, наиболее характерные для понятия объект преступления, а уточнить и конкретизировать его компоненты. В противоположном случае проблема не решается. Более того, сторонники противоположных концепций могут даже применить одинаковый термин, вкладывая в него разное содержание. Так, поскольку сторонники формулы "объект - благо" не совсем четко конкретизировали этот многозначный термин, его не менее успешно применяют и ученые, которые придерживаются формулы "объект - общественные отношения". Например, М.И. Бажанов писал: "Объект преступления - это то благо, которому преступлением причиняется ущерб, вред...". Далее он уточнял, что под таким благом имеются в виду общественные отношения.10
На наш взгляд, для решения этой проблемы целесообразно использовать категорию ценностей Именно ценности (личные, общественные, государственные) должны признаваться объектом преступления.
Таким образом, ценности - это разнообразные объекты материального мира, в том числе и сам человек, которые имеют существенное положительное значение для отдельных лиц, социальных групп и общества в целом. Поэтому они охраняются нормами разных отраслей права, а важнейшие из них берет под защиту уголовное законодательство. Любое преступное деяние, направленное против этих важнейших ценностей, создает угрозу причинения или причиняет им вред. Именно поэтому указанные ценности и выступают в качестве объекта преступления.
Большое теоретическое и практическое значение имеет решение вопроса о структуре объекта преступления.
По нашему мнению, к элементам ценностей как объекта преступлений относятся пять классов компонентов:
- потерпевшие;
- их интересы и права;
- социальные связи;
- предметы (материализованные блага);
- нематериализованные блага, принадлежащие потерпевшим.
Потерпевшими, против которых совершается преступное
деяние, могут выступать как отдельный индивид, так и человек как участник общественных отношений. Как индивид, потерпевший является объектом посягательства в тех случаях, когда преступлением создается опасность или причиняется вред индивидуальным неотъемлемым благам человека, например его физическому существованию. В большинстве иных случаев он становится "мишенью" преступного посягательства в качестве участника общественных отношений, когда результатом совершения преступления может быть нарушение определенных социальных связей.
Круг участников общественных отношений очень широкий. К ним могут относиться один человек, два или более лиц, общественные объединения, население административно-территориальных единиц, государственные органы, общество в целом. Это могут быть как физические лица, так и юридические -предприятия, учреждения или организации. Участником общественных отношений как одним из компонентов объекта преступления могут быть и представители зарубежных государств, например, при совершении преступлений, предметом которых является имущество совместных предприятий, частично основанных на иностранном капитале.
Интерес - это, прежде всего, заинтересованность в чем-либо, то есть возникновение, активизация и сосредоточенность внимания на объекте интереса. В этом заключается субъективная характеристика интереса, которая несет основную смысловую нагрузку в определении этого понятия, так как отражает его сущность. Вторым содержательным признаком, важным для уяснения понятия "интерес", является его направленность на удовлетворение определенных потребностей. Третьим признаком понятия "интерес" является его объективизированная форма. Объективизация интереса может быть в виде установки, хотя и не урегулированной правом, но признанной членами общества, так как регламентируется моральными нормами, традициями и т. п. Четвертым признаком понятия "интерес" является его непротиворечивость закону.
Таким образом, интересы как компонент объекта преступления - это объективизированная в форме общепризнанной установки заинтересованность потерпевшей стороны в удовлетворении ее потребностей законным путем.
Одним из компонентов объекта преступления являются также права потерпевших. Они нарушаются преимущественны!! большинством преступлений.
Право как компонент объекта преступления - это субъективное право потерпевшего, закрепленное тем или иным нормативным актом, который предоставляет потерпевшему соответствующий правовой статус, полномочия действовать определенным образом или не совершать определенных деи ствий, иметь определенные блага и т. п.
Высказанные критические замечания относительно концепции, признающей объектом преступления только общественные отношения, не означают, что. такие отношения вовсе не имеют значения для моделирования состава преступления Однако в указанной роли могут выступать, во-первых, не только общественные отношения, о чем говорилось выше. Во-вто рых, для определения необходимого и специфического дл> моделирования объекта преступления компонента имеет значение не вся совокупность структурных частей общественны отношений, а лишь одно ее звено - действия субъектов, их вза имосвязи, положение по отношению друг к другу.
Иными словами, в качестве одного из компонентов объй та преступления могут выступать социальные связи.
Взаимосвязь - это обоюдно осознаваемое субъектам фактическое состояние отношений между ними, при которо»
Э/2ИВ
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО
они могут совершать определенные действия, которые касаются их интересов или интересов третьей стороны, или воздерживаться от определенных действий
Взаимодействие - это активное поведение участников общественных отношений, направленное на определенные изменения в сфере интересов этих субъектов или третьей стороны или на недопущение таких изменений
Принадлежащие потерпевшим блага - одно из наиболее уязвимых звеньев в механизме причинения вреда объекту преступления
Предмет преступления - это одна из разновидностей людских благ, материализованное образование, непосредственно действуя (влияя) на которое путем его изъятия, уничтожения, создания, изменения вида или правового режима и т п , виновное лицо посягает на охраняемые законом ценности
К нематериализованным относятся блага физического, психологического, этического, эстетического, политического характера и т п Это могут быть жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство и т п Таковыми могут быть также общесоциальные блага - мир, безопасность, обеспеченность работой, надлежащим прожиточным уровнем и т п Благами духовного и ■ олитического характера являются, например, свобода слова, свобода вероисповедания
В связи с таким целевым назначением указанные выше компоненты охраняемых уголовным законом ценностей выполняют и соответствующие функции, а именно
1 Информация о потерпевших и их интересах дает воз
можность определить, против кого и против чего было направ
лено деяние
2 Определение прав, нарушенных преступным деянием,
или нарушенных либо дезорганизованных им социальных свя
зей, а также предметов, на которые воздействовало виновное
лицо, дает информацию относительно механизма причинения
вреда объекту преступления
3 Указание на блага, их конкретный вид и содержание
позволяет ответить на вопрос, чему именно мог быть причинен
или фактически причинен вред
Представляется, что изложенная концепция предлагает оптимальную модель объекта преступления При таком подходе не игнорируются достижения отечественной науки в решении данной проблемы - общепринятая до последнего времени теория объекта преступления лишь уточняется и дополняется В частности, конкретизируются компоненты объекта преступления, более четко определяется их иерархия Предложенный подход позволяет "расписать" каждый состав преступления по изложенной выше схеме по конкретным показателям, не прибегая к натяжкам и абстракциям Четкое представление относительно всех компонентов ценностей, на которые посягают
преступления той или иной категории, поможет следователю, прокурору, защитнику, судье точно определить, к какой именно группе преступлений принадлежит деяние, не направлено ли оно против более широкого круга ценностей, что может свидетельствовать о совокупности преступлений, выявить критерии разграничения смежных составов преступлений и т п В результате учет признаков объекта преступления при уголовно-правовой оценке деяния будет играть не менее важную роль, нежели признаки иных элементов состава преступления
Поэтому автор надеется, что рекомендации, разработанные на основе этой концепции, будут полезны в законотворческой и особенно в правоприменительной деятельности, при решении вопросов квалификации конкретного преступного поведения
' Курс советского уголовного права Т 1 Л Изд-во ЛГУ, 1968 С 86-105, Глистин В К Проблема уголовно-правовой охраны об-л щественных отношений Л Изд-во Ленингр ун-та, 1979 С 126, Каиржанов Е Интересы трудящихся и уголовный закон Алма-Ата Казахстан, 1973 С 18, Коржанский Н И Объект и предмет уголовно-правовой охраны М, 1980 С 28, Никифоров Б С Объект преступления М Гос изд-во юрид лит, 1960 С 29, Пионтков-ский А А Уголовное право РСФСР Часть Общая М, 1924 С 129-130, Таций В Я Объект и предмет преступления в советском уголовном праве Харьков 1988 С 75-76 и др
2 См Крим/нальне право Украши Загальна частина / За ред
професор/в МI Баженова, В В Сташиса, В Я Татя Ки/в-Харк/в Юрт-
ком Ытер - Право, 2001 С 89-90, Кудрявцев ВН Общая теория
квалификации преступлений М, 2001 С 130, Науково-практичний
коментар до Кримшального кодексу Украши Особлива частина За
загальною ред В Г Гончаренка, МО, Потебенька К "Форум , 2001
С 410, Российское уголовное право В 2-х т Т I Общая часть /
Под ред проф АИРарога М, 2001 С 105
3 На это обращали внимание и российские ученые // См Рос
сийское уголовное право Общая часть Учебник / Под ред акад
В Н Кудрявцева и проф А В Наумова М СПАРК, 1997 С 91-92
" См Таганцев Н С Русское уголовное право Часть Общая Т 1 СПб, 1902 С 45-47
5 См Франц фон - Лист Учебник уголовного права Общая часть
М Товарищество типографии А И Мамонтова, 1903 С 120
6 См Наумов А В Российское уголовное право Общая часть
Курс лекций М Изд-во БЭК, 1997 С 149
7 См Гавриш С Б Кримтально-правова охорона довюлля в Ук-
раГш К, 2002 С 56-57
8 См Пашковская А В Объект преступления // Раздел VII Курса
уголовного права Общая часть Том 1 Учение о преступлении Учеб
ник для вузов / Под ред проф Н Ф Кузнецовой и доц И М Тяжко-
вой М ИКД -Зерцало-М", 2002 С 209
9 Новоселов Г П Объект преступления // Уголовное право Об
щая часть Учебник для вузов М Норма, 1999 С 135
"> См, например Баженов М И Уголовное право Украины Общая часть Днепропетровск, 1992 С 30 Так же определяет объект преступления и В Я Таций в учебнике 'Крим/нальне право Украши Загальна частина / За ред професор/в МI Бажанова, В В Сташиса, В Я Татя" Ки/в-Харюв Юртком Ытер - Право, 2001 С 89
ПРАВО