Основные положения учения Тейлора

1. Вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы

2. С помощью определенных критериев отбирать, обучать, образовывать и развивать рабочую силу

3. Тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки

4. Обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие.

Эти положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, в ходе которого приобретаются необходимые навыки.

Тейлор считал, что при более эффективной организации труда будут увеличиваться доходы как управляющих, так и управляемых. Тейлор называл это «умственной революцией», которая будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.

Тейлор обосновал также и необходимость специализации руководителей низовых звеньев, то есть руководителей низовых групп (звеньев, групп исполнителей).

Концепция функционального руководства группой, предложенная Тейлором, заключается в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек имел столько функций, сколько он может выполнить. Управленческая деятельность должна проявляться на уровне цехов и проводиться разными лицами по разным видам управленческой деятельности – специализация управляющих.

Управленец, по Тейлору, не может быть специалистом во всех подфункциях. Но рабочий, который пытается следовать инструкциям всех специалистов с трудом может удовлетворить их всех. Однако, следует признать, что сегодня функции планирования производственных процессов уже в других формах существуют в современной промышленности (руководитель по нормирования трудовой деятельности, руководитель по дисциплине и т.п.).

Рассмотрим функциональное руководство по Тейлору (см. рисунок 3).



Департамент планирования   Цех
Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru   Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru
Служащий по порядку и направлению работы Сл. по инструкциям Сл. по времени и стоимости Сл. по соблюдению цеховой дисциплины   Начальник смены Рук. по нормированию Приемщик Рук. ремонтной мастерской
Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru Основные положения учения Тейлора - student2.ru      
      Рабочий      

Рисунок 3 – Функциональное руководство по Тейлору

Исследования в действии и во времени. В основе - системный анализ работы. Тейлор и его последователи (Гилберт и Ганнт) предложили способ, как сделать работу более эффективной: 1) Определить наилучшее выполнение задания. 2) Определить стандарт времени для наилучшего выполнения задания.

То есть взаимосвязь между действием и временем – стандарт.

Исследование движений – движения, которые относятся к машинам и элементам, необходимым для выполнения работы. Техническая сторона исследования обоснована Гилбертом. Направлена на поиск ликвидации лишних движений.

Исследование времени - определение и фиксация временного отрезка, необходимого для наилучшего выполнения задания – хронометрирование. Современным методом является нормирование, которое как раз и вытекает из исследований Тейлора и Гилберта.

Премиальная система зарплаты. Сдельная оплата труда, пропорциональная вкладу рабочего в производство. Рабочие, перевыполняющие норму – должны получать больше установленной оплаты. Тейлор исходил из того, что основным мотиватором трудовой деятельности рабочего является возможность зарабатывать деньги.

Расхождение в взглядами Гантта, который считал, что рабочий должен иметь гарантированную фиксированную оплату при любом выполнении работы – премиальная система зарплаты для перевыполнивших норматив.

Отбор и обучение. Отбор рабочих по способностям к выполнению работы. Обучение у более опытных рабочих. Таким образом профессиональные подходы и привычки отдельных людей – учителей – переходили от одного рабочего к другому, что уже характеризовалось личностным фактором.

Наши рекомендации