Внешняя политика Советского государства в начале 1920-х гг
(Генуэзская конференция, Рапалльский договор).
Международная ситуация в 1920-1930-е гг. характеризовались тремя основными чертами:
— противоречия между крупнейшими капиталистическими государствами;
— подъем национально-освободительного движения в странах Востока и нарастание противоречий между ними и капиталистическими державами.
Цели советской внешней политики:
— обеспечить благоприятные условия для восстановления хозяйства и его дальнейшего развития;
— выйти из международной изоляции;
— укрепить авторитет и влияние СССР на мировой арене. Внешняя политика Советского государства опиралась на два принципа, сформулированные В. И. Лениным.
Первый принцип — пролетарский интернационализм — взаимная помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержка антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую мировую социалистическую революцию. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на коммунистические позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался большевиками для вмешательства во внутренние дела других государств.
Второй принцип — мирное сосуществование с капиталистическим окружением — диктовался внутренними потребностями Советского государства (построение социализма) и целями его внешней политики. Его реализация выражалась в мирном сотрудничестве и, в первую очередь, в развитии экономических связей с Западом.
Противоречивость этих принципиальных положений вызывала амплитудность внешнеполитических акций Советского государства.
Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой:
- с одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане;
- с другой — ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также надеялись вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Поэтому наметился постепенный переход западных стран от непризнания Советской России к установлению с ней экономических и политических отношений. Смягчению их непримиримой позиции способствовали усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительства-
ми как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность экономического сотрудничества.
Внешняя политика Советской России в 1921—1922 гг. выразилась в заключении:
— торговых соглашений с Англией, Австрией, Норвегией и др., содержавших также обязательства отказа от взаимной враждебной пропаганды;
— политических договоров и налаживании экономических контактов с соседними капиталистическими государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи: Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия;
— политико-экономических договоров с Ираном, Афганистаном и Турцией, в которых решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимного признания, равноправия и взаимопомощи;
— политического договора с Монголией, фактически означавшего установление протектората Советской России над нею и первый опыт «экспорта революции» — части Красной Армии поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя — Сухэ-Батора.
Соглашения с южными и восточными соседями расширяли сферу влияния Советской России в Азии.
В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию.
В Генуэзской конференции (апрель 1922 г.) участвовало 29 государств: Россия, Англия, Франция, Германия и др. Западные державы предъявили России совместные требования:
— компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд руб. золотом);
— вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи;
— отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам;
— прекратить революционную пропаганду в их странах. Советское правительство выдвинуло свои условия:
— компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы Гражданской войны (39 млрд руб.);
— обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов;
— принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.
Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компро-миссу. Однако на конференции наметился раскол среди западных держав.
Этим воспользовались советские дипломаты, подписавшие с представителями Германии в апреле 1922 г.договор в Рапалло. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала побежденную в Первой мировой войне Германию равноправным партнером и открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе стороны отказались от взаимных денежных претензий. Советско-германские отношения развивались в 1920-х гг. в дружественном направлении.
Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией, предъявившей Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой она протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Конфликт удалось погасить дипломатическими средствами и при поддержке европейского пролетариата, выступившего под лозунгом «Руки прочь от Советской России!».
Во внешней политике 1924—1925 гг. главным событием стало международное признание СССР Англией, Италией, Францией и другими странами.
Полосу дипломатического признания и подписание торговых соглашений вызвали три причины:
— изменение внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил);
— широкое общественное движение в поддержку СССР;
— экономические интересы капиталистических государств. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР.
Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х гг.
Внешняя политика СССР во второй половине 1920-х гг. была направлена на укрепление международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности:
— 1926 г. — подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией;
— 1927 г. — СССР выступил с декларацией о полном разоружении;
— 1928 г. — СССР предложил проект конвенции о сокращении вооружений. Запад отверг эти предложения;
— 1928 г. — СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога, содержащего призыв к отказу от войны как средства решения межгосударственных споров.
Попытки всех сторон обеспечить мир в Европе во многом имели пропагандистский характер и были обречены на провал;
— середина 1920-х гг. — подписаны новые политические и экономические соглашения с Ираном, Афганистаном и Турцией, способствовавшие расширению влияния СССР в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
Параллельно с проведением официальной внешнеполитической линии Советский Союз вел через Коминтерн и неофициальную политику:
— 1926 г. — оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что привело к временному разрыву дипломатических и торговых отношений с Великобританией в 1927 г., а правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны;
— 1929 г. — поддержаны прокоммунистические силы Китая (Мао Цзедун) в их борьбе с гоминьдановским правительством (Чан Кай-ши), что привело к вооруженному конфликту в районе КВЖД и временному разрыву советско-китайских отношений.
В конце 1920 — начале 1930-х гг. из-за мирового кризиса, охватившего капиталистические страны, изменились и внутреннее положение в них, и международная обстановка. В одних странах — Англии, Франции и др. — он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других — Германии, Италии — кризис способствовал складыванию антидемократических (фашистских) режимов.
Сформировались очаги международной напряженности: один — в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии; второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.
С учетом этих факторов в 1933 г. советское правительство определило новые задачи своей внешней политики:
— отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;
— признание возможности сотрудничества с демократическими странами Запада для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);
— борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
Форсированное строительство социализма в СССР (коллекти