Виды административного наказания. Штраф и арест как виды административного наказания. Дисквалификация как новый вид административного наказания
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
§ предупреждение;
§ административный штраф;
§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
§ административный арест;
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
§ дисквалификация;
§ административное приостановление деятельности.
Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.
Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено:
· лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
· членам совета директоров;
· лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
· арбитражным управляющим.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.
2 Административное правонарушение: понятие, состав.
Административное правонарушение – посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность.
Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.
Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
3 Система органов государственной власти РФ. Институт президентской власти в РФ: общая характеристика. Функции Президента РФ.
Система органов государственной власти делиться на :
1) Федеральные
2) Субъектные
Так же делят на :
1) Органы законодательной власти
2) Органы исполнительной власти
3) Органы судебной власти
4) Прокуратура ( <(^_^)> )
Функции Президента
Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главеКонституции Российской Федерации
. В 80 статье. Конституции определены функции Президента:Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается сроком на шесть лет, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение
Права Президента РФ: 1) назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ; 2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 3) имеет право назначить референдум 4)принимает решение об отставке Правительства; 7) назначает референдум
Обязанности Президента Российской Федерации:
1) осуществляет руководство внешней политикой РФ;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
3) вносит законопроекты в Гос. Думу
4) подписывает и обнародует федеральные законы;
5) издает указы и распоряжения
6 решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;
7) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
8) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
9) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
10) представляет Гос. Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;
11) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; 12) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; 13) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
14)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
4 Полномочия Совета Федерации РФ.
Статус и полномочия Совета Федерации |
Совет Федерации является "верхней"палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерациипроводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии: - Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству; - Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам; - Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике; - Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления; - Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; - Комитет Совета Федерации по бюджету; - Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; - Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; - Комитет Совета Федерации по международным делам; - Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств; - Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; - Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; - Комитет Совета Федерации по социальной политике; - Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; - Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту; - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; - Комитет Совета Федерации по промышленной политике; - Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям; - Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды; - Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике; - Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; - Комиссия Совета Федерации по информационной политике; - Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами. Полномочия Совета Федерацииопределены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: - Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; - в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: - утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; - утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; - назначение выборов Президента Российской Федерации; - отрешение Президента Российской Федерации от должности; - назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы. Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации. Статус члена Совета Федерацииопределяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года ? 133-ФЗ). |
5 Судебная система РФ. Принципы судебной системы РФ.