III. Основные средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
уголовный пожизненный арест наказание
Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы ко всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но прежде всего к администрации этих учреждений. Цель – неукоснительное соблюдение режимных правил. В теории уголовно-исполнительного права средства обеспечения могут быть общего и специального характера.
К средствам общего характера относят комплексное применение основных средств исправления, охрану, надзор за поведением осуждённых, контроль за деятельностью исправительных учреждений. К специальным средствам относятся: охрана осуждённых и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осуждённым, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры взыскания и поощрения, применяемые к осуждённым, введение в исправительных учреждениях режима особых условий.
Рассмотрим их более подробно:
Технические средства надзора и контроля (ст.83 УИК)
Эффективно функционирующая система технических средств надзора обеспечивает постоянный и всеобъемлющий контроль за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, в локальных участках, при проведении массовых воспитательных мероприятий. Она помогает выявлять случаи передачи запрещённых предметов, пресекать их, а также обеспечить доказательную базу для привлечения лиц, передающих запрещённые предметы, изделия и вещества осуждённым. Высокую эффективность показывает система для предотвращения и пресечения побегов, нарушений установленного порядка, а также получение необходимой информации о поведении осуждённых. При этом технические средства обеспечивают администрацию исправительных учреждений информацией о попытках осуждённых пересечь периметр зоны, в том числе и под землёй.
Технические средства за поведением осуждённых предупреждают правонарушение уже тем фактом, что они имеются в наличии и бесперебойно действуют. Вместе с тем некоторые средства, особенно при попытке их несанкционированного преодоления, способны причинить вред здоровью людей, в том числе нанести физические увечья и травмы. Обо всём этом осуждённые предупреждаются во время нахождения в карантинном отделении, от них берётся письменная расписка о том, что они проинформированы о применении в исправительных учреждениях аудиовизуальных, электронных и иных технических средств. Необходимость предупреждения осуждённых о применении аудиовизуальных средств, например, промышленного телевидения, объясняется ещё и тем, что телевизионные камеры устанавливаются в камерах, спальных помещениях и других жилых помещениях исправительного помещения. Данные меры связаны с вторжением государства в личную жизнь осуждённых и об этом они должны быть заранее предупреждены.
Имеются всякие современные технические разработки, позволяющие обеспечить неприкосновенность периметра учреждения. Их выбор и внедрение в повседневную деятельность зависит от: а) результатов их испытания, исключающих излишнее, невызываемое опасностью правонарушения причинения вреда жизни и здоровью осуждённых и иных лиц; б) выделения материальных средств для оснащения исправительных учреждений промышленными новинками в сфере надзора за поведением осуждённых и обеспечением безопасности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
В зависимости от характера назначения подразделяются на средства: наблюдения; поиска и обнаружения; оповещении (сигнализации); связи; активного (пассивного) противодействия противоправным деяниям.
Перечень таких средств определяется Правительством РФ, поскольку данное решение связано с выделением финансовых средств на их приобретение и оснащение исправительных учреждений. Порядок использования технических средств определяется нормативно-правовыми актами Министерства юстиции РФ, техническими регламентами, инструкциями, стандартами, прилагаемыми к тому или иному техническому устройству.
Оперативно-розыскная деятельность (ст.84 УИК)
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет её как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подразделениями государственных органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[10]
Цели оперативно-розыскной деятельности:
1. Обеспечение личной безопасности субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений;
2. Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, в том числе совершённых осуждёнными и персоналом как до поступления в исправительное учреждение, так и после прибытия в него;
3. Розыск бежавших, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.
Указанными целями направленность оперативно-розыскной деятельности не исчерпывается. Нередко направлена оперативно-розыскная деятельность на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, готовящихся и совершаемых вне исправительных учреждений, но посягающих на их безопасность и нормальное функционирование.
Оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых решаются её задачи (ч.1 ст.84 УИК), - это опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление деятельности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение и эксперимент; контролируемая поставка.
Для проведения отдельных мероприятий, таких как, контроль почтовых отправлений, прослушивание переговоров, существенным образом затрагивающих права граждан, необходимо разрешение суда. Если же одним из участников переписки или переговоров является осуждённый, то решение суда необязательно. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводить и другие уполномоченные на то органы, такие как, органы ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы наркоконтроля, МВД, ФСО, налоговой службы, пограничной охраны и т.д.[11]
Для проведения оперативно-розыскной деятельности в каждом исправительном учреждении созданы соответствующие подразделения.
Режим особых условий в исправительных учреждениях (ст.85 УИК)
Представляет собой вводимый только уполномоченными на то должностными лицами по основаниям, определяемым УИК, на строго ограниченное законом время порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
Отличия от законодательных установлений, регламентирующих общие требования к такому порядку отбывания наказания: А . введение специального (усиленного) варианта несения службы сотрудниками учреждения, сопряжённого с ограничением деятельности некоторых подразделений учреждений; Б. изменение распорядка дня; В . Введение ограничения либо отмена допуска на объекты учреждения; Г . приостановление некоторых прав осуждённых, предусмотренных ст.88-97 УИК.
Можно выделить 2 группы оснований введения режима особых условий:
1. Внешние - чрезвычайное, военное или особое положение.
Введение чрезвычайного положения влечёт за собой ограничение ряда конституционных прав и свобод граждан, проверку документов и досмотр вещей и т.д. Основаниями его введения являются: попытки насильственного изменения конституционного строя; межнациональные конфликты; блокада отдельных местностей; стихийные бедствия; эпидемии; крупные аварии и т.д.
Стихийные бедствия – природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы и т.д.), последствия которых носят катастрофический характер, с возможными человеческими жертвами и нанесением существенного материального ущерба.
Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающие отдельные ограничения прав и свобод, обязанностей граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений.[12]
Такое положение носит временный характер на всей территории РФ и её отдельных местностях. Оно преследует исключительно интересы обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства.
Военное положение в соответствии с Конституцией[13] вводится Президентом в случае агрессии или её угрозы против РФ. Режим такого положения закреплён в ФКЗ «О военном положении».[14]
Особое положение может быть объявлено, например, в связи с введением на определённой территории режима прямого президентского правления, порядок введения которого определён ФЗ.
2. Внутренние основания – совершение преступлений с участием большой группы осуждённых.
Массовые беспорядки – активные умышленные деяния большой группы людей, существенно нарушающие общественную безопасность. Особенностями этого преступления являются насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооружённого сопротивления представителям власти (ст.212 УК).[15] Массовые беспорядки, как правило, парализуют нормальное функционирование органов власти и управления.
Массовые беспорядки в местах лишения свободы создают угрозу не только общественной безопасности, установленному законом порядку исполнения и отбывания наказания, но и жизни, здоровью осуждённых и персонала исправительных учреждений.
Групповые неповиновения в отличие от массовых беспорядков проявляются главным образом в неактивных способах выражения своего недовольства или протеста: отказа от работы, приёма пищи, соблюдения внутреннего распорядка; и в меньшем количестве.
Режим особых условий, объявляемый по данным причинам, является крайней мерой. Срок действия режима =30 суток. Функциональные обязанности сотрудников определяются специально разработанным планом действий при чрезвычайных обстоятельствах.
Меры безопасности и основания их применения
Призваны обеспечить безопасность персонала, самих осуждённых, других лиц, например граждан, посещающих эти учреждения, безопасность охраняемых объектов, зданий и транспортных средств.
Меры безопасности следует отличать от мер дисциплинарного взыскания. Меры безопасности направлены на пресечение общественно опасных действий осуждённых, действий, которые добровольно не прекращаются и грозят наступлением особо опасных последствий. Меры взыскания применяются как мера наказания за действия осуждённых, которые уже закончились или уже пресечены.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в отношении осуждённых.
При их применении должны соблюдаться следующие условия : а) предупреждение о намерении их использования, предоставление достаточного времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление их применения создаёт непосредственную опасность жизни и здоровья персонала, военнослужащих внутренних войск, а также осуждённых и заключённых, может повлечь за собой иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; б) обеспечение наименьшего причинения вреда осуждённым и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; в) информирование непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или оружия персонал вправе использовать любые подручные средства.
В законодательстве определены основания применения физической силы к осуждённым, в том числе боевых приёмов самбо. Она допускается для задержания осуждённых, пресечения не только преступлений, но и дисциплинарных правонарушений, совершаемых осуждёнными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.
Детально регламентированы также случаи допустимости применения сотрудниками специальных средств и газового оружия:
1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осуждёнными и заключёнными, а также задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление персоналу;
3) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств;
4) при конвоировании и охране осуждённых и заключённых, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
5) для задержания или возвращения осуждённых и заключенных, бежавших из-под стражи или из исправительного учреждения.
К осуждённым могут применяться резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водомёты и бронемашины, служебные собаки, газовое оружие.
Спецсредства и газовое оружие, а также интенсивность их применения определяются с учётом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.
Законом определён исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается применение огнестрельного оружия. Случаи , при которых должно предшествовать предупреждение о его применении (голос либо выстрел вверх):
1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительных учреждений, осуждённых, заключённых и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;
3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств (ТС);
4) для отражения группового или вооружённого нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также транспортные средства;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осуждённых и заключённых, а также для задержания вооружённого лица, отказывающегося выполнять законное требование сотрудника о сдаче оружия;
6) для остановки ТС, с использованием которого совершается побег осуждённым или заключённым;
7) для предупреждения осуждённых и иных лиц при намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
В ряде случаев огнестрельное оружие применяется без предупреждения:
1) для отражения нападения (в том числе – с целью завладения оружием) на работников исправительных учреждений, осуждённых, заключённых и других граждан;
2) при побеге из мест лишения свободы с оружием, при помощи ТС либо из него во время движения;
3) при попытке осуждённого приблизиться или прикоснуться к сотруднику с обнажённым огнестрельным или холодным оружием либо с предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудниками персонала расстояние.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник исправительного учреждения в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить непосредственному начальнику или начальнику ОВД.
Применение всех вышеперечисленных средств запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.[16]
Заключение
Важнейшим направлением уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных. Данное положение красной линией проходит через все уголовно-исполнительное законодательство и международные стандарты по обращению с осужденными. Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности воспитательного воздействия, должно стать главным направлением деятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.
Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития.
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.
От реального состояния режима в исправительном учреждении, в частности, от степени подчинения его требованиям осуждённых зависит эффективность применения к ним всех остальных средств исправления. Следовательно, режим является базовым средством системы исправительного воздействия на осуждённых
Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как порядок привлечения их к труду, воспитательным мероприятиям, общему образованию и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.
Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений, как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц.
Методологические основы и методы исследования.Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В исследовании использованы общетеоретические положения и практические разработки юристов, социологов и философов. В качестве теоретической основы исследования проблематики исполнения наказаний, ее системы и видов были взяты работы В.М. Анисимкова, С.М. Зубарева, С.А. Капункина, А.И Зубкова, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова, М.Ф. Костюка, П.Г. Пономарева и других видных ученых, занимающихся проблемой уголовно-правовых санкций и проблемами их исполнения.
В качестве методов познания использовались логический, историко-правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной базой являлись основные положения юриспруденции, действующее законодательство, нормативно-правовые акты, литература по уголовно-исполнительному праву и специальные литературные другие источники, дающие развернутое рассмотрение данной темы.. В своей работе я уделила внимание анализу норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, определяющих систему и основных средств его исполнения.
Во введении рассмотрены актуальность темы исследования. I глава выявляет понятие, цели и функции и определяет значение режима в исправительных учреждениях в современном мировом хозяйстве. II глава раскрывает структуру содержания. III глава посвящена средствам обеспечения данного режима. В заключении сделаны выводы по проведённому исследованию.