Конституционный проект 1809 г
Теоретическим источником конституционных проектов Сперанского послужили основные идеилиберализма, увлечение которыми характерно для первого периода его творчества (до ссылки):
это теорияобщественного договора, являющегося, по мнению мыслителя, «первым основанием всякого законного правительства»,' идея народного суверенитета, предполагающая единственным источником «державной» власти народ, концепцияразделения властей.
Первый проект реорганизации системы государственного управления, разработанный Сперанским в 1803 г., не был осуществлен. Однако его идеи получили развитие в следующем конституционном проекте, основные положения которого были изложены Сперанским во«Введении к Уложению государственных законов», а также ряде Других произведений, созданных мыслителем по поручению императора в 1809 г. Использование характерного для российского законодательства термина «Уложение» должно было подчеркнуть основополагающий характер акта, призванного определить правовые основы общественного и государственного строя страны. Значение разработан-иой Сперанским программы масштабных политических преобразова-иий определяется тем, что она была положена в основание последующего реформирования системы государственных учреждений России.
Представляя императору в 1809г. план «всеобщего государ-^венного образования», Сперанский объяснял необходимость политических преобразований существующим в обществе «глухим, но
' Сперанский М. М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И. Д. Оси-"ов. СПб., 2002. С. 228. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХП;
сильным желанием другого вещей порядка». Он был убежден в том что между формой правления и степенью «гражданского образова-' ния» народа должно быть соответствие, при отсутствии которого «образ правления ниспровергается с большим или меньшим потрясением». Указав императору на ослабление «моральной силы» государственной власти и невозможность частных исправлений сложившейся системы государственных учреждений, Сперанский делает вывод: «настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и настало время переменить ее и основать новый вещей порядок». Он старается убедить Александра I в том что во избежание «жестоких политических превращений» российская конституция должна быть создана «благодетельным вдохновением верховной власти», которая имеет все способы устроить политическое бытие своего народа, дав ему самые правильные формы (с. 342,349).
Цель преобразования государственного управления Сперанский видел в том, чтобы «правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе», т. е. на конституции (с. 350). Полагая, что все «законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных», он разделяет законы напреходящие, которые «по существу своему должны изменяться по изменению обстоятельств», икоренные, иликонституционные, которые «состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы» (с. 336). Принятие таких «коренных» законов, определяющих порядок участия в законодательной деятельности монарха и народа, Сперанский считает необходимым для превращения российского самодержавия вистинную, т. е. конституционную,монархию, в которой будут обеспеченыгражданские и политические права подданных.
Сперанский предлагает закрепить в «Уложении государственных законов» следующие права российских поданных.
1. Общие гражданские права, принадлежащие всем российским подданным независимо от сословной принадлежности. К данному виду прав относится прежде всего право на «безопасность лица и имущества», составляющее «первое и неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в общество».
2. Особенные гражданские права, принадлежащие только тем лицам, которые «образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены», т. е. дворянству. Исключительное право дворянства — так называемое право «недвижимой населенной собственности», т. е. право собственности на землю, населенную крепостными крестьянами.
М. М. СПЕРАНСКИЙ
3. Политические права, т. е.активные («право избирания») ипассивные («право представления») права на участие в законодательной, исполнительной и судебной власти. Сперанский присваивает эти права только владельцам недвижимой собственности или «капиталов промышленности в известном количестве», т. е. дворянству и «лицам среднего состояния». При этом для обладания «правом представления» требуется более высокий доход, чем для «права избирания». По мнению Сперанского, «образ жизни и воспитания» домашних слуг, ремесленников, рабочих и др. не позволяет предполагать в них «довольно разума», чтобы допустить их к участию в политической жизни.
При этом мыслитель подчеркивает недостаточность провозглашения исключительно гражданских прав: «хотя права гражданские и могут существовать без прав политических, но бытие их в сем положении не может быть твердо», а потому полагает, что «истинные права гражданские должны быть основаны на правах политических». Сперанский поясняет свою мысль простым примером: «контракт на куплю и продажу есть право гражданское. Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не определил вообще, что всякая собственность неприкосновенна».
На основании различия в объеме конституционных прав Сперанский предлагает следующее сословное деление общества:1) дворянство, обладающее всеми видами прав, но при условии выполнения обязанностей государственной службы; 2)«люди среднего состояния» (купцы, мещане, однодворцы и др.), обладающие общими гражданскими и политическими правами (активными и / или пассивными в зависимости от размера недвижимой собственности);
3)«народ рабочий» (домашняя прислуга, мастеровые, поденщики и др-)> располагающий только общими гражданскими правами при отсутствии политических даже при наличии у них собственности (с. 365-367).
В основание системы государственного управления Сперанским были положены два организационных принципа: 1) принцип строгого разделения власти назаконодательную, исполнительную и судебную; 2) принцип разделения властей нацентральные и Честные.
Предложенная Сперанским система государственных учреждений должна была выглядеть следующим образом.
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1У
Император
Государственный Совет
Государственная Дума |
Правительствующий Сенат (Министерство) |
Судебный Сенат |
Губернская Дума |
Управление Губернское| |
Суд Губернский |
Окружная Дума |
Управление Окружное |
Суд Окружной |
Волостная Дума |
Управление Волостное |
Суд Волостной |
Однако некоторые положения конституционного проекта не соответствуют схематично изображенной роли императора как главы всей системы государственного управления, что заставляет усомниться в адекватности данной схемы реальным замыслам Сперанского. На первый взгляд, Сперанский формулирует основополагающий принцип построения системы государственных учреждений в абсолютной монархии: «Державная власть соединяет в себе силу законодательную, судную и исполнительную и приводит их в действие» (с. 395). Однако декларирование данного принципа входит в противоречие с той ролью Государственной Думы, которая отводилась ей в плане Сперанского. Он считал необходимым устроить «законодательное сословие так, чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное» (с. 351).
В соответствии с этим замыслом думы всех уровней должны были формироваться выборным путем из представителей сословий, обладавших политическими правами, т. е. из представителей дворянства и «лиц среднего состояния». Выборы в Государственную Думу были многоступенчатыми:1) Волостные Думы, собирающиеся раз в три года из всех владельцев недвижимой собственности волости, избирают депутатов в Окружную Думу; 2) избранные Волостными Думами депутаты, собирающиеся раз в три года в окружном городе, образуют ДумуОкружную, которая и выбирает депутатов в Думу Губернскую;
3) избранные Окружными Думами депутаты, собирающиеся раз в три
М. М. СПЕРАНСКИЙ
года в губернском городе, образуютГубернскую Думу, которая избирает членов в Государственную Думу; 4) из депутатов, избранных Губернскими Думами, составляется «законодательное сословие» под именемГосударственной Думы. Важнейшими функциями дум первых трех уровней являлись представление об общественных нуждах, а также составление так называемых списков «отличнейших обывателей», из которых председателем Государственной Думы формировался «государственный избирательный список». Из внесенных в него лиц «заимствуются чиновники, мнением общим одобренные для определения их в порядке управления» (с. 403).
Сперанский стремился сообщить Государственной Думе независимость от монарха. Это стремление нашло свое выражение,во-первых, в правиле о том, что «Государственная Дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце», т. е. для начала ее заседаний не требовался акт державной власти. Во-вторых, Сперанский вводит правило о невозможности окончательного увольнения императором всех членов Думы без одновременного объявления о новых членах, избранных на последних выборах губернских дум, в том же акте об увольнении.В-третьих,согласно проекту Сперанского император не мог повлиять на выбор кандидатуры председателя Думы (канцлера): он избирался «законодательным сословием» из трех кандидатов — членов Думы. Наконец,в-четвертых, наиболее принципиальное положение проекта состояло в том, что для издания нового закона равным образом были необходимы как одобрение законопроекта Думой, так и утверждение его императором: с одной стороны, «никакой закон не может иметь силы, если не будет утвержден державной властью», но с другой — «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы» (с. 395, 400).
«Предложение» закона, т. е. право законодательной инициативы, принадлежит императору, а также действующим от его имени министрам и членам Государственного Совета. Государственной Думе принадлежит «уважение» закона, т. е. его обсуждение и одобрение, императору — его утверждение. При этом, если закон признается большинством голосов Думы «неудобным», он «оставляется без действия» (с. 400). Таким образом, полагает Сперанский, «вредный» закон, предложенный от имени монарха, всегда «будет отвергнут в законодательном сословии» (с. 353). Такое «раздвоение» законодательной власти между императором и Государственной Думой соответствует
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Xix
модели дуалистической монархии, за исключением отсутствия в проекте Сперанского права вето императора.
Однако предлагаемый Сперанским порядок формирования исполнительной власти и ее взаимоотношений с императором и властью законодательной в большей степени напоминалпарламентскую монархию. С одной стороны, исполнительная власть, по мысли Сперанского, «должна принадлежать власти державной» (т. е. императору), которая сможет обеспечить единство в деятельности министров (с. 354). Однако, с другой стороны, поскольку исполнительная власть «распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить», необходимо «поставить ее в ответственности власти законодательной» (с. 351).
Принципответственности исполнительной власти перед законодательной Сперанский последовательно проводит на всех уровнях управления. Он предусматривает при каждом Управлении как органе местной исполнительной власти совет депутатов думы соответствующего уровня, в функции которого, в частности, входило составление бюджета и контроль за его исполнением.
Сперанский умалчивает в проекте об участии императора в формировании состава Министерства. Можно предположить, что данный орган должен был формироваться Государственной Думой из числа лиц, внесенных в «государственный избирательный список». Думе как высшему органу законодательной власти, по замыслу Сперанского, должно принадлежать право «взыскивать ответа от министров» в двух случаях: 1) когда какая-либо мера правительства нарушает коренные государственные законы и тем самым ущемляет гражданские и политические свободы; 2) когда правительство не представило в установленное время отчетов о своей деятельности. Для того чтобы поставить императора как главу исполнительной власти под контроль законодательного «сословия», Сперанский вводит институтконтрассигнатуры, характерный для парламентской монархии: мера правительства, которой нарушаются «коренные» законы, «вменяется не державной власти, но подчиненным ей министрам, кои посему лично, каждый по своей части, подвергаются за них ответу, и сие обязательство приемлют они на себя самим подписанием актов». Соответственно министры не будут подписывать акты императора, неугодные Думе и могущие привести к отставке или осуждению министров в порядкеимпичмента, процедуру которого Сперанский предусматривает в проекте: «законодательное сословие
Глма. |
М. М. СПЕРАНСКИЙ |
может возбудить узаконенным порядком следствие против того министра, который подписал сию меру, и просить вместе с тем ее отмены». Благодаря этому, полагает Сперанский, «власть державная, действуя в исполнении закона, всегда будет освещаема мнением народным»
(с. 353-355).
формированиесудебной власти, как и законодательной, по
мысли Сперанского, должно быть вверено «свободному выбору подданных», так как ее источником является «то же начало, от коего истекает и власть законодательная», т. е. народ. Высшим органом судебной власти должен был статьСудебный Сенат, члены которого избирались Государственной Думой из числа лиц, внесенных в «государственный избирательный список», и проходили формальную процедуру утверждения императором. Рассмотрение дел в Сенате должно было происходить «при открытых дверях публично». Выборному порядку формирования Сената соответствовала выборность всех нижестоящих судебных инстанций волостными, окружными и губернскими думами. Проект Сперанского предусматривал возможность рассмотрения некоторых категорий дел с участием присяжных, в роли которых должны были выступать депутаты думы соответствующего уровня. Хотя Сперанский и утверждает, что судебная власть «принадлежит по существу своему власти державной», однако полагает, что «действие державной власти в суде должно быть ограничено одним установлением власти надзирающей» (с. 355-356).
Государственный Совет задумывался Сперанским как орган, объединяющий, направляющий и контролирующий деятельность трех ветвей власти. Он должен был состоять из членов по высочайшему назначению и министров, которые являлись членами Совета по должности. Главная его функция — предварительное обсуждение всех правительственных начинаний, которые, будучи утверждены императором, «поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном» (с. 390).
Согласно проектам Сперанского в 1810 г. был учрежден Государственный Совет, который приобрел значение законосовещательного °ргана при императоре, а в 1811 г. реформирована министерская система управления. Последующие реформы во многом реализовали законодательные предположения Сперанского: в 1864г. Сенат был преобразован преимущественно в судебный орган, а в 1905 г. учреждена Государственная Дума.
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV