Понятие и принципы формирования гражданского общества
Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.
Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе. Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства.
Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ. Вполне оправданным представляется выделение двух основных параметров гражданского общества: теоретического и нормативного. В первом случае оно используется как теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом отношении оно представляет собой совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, авторами которых являются гражданин и гражданские ассоциации. Во втором значении понятие "гражданское общество" имеет преимущественно статус нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. С ее помощью выражается нечто заданное, что "должно" осуществиться.
Одним из важных условий перерастания признаков демократического государства в правовое является возникновение гражданского общества. Только при развитом гражданском обществе можно обеспечить автономность функционирования правового государства, подлинную защищенность человека от его произвола.
Учитывая значение гражданского общества не только для правового государства, но и для любого государства с развивающейся демократией, необходимо дать ему более развернутую характеристику с соблюдением исторической ретроспективы.
Идеи гражданского общества при отсутствии самого этого термина встречаются в трудах Платона, Аристотеля и в более поздний период (эпоха Возрождения) — у Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др. Следует отметить, что деление на государственную и гражданскую жизнь было известно и мыслителям Востока, например, в конце IX— начале X вв. н.э. аль-Фараби.
В научный оборот термин «гражданское общество» вошел лишь в XVIII веке. Г. Гегель считал, что гражданское общество есть система потребностей, основанная на частной собственности, составной частью которого являются также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные связи субъектов.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что гражданское общество охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Они полагали, что оно включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капитала, экономические стимулы и интересы. Все эти структурные составляющие гражданского общества автономны в своих подчиняющихся определенным закономерностям связях.
Гражданское общество не государственно-политическая, а, в первую очередь, экономическая, частная и личная сфера жизнедеятельности людей, находящихся в определенных сложных, но закономерно, на основе норм морали и права выстроенных отношениях. Оно должно удовлетворять интересы и потребности граждан, их стремления к осознанной свободе и справедливости. Такое общество не может быть подчинено воле правящей элиты, политической власти или государству.
Современное гражданское общество состоит из следующих элементов: личность; семья; школа; религиозные учреждения; право; собственность; предпринимательские отношения; социальные группы; слои (страты); классы; сообщества; частная жизнь человека и гражданина и система ее гарантий; демократические институты; общественные объединения; политические партии и движения; независимость и самостоятельность правосудия; образовательная система; свободные, но ответственные СМИ; внегосударственные социально-экономические отношения; общественный порядок; обычаи; традиции и другие. В структуру гражданского общества, взаимосвязанного и взаимодействующего с многонациональным федеративным государством, включают и такие понятия, как федерализм, межнациональные отношения, общественные ассоциации, отражающие федеративные интересы.
Гражданскому обществу свойственны свои принципы, которые во многом схожи с принципами правового государства. Считается, что ими являются: социально-экономическая свобода, рыночные отношения, многообразие форм собственности, гарантированность защиты естественных прав человека и гражданина, демократизм государственной власти, защищенность личности на основе равенства всех перед законом и правосудием, политический и идеологический плюрализм при наличии многопартийности, ограниченность государственной власти пределами гражданского общества, партнерство на условиях социального мира, обеспечение уровня жизни граждан выше черты бедности, определяемой по международным стандартам, равные возможности граждан в экономических и социальных отношениях.
Важным является изучение закономерностей взаимосвязей между государством и гражданским обществом и места права в этих взаимосвязях.