Понятие и принципы формирования гражданского общества

Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.

Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе. Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства.

Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ. Вполне оправданным представляется выделение двух основных параметров гражданского общества: теоретического и нормативного. В первом случае оно используется как теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом отношении оно представляет собой совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, авторами которых являются гражданин и гражданские ассоциации. Во втором значении понятие "гражданское общество" имеет преимущественно статус нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. С ее помощью выражается нечто заданное, что "должно" осуществиться.

Одним из важных условий перерастания признаков демократи­ческого государства в правовое является возникновение гражданс­кого общества. Только при развитом гражданском обществе мож­но обеспечить автономность функционирования правового госу­дарства, подлинную защищенность человека от его произвола.

Учитывая значение гражданского общества не только для пра­вового государства, но и для любого государства с развивающей­ся демократией, необходимо дать ему более развернутую харак­теристику с соблюдением исторической ретроспективы.

Идеи гражданского общества при отсутствии самого этого термина встречаются в трудах Платона, Аристотеля и в более поздний период (эпоха Возрождения) — у Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др. Следует отметить, что деление на государственную и граж­данскую жизнь было известно и мыслителям Востока, напри­мер, в конце IX— начале X вв. н.э. аль-Фараби.

В научный оборот термин «гражданское общество» вошел лишь в XVIII веке. Г. Гегель считал, что гражданское общество есть система потребностей, основанная на частной собственности, составной частью которого являются также религия, семья, сословия, госу­дарственное устройство, право, мораль, долг, культура, образова­ние, законы и вытекающие из них взаимные связи субъектов.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что гражданское общество охва­тывает все материальное общение индивидов в рамках определен­ной ступени развития производительных сил. Они полагали, что оно включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкурен­цию, производство и распределение, движение капитала, эконо­мические стимулы и интересы. Все эти структурные составляю­щие гражданского общества автономны в своих подчиняющих­ся определенным закономерностям связях.

Гражданское общество не государственно-политическая, а, в первую очередь, экономическая, частная и личная сфера жизнедеятельности людей, находящихся в определенных слож­ных, но закономерно, на основе норм морали и права выстроен­ных отношениях. Оно должно удовлетворять интересы и потреб­ности граждан, их стремления к осознанной свободе и справед­ливости. Такое общество не может быть подчинено воле правя­щей элиты, политической власти или государству.

Современное гражданское общество состоит из следующих элементов: личность; семья; школа; религи­озные учреждения; право; собственность; предпринимательские от­ношения; социальные группы; слои (страты); классы; сообщества; частная жизнь человека и гражданина и система ее гарантий; де­мократические институты; общественные объединения; политичес­кие партии и движения; независимость и самостоятельность право­судия; образовательная система; свободные, но ответственные СМИ; внегосударственные социально-экономические отношения; обще­ственный порядок; обычаи; традиции и другие. В структуру граж­данского общества, взаимосвязанного и взаимодействующего с мно­гонациональным федеративным государством, включают и такие понятия, как федерализм, межнациональные отношения, обще­ственные ассоциации, отражающие федеративные интересы.

Гражданскому обществу свойственны свои принципы, ко­торые во многом схожи с принципами правового государства. Считается, что ими являются: социально-экономическая сво­бода, рыночные отношения, многообразие форм собственнос­ти, гарантированность защиты естественных прав человека и гражданина, демократизм государственной власти, защищен­ность личности на основе равенства всех перед законом и пра­восудием, политический и идеологический плюрализм при наличии многопартийности, ограниченность государственной власти пределами гражданского общества, партнерство на ус­ловиях социального мира, обеспечение уровня жизни граж­дан выше черты бедности, определяемой по международным стандартам, равные возможности граждан в экономических и социальных отношениях.

Важным является изучение закономерностей взаимосвязей меж­ду государством и гражданским обществом и места права в этих взаимосвязях.

Понятие и принципы формирования гражданского общества - student2.ru

Наши рекомендации