Институты и отрасли права
Понятие и виды институтов права.Институт права (он же – правовой институт) – следующий, более крупный элемент системы права. Под институтом правапринято пониматьсовокупность (систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.Нормы права, будучи правилами поведения общего характера, регулируют не единичные общественные отношения, т. е. отношения, возникающие между конкретными лицами и носящие разовый характер, а определенные виды общественных отношений. Но чтобы урегулировать тот или иной вид общественных отношений, требуется, как правило, не одна норма, а совокупность связанных между собой правовых норм. Такая совокупность и называется институтом права.
Институты права обычно считаются элементами не столько системы, сколько отрасли права, так как каждая отрасль права складывается из определенных институтов права, и институты права существуют только в составе отраслей права. То есть в системе права мы не найдем правовых институтов, которые не входили бы в состав той или иной отрасли права. Вместе с тем встречаются институты, которые входят в состав сразу двух или нескольких отраслей права, поскольку состоят из норм разных отраслей права. Такие институты называются межотраслевыми,или смешанными.В системе российского права к таким институтам относятся, например, институт государственной собственности, институт дисциплинарной ответственности, институт опеки и попечительства. Кроме того, в составе отдельных отраслей права существуют и так называемые комплексныеили сложныеинституты права, которые, будучи крупными институтами, состоят из более мелких институтов, именуемых субинститутами.К комплексному институту можно отнести, например, институт алиментных обязательств в российском семейном праве, в составе которого принято выделять такие субинституты, как алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи. В ряде учебников по теории государства и права выделяются и некоторые другие виды правовых институтов, однако не все из них могут быть безоговорочно приняты. Например, едва ли правильно выделять такие виды правовых институтов, как регулятивные и охранительные. Поскольку институты права составляют нормы, призванные урегулировать какой-то вид общественных отношений, то это могут быть и конститутивные, и регулятивные, и охранительные, и вспомогательные нормы, потому что всесторонне урегулировать тот или иной вид общественных отношений при помощи только, скажем, регулятивных или охранительных норм практически невозможно.
Понятие и виды отраслей права. Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем единстве образуют определенную отрасль права. Отрасль права–этосовокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений.Если институт права содержит нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, то отрасль права – нормы, регулирующие какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Сфера общественных отношений – понятие более широкое, чем вид общественных отношений, ибо сферу общественных отношений составляют однородные, однопорядковые виды общественных отношений (например, имущественные, трудовые, семейные, финансовые отношения).
Вопрос о том, какие сферы общественных отношений, регулируемые правом, и, соответственно, какие отрасли права следует в связи с этим выделять, в отечественной теории государства и права не имеет однозначного решения. Подавляющее большинство российских исследователей исходит из того, что отрасли права, а вместе с ними и институты права, следует выделять на основе двух критериев: предмета правового регулирования и метода правового регулирования, которые называются также основаниями деления норм права на институты и отрасли. Под предметом правового регулирования понимаются регулируемые правом общественные отношения, а под методом правового регулирования – совокупность способов, средств и приемов воздействия права на определенную область общественных отношений[13]. При этом предмет правового регулирования рассматривается в качестве основного, определяющего критерия, а метод правового регулирования – в качестве дополнительного, вспомогательного. В то же время, несмотря на использование данных критериев, российские исследователи пока не могут достичь согласия относительно того, какие же отрасли составляют систему современного российского права. Если в существовании таких отраслей, как конституционное право, административное право, финансовое право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право, практически никто не сомневается, то по поводу выделения некоторых других отраслей права (например, семейного права, земельного права, права социального обеспечения, уголовно-исполнительного права) взгляды ученых расходятся.
Не вдаваясь в анализ высказанных по данному вопросу мнений, представляется возможным выделить в системе российского права следующие отрасли: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, земельное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, право социального обеспечения, уголовное право, уголовно-исполнительное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Основанием для выделения данных отраслей права служат предмет и метод правового регулирования. В этой связи каждая из названных отраслей права имеет и свой предмет, и свой метод правового регулирования.
Перечисленные отрасли права некоторые исследователи подразделяют в свою очередь на профилирующие и специальные, что, в общем-то, имеет под собой определенные основания. Профилирующие – это базовые отрасли, составляющие основу системы российского права. К ним принято относить конституционное право (самую основную отрасль), административное право, гражданское право, уголовное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Отдельные авторы в числе профилирующих отраслей права называют также административно-процессуальное право, однако, по мнению большинства ученых, такой отрасли в системе российского права нет. К специальным же отраслям относят все остальные отрасли права.
В системе российского права принято также выделять простые и сложные отрасли права. Простые – это отрасли, состоящие только из правовых институтов. Сложные– отрасли, содержащие не только институты права, но еще и подотрасли права. Например, в составе гражданского права наряду с институтами права принято выделять некоторые подотрасли права: право собственности, обязательственное право, наследственное право и др.
В учебниках по теории государства и права можно встретить и некоторые другие классификации отраслей права. Так, например, выделяются отрасли публичного и отрасли частного права, отрасли материального и отрасли процессуального права. Такие классификации в принципе приемлемы, однако в них есть определенная доля условности. Но об этом более подробно в последнем параграфе главы.
В заключение коснемся вопроса о так называемых комплексныхотраслях права. К ним принято относить такие отрасли, как предпринимательское право, коммерческое право, экологическое право, аграрное (сельскохозяйственное) право и некоторые другие. Данные отрасли права в отличие от профилирующих и специальных отраслей выделяются не по предмету и методу правового регулирования, а по другим основаниям. Выделение комплексных отраслей права связано преимущественно с существованием межотраслевых (комплексных) нормативных правовых актов, которые объединяют в своем составе нормы и институты разных профилирующих и специальных отраслей права. Идею комплексных отраслей права разделяют, однако, не все российские ученые. Ряд из них считает, что выделять следует не комплексные отрасли права, а комплексные отрасли законодательства. В этой связи вопрос о комплексных отраслях права нуждается в дальнейшем изучении.
Правовые общности
Понятие правовых общностей.Как уже отмечалось, во многих системах права встречаются подразделения более крупные, чем отрасли права. Ввиду отсутствия строго определенного термина, обозначающего эти подразделения, мы называем их правовыми общностями. Правовые общности – самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права. Вместе с тем не существует какого-то единого критерия для выделения тех или иных правовых общностей, в связи с чем их можно выделять по разным основаниям.
Виды правовых общностей. В настоящее время обычно выделяются такие правовые общности, какпубличное и частное право, материальное и процессуальное право, международное и внутригосударственное (собственно национальное) право.
Публичное и частное правовыделяют в системе права, исходя из того, чьи интересы – общие (публичные) или частные – защищают нормы позитивного права. Публичное правосоставляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интересы, т. е. интересы государства и общества. Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения – отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права, с другой. В структуре публичного права принято выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственных органов, осуществления правосудия, обеспечения и охраны интересов государства и общества и т. п. В этой связи к публичному праву принято относить нормы таких отраслей права, как конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и ряда других. Частное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы частных лиц и их объединений. Его формирование обусловлено появлением частной собственности и теми отношениями, которые возникают на ее основе. Поэтому частное право не связано с осуществлением властных полномочий и регулирует горизонтальные отношения – отношения между частными лицами, выступающими как равноправные партнеры. Основу частного права составляют нормы гражданского права, регулирующие, главным образом, имущественные отношения. К частному праву относятся также нормы трудового и семейного права.
Деление права на публичное и частное идет от древнеримских юристов, которые публичным правом считали все, что относится к положению государства, а частным – все, что относится к пользе отдельных лиц. Образец частного права они видели в римском гражданском праве. Впоследствии идея деления права на публичное и частное получила широкое распространение в странах континентальной Европы, право которых сложилось на основе римского права. Кстати, характерной чертой права этих стран (его называют романо-германским правом) является деление на публичное и частное. В современной отечественной науке признается деление на публичное и частное и ныне действующего российского права. Вместе с тем многие российские исследователи отмечают некоторую условность деления права на публичное и частное, поскольку частное право опирается на публичное и не может существовать без него, а публичное право, обеспечивая общие интересы, так или иначе, защищает и частные интересы. Кроме того, в современном праве, как считают отдельные авторы, наблюдается так называемая публицизация частного права, связанная с вторжением в сферу частного права элементов публично-правового регулирования (ограничение права частной собственности, свободы договоров и т. д.). И, наоборот, в отдельных странах (например, в России) имеет место «приватизация» публичного права, вызванная переходом к рыночной экономике.
По иным критериям выделяются материальное и процессуальное право. Как принято считать, нормы материального права осуществляют непосредственное регулирование тех или иных общественных отношений и закрепляют исходные юридические права и обязанности участников этих отношений. В частности, они определяют правовое положение различных субъектов права, закрепляют отношения собственности и неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности государственных органов и организаций, устанавливают основания и меры юридической ответственности и т. д. Нормы процессуального права – это нормы, обслуживающие нормы материального права, обеспечивающие их реализацию. Они определяют порядок и процедуры применения норм материального права. Основу процессуального права составляют нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения по существу уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел в соответствующих юридических процессах.
В отечественной теории государства и права к материальному праву принято относить конституционное, административное, гражданское, уголовное и многие другие отрасли права, а к процессуальному праву – уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Вследствие этого две последние отрасли называют процессуальным правом, остальные – материальным правом. Вместе с тем деление отраслей права на отрасли материального и отрасли процессуального права является в известной мере условным, так как в составе многих отраслей, традиционно называемых отраслями материального права, содержится довольно много процессуальных норм (например, в конституционном, административном, трудовом праве). Поэтому к материальному и процессуальному праву точнее относить не столько отрасли, сколько нормы права.
Система права может включать в свой состав и такие правовые общности, как международное и внутригосударственное (собственно национальное) право.Это связано с интеграцией многих норм международного права в структуру национальных правовых систем. Вообще международное право – это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между государствами. Данная система имеет свои институты и отрасли права, свои правовые общности (например, международное публичное и международное частное право). В то же время международное право оказывает серьезное влияние на право конкретных государств, на национальные правовые системы, внедряясь в их структуру. Это обусловлено все возрастающим сотрудничеством различных государств мира друг с другом, заключением между ними договоров, пактов, конвенций, соглашений, вступлением государств в международные организации, сообщества и т. д. В этой связи государства, как правило, включают в состав своего национального права определенные принципы и нормы международного права. Так, согласно уже упоминавшейся ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Это значит, что в состав российского права, его системы входят, во-первых, общепризнанные принципы международного права, во-вторых, общепризнанные нормы международного права, и, в-третьих, нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Вследствие этого данная часть норм международного права (но не все международное право в целом) выступает в системе российского права как соответствующая правовая общность – международное право. Другую общность – внутригосударственное (собственно национальное) право – составляют нормы собственно российского права, занимающие в какой-то мере подчиненное по сравнению с нормами международного права положение. Это вытекает из содержания той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей приоритет международных договоров России перед ее внутренними законами.
Включение Конституцией РФ в состав российской правовой системы общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации приводит некоторых авторов к выводу о необходимости выделения в системе российского права особой отрасли права – международного права. Однако правы, как представляется, те, кто считает, что нормы международного права входят в систему российского права не в качестве особой его отрасли, а как составные части соответствующих отраслей права – конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д. То есть в составе тех или иных отраслей права можно обнаружить нормы и собственно российского, и международного права. Это дает основание утверждать, что в системе российского права международное право следует выделять не в качестве отрасли права, а в качестве соответствующей правовой общности, нормы которой входят в состав различных отраслей российского права.
В отдельных системах права могут быть выделены и некоторые другие правовые общности. Например, в праве англосаксонской правовой семьи (право Англии, США, Канады и ряда других государств) могут быть выделены такие правовые общности, как общее право и право справедливости.
Контрольные вопросы
1. Что следует понимать под системой права? Каковы ее признаки и структурные подразделения?
2. Какое отношение к системе права имеют принципы права? Что под ними понимается и на какие виды их можно подразделить?
3. Что понимается под нормами права? Каковы их признаки, виды, структура?
4. На основе каких критериев принято выделять институты и отрасли права? Что понимается под институтом и отраслью права? На какие виды их можно подразделить?
5. Что такое «правовая общность», и какие правовые общности можно выделить в системе права современных государств?
Литература
Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. –№ 1. – С. 25–41.
Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 31–48.
Алексеев С. С. Частное право / С. С. Алексеев. – М. : Статут, 1999. – 160 с.
Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В. М. Баранов; под ред. М. И. Байтина. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1978. – 148 с.
Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве / Н. А. Власенко. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1974. – 99 с.
Киримова Е. А. Правовой институт: понятие и виды / Е. А. Киримова. – Саратов : Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2000. – 54 с.
Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права / В. Л. Кулапов. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 112 с.
Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России / И. И. Лукашук. – М. : Спарк, 1997. – 90 с.
Нормы советского права. Проблемы теории / под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 248 с.
Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 112 с.
Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права / И. Н. Сенякин. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 97 с.
Тихомиров Ю. А. Публичное право : учебник для юрид. факультетов и вузов / Ю. А. Тихомиров. – М.: БЕК, 1995. – 496 с.
ГЛАВА 3