Американская модель социальной работы
Модель социальной работы, функционирующая в современных Соединенных Штатах Америки, вместе с британской относится к одному, западноатлантическому, виду социальной защиты. Их характеризует преобладание либеральной направленности в социальной политике. Однако, в отличие от британской, американская модель не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.
Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:
—наличие сильного либерального компонента в социаль
ной политике;
—преобладающее значение ассоциативных организаций
в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой
поддержке со стороны государственных структур;
—важная роль страховых механизмов социальной защиты;
—децентрализация системы социальной работы.
Сильная либеральная составляющая американской социальной политики проявляется в коммерциализации сферы социального обслуживания, наличии значительного частного рынка страхования, в действиях, ограничивающих помощь государства на рынке труда (рестриктивная политика), в меньшем охвате населения социальными гарантиями и пособиями, чем в странах Западной Европы. В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг. Более того, на принципах коммерциализации здесь строится деятельность очень многих социальных учреждений. По данным ряда исследователей (В.Д. Альперовича и др.), 80% американских домов для нетрудоспособных приносят прибыль концернам, которые ими владеют. В зависимости от величины оплаты в частных пансионатах для инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного
уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях с многочисленным обслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с несколькими жильцами в одной комнате.
Платное обслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа. Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно и лишен возможности проживать в семье. Домом семейного типа для пожилых может быть благоустроенное жилье частного лица, изъявившего желание за определенное денежное вознаграждение обслуживать престарелого человека. Лицам, работающим в семейных домах, обычно платят из личных средств клиентов, из их пенсий, пособий.
В США возрастает число социальных услуг, которые становятся платными. Наряду с социальными учреждениями, обслуживающими нетрудоспособных, на платной основе действуют службы, помогающие детям в получении образования, в их реабилитации после насилия и в других случаях. Такие службы работают также с молодежью, склонной к наркомании, помогают в разрешении семейных конфликтов. Коммерциализация социальной работы не только инициируется, но и поддерживается государственными органами США. Для стимулирования деятельности частных учреждений и социальных агентств федеральное правительство периодически предоставляет целевые субсидии, реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ. Государственные органы сохраняют за собой право выдачи лицензий частным социальным службам и контролируют соответствие уровня их услуг нормативным требованиям.
Либеральный аспект социальной политики выражается и в расширении частного рынка страхования. Это особенно наглядно просматривается на примере пенсионного страхования. Американцы, реформируя пенсионную сферу, продолжают сохранять распределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственную пенсионную программу. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнем пенсионных выплат, на который оно имеет право по закону. Однако демографические и иные обстоятельства могут в недалекой перспективе сделать затруднительным бес-
проблемное функционирование пенсионного обеспечения в рамках государственной распределительной системы. Как показывают расчеты, уже к 2013 г. в США поступления в пенсионный фонд государственного страхования могут оказаться ниже необходимых пенсионных выплат, осуществляемых по распределительной пенсионной системе. Поэтому здесь заблаговременно был взят курс на параллельное использование других пенсионных схем, рассчитанных прежде всего на расширение частного пенсионного страхования, которое создает возможности для довольно существенного увеличения суммарной пенсии.
Частный рынок пенсионного страхования в США увеличился в конце XX в. многократно. По мнению ряда специалистов (А. А. Попов и др.), именно приток пенсионных инвестиций в значительной степени обеспечил беспрецедентный экономический рост в этой стране в 80—90-е гг. XX в.
Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х гг. 48% работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56% в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такое масштабное участие населения страны в частном пенсионном страховании позволило обеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных планов по месту работы наиболее популярной является система с установленными взносами, которая обычно финансируется предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, которые предусматриваются управляющими компаниями. Выгодность этих планов была наглядно показана в одной из статей о пенсионном обеспечении в США, опубликованной в журнале «США и Канада» за 2001 г1. Там приводился следующий расчет. Если работник за 35 лет до выхода на пенсию в возрасте 27 или 30 лет участвующий в такой программе, имеет на своем пенсионном счету 25 тыс. долларов (причем поло-
1 Попов А. А. Пенсионные системы США и России: эволюция и попытка реформ // США и Канада. 2001. № 3. С. 14.
вина из них — взносы предпринимателя), то при консервативной оценке среднего инвестиционного дохода в 7% в год и вычете административных расходов в размере 0,5% от инвестиционного дохода его накопления к моменту получения пенсии, т. е. к 62 или 65 годам, составят 227 тыс. долларов. И это без учета дополнительных взносов. Если же продолжать регулярно вносить взносы, указанную сумму можно резко увеличить. И неудивительно, что активы по таким частным пенсионным планам увеличились со!05 млрд долларов в 1985 г до 985 млрд долларов в 1997 г. и до 1475 млрд долларов к началу 2001 г.
Широкое развитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тыс. долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. За 11 лет с середины 1980-х по середину 1990-х гг. накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 млрд долларов, что также способствовало значительному росту инвестиций в экономику страны. Благодаря участию в частных пенсионных системах многие американцы обеспечивают себя не одной государственной, а двумя дополнительными пенсиями (частной по месту работы и частной индивидуальной путем открытия личного пенсионного счета), что позволяет им уверенно смотреть в будущее.
Курс на коммерциализацию сферы социальных услуг, развитие самообеспечения дополняется в сфере занятости жесткой рестриктивной политикой на рынке труда. Она проявляется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6 месяцев), относительно небольшом размере самого пособия, дифференцированного по разным штатам (в богатейшем городе Сан-Франциско в 90-е гг. ежемесячный размер пособия по безработице составлял 375 долларов). Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не были охвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприятия им приходилось обращаться за поддержкой в государственные органы вспомоществования, призванные оказывать хотя бы минимальную социальную помощь.
Ограничивая размеры бюджетного-финансирования, направляемого на решение проблем трудоустройства, государ-
ственные структуры США стимулируют участие в этом деле частных корпораций. Они, получая от государства налоговые и иные льготы для трудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работу лиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых, внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовки персонала и др. Однако далеко не всегда такая политика стимулирования частных компаний компенсирует снижение участия самого государства в организации и финансировании деятельности в сфере занятости. Рестриктивные меры оборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень молодежной безработицы. В конце 90-х гг. он составлял 16—17%, а среди чернокожих американцев 16—19 лет — 32% при общем уровне безработицы по стране в 5—6%. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорий инвалидов. Абсолютное большинство американских инвалидов по зрению — более 70% способных к труду слепых не может рассчитывать на поддержку государства в решении вопроса своей занятости, оставаясь нетрудоустроенными.
Печальным следствием либерализации социальной политики в США и «рационализации» использования бюджетных средств стало сохранение определенной численности работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, а также ограничение роста государственных ассигнований на пособия вспомоществования трудоспособным лицам. На рубеже 1990-х—2000-х гг. около 18% работников, занятых в США полный рабочий день, получали заработную плату на уровне ниже прожиточного минимума. Мало изменило ситуацию к лучшему увеличение минимальной заработной платы, проводившееся тогда в стране. В 1996 г. она возросла лишь на 50 центов — до 4,75 доллара в час, в 1997 г. — на 40 центов, составив 5,15 доллара в час. Для сравнения следует отметить, что в странах Европейского Союза минимальный уровень заработной платы превышает прожиточный минимум. В Нидерландах такое превышение в начале 2000-х гг. составляло 85,9%, в Бельгии — 64,5, во Франции — 58,2, в Великобритании — 53,1%.
Показатель, определяющий долю трудоспособного населения, получающего какие-либо пособия, как известно, именуется коэффициентом социальной зависимости. По сравнению со многими странами Запада, в США он составляет небольшую величину — 21. Для Австрии, Бельгии, Германии, Франции, размер коэффициента социальной зависимости равен 48—56, а для Нидерландов, Швеции, Великобритании — 38—39'. Но даже относительно небольшая доля трудоспособных американцев, получающих из госбюджета социальные пособия, в условиях усиления либерализации социальной политики становится для федерального правительства «непозволительной роскошью». В 1990-х— начале 2000-х гг. государственной властью предпринимались попытки переориентировать программы помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Средством реализации этой цели стал федеральный закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», вступивший в силу в конце 90-х гг. Он обязал трудоспособных получателей социальной помощи либо работать, либо проходить профессиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивалась в США пятилетним сроком. С учетом ужесточения требований к получателям пособий может существенно возрасти значение налоговых льгот для работающих малоимущих. Здесь полагают, что увеличение размеров дохода, не подлежащего налогообложению, будет способствовать ориентации трудоспособных граждан на самообеспечение. Однако нужно признать, что уменьшение размеров социальной помощи не всегда компенсируется адекватными действиями работодателей по созданию рабочих мест и возможностью получателей пособий перейти на приемлемые для них трудовые источники доходов. Есть и другие жизненные обстоятельства, неучтенные социальные риски, которые делают просто необходимым предоставление социальной помощи со стороны государства. Ограничение ее размеров, осуществляемое по схемам
1 Хижный Э.К. Население, трудовые ресурсы и рабочая сила стран Западной Европы в начале XXI в.: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов. 2003. № 4. С. 122.
либеральных преобразований, далеко не всегда оправдано с позиций общечеловеческой нравственности и милосердия.
Критически оценивая отдельные стороны политики либерализации сферы социальной защиты, следует видеть и позитивные, вполне рациональные последствия этого курса. Система платных социальных услуг, распространяющаяся не вместо бесплатной социальной помощи, а наряду с ней, несомненно, нужное и полезное дело, увеличивающее возможности социальной поддержки. Положительную роль играет и практика расширения частного рынка страхования. Но опять же, если он создается не вместо государственного страхования с его узаконенными гарантиями, а в дополнение к нему.
Отличительной стороной американской модели социальной работы является преобладающее значение в ее проведении ассоциативных организаций, получающих поддержку государственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует социальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципалитетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.
Сегодня в мире лишь Соединенные Штаты Америки имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей. Различные объединения добровольческих групп, клубов, общинных коллективов, благотворительных структур составляют некоммерческий сектор смешанной и многоукладной экономики этой страны. В реальной жизни он активно взаимодействует с рыночным и государственным секторами, что проявляется в государственном финансировании специальных программ, в помощи ассоциациям многих ведущих американских компаний. Интересно, что в 1990-е — начале 2000-х гг. в общем объеме помощи со стороны компаний значительное место занял добровольческий труд их служащих, используемый преимущественно на тех территориях (в общинах), где фирмы размещают свое производство. Соотношение денежных пожертвований и добровольных услуг, оказываемых работника-
ми компаний, к началу 2000-х гг. составляло примерно 60 к 40. В 1980-е гг. такое соотношение выражалось в цифрах 80 к 20'.
В некоммерческий сектор в той или иной степени вовлечено около 100 млн американцев, в том числе свыше 8 млн— оплачиваемые работники. По данным российского ученого А.А. Шлихтера, специально исследовавшего эту проблему, число некоммерческих организаций всех типов составляло в США на рубеже XX—XXI вв. более 1,5 млн, из которых 22 тыс. — общенациональные структуры. В указанном секторе функционирует в настоящее время более 60% общего числа агентств социального обслуживания, действующих в стране. Следовательно, именно здесь сосредоточено очень много социальных работников. На профессиональном уровне они оказывают помощь и в медицинских учреждениях, большинство которых входит в тот же некоммерческий сектор (более 70% больниц общего профиля).
К числу некоммерческих организаций относятся и благотворительные фонды. В начале 2000-х гг. их насчитывалось в США более 54 тыс. Относительно всего количества некоммерческих организаций( 1,5 млн) эта цифра кажется незначительной. Однако по сравнению с другими странами здесь самая большая численность благотворительных фондов.
Американские некоммерческие организации охватывают своей деятельностью различные аспекты социальной сферы. Основными из них являются образование, здравоохранение и социальные услуги. Всемирно известная благотворительная корпорация Карнеги, основанная в Нью-Йорке еще в начале XX в., проводит большую работу по развитию образования и науки. В настоящее время она располагает активами в сотни миллионов долларов. Приоритетными ее направлениями являются не только образование и наука, но и международная безопасность, разоружение, укрепление демократии. Наряду с корпорацией функционирует и фонд Карнеги, целью которого служит поддержка профессорско-преподавательского состава университетов и высшего образования в целом. Фонд располагает активами в несколько десятков миллионов долларов.
' ШлихтерА. А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в сша//труд за рубежом. 2000. № 4. С. 49.
Образовательные и научно-исследовательские проекты, осуществляемые в самих США и за рубежом, финансово поддерживает частная благотворительная организация Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, штаб-квартира которой находится в г. Чикаго. Фонд оказывает содействие группам и частным лицам, стремящимся добиться устойчивых улучшений в условиях жизни людей. Его деятельность способствует развитию здоровых личностей, осуществлению ответственного выбора в области репродукции человека. В данном случае образовательные и исследовательские задачи этой благотворительной организации приобретают вполне определенную социальную направленность.
Вопросами социальной поддержки пожилых людей в США системно занимаются специализированные общественные объединения. Они отстаивают необходимость увеличения ассигнований на помощь престарелым, добиваются повышения пособий по социальному страхованию, снижения стоимости медицинского обслуживания и жилья для пожилых. В стране действуют десятки общенациональных организаций пожилых американцев, среди которых наиболее крупными являются: Американская ассоциация пенсионеров, Национальный альянс пожилых граждан, «Седые Пантеры» и др. Важной стороной деятельности названных организаций служит лоббирование законодательных решений на различных уровнях власти, требование от властей штатов улучшения работы лечебных заведений, проведение широких общенациональных кампаний, направленных на усиление внимания федерального правительства к решению проблем пожилых граждан.
Кроме общественно-политической деятельности ассоциации пожилых людей помогают своим членам реализовать личностный потенциал в доступных формах социальной активности. Подобные объединения являются эффективным средством взаимопомощи людей преклонного возраста, способствуют формированию у них более высокого уровня самооценки, помогают им сохранить наиболее значимые социальные роли.
Некоторые американские ассоциативные организации отстаивают интересы ветеранов. Наиболее крупной и влиятель-
ной среди них является организация «Нетрудоспособные ветераны США», которая, в отличие от других ветеранских организаций не ведет политическую деятельность. В нее входят ветераны, получившие увечья во время различных войн и конфликтов. В последнее время ряды организации пополнялись за счет участников военных конфликтов в бывшей Югославии, Ираке. На средства организации разрабатываются программы обучения и переобучения ветеранов с целью повышения уровня занятости этой категории американского населения. Большое внимание уделяется созданию рабочих мест для ветеранов-инвалидов.
Немалое число американских ветеранов, особенно одиноких, не имеют своего жилья. В богатейшей стране мира, согласно данным социологических опросов, 275 тыс. ветеранов являются бездомными. Для оказания им помощи на строительство временных приютов организация «Нетрудоспособные ветераны США» выделяет определенные средства, привлекая к сотрудничеству муниципальные органы. Однако и поныне острота этой проблемы сохраняется.
Активное развитие ассоциативных организаций способствует увеличению размеров благотворительных поступлений на социальные цели, на нужды лиц, испытывающих потребность в социальной помощи и поддержке. Сумма ежегодных пожертвований американских благотворительных фондов, корпораций, отдельных граждан и семей составляла во второй половине 90-х гг. более 144 млрд долларов (в 1980 г. эта сумма равнялась 46 млрд долларов).
Значительную помощь ассоциативным организациям в их благородном деле оказывают государственные органы США, учреждая и финансируя специальные гранты. На уровне конгресса утверждаются федеральные программы грантов. Одной из них, успешно осуществлявшейся в 1990-е —начале 2000-х гг. была федеральная программа Американских корпусов. В рамках ее реализации десятки тысяч молодых граждан, преимущественно студентов, помогали в восстановлении разрушенных домов, в подготовке к учебе детей, испытывающих затруднения в усвоении учебного материала, в осуществлении мер по охране окружающей среды, в решении проблемы бездомности. Только за один 1998 г. ими было оказано содействие
32 тыс. бездомных американцев в поисках постоянного места жительства. Заработанные добровольцами средства шли на их текущие расходы, погашение студенческих займов и на плату за обучение.
Во второй половине 90-х гг. источником свыше 32% ежегодных денежных поступлений некоммерческих организаций служили правительственные гранты. Следующие 18% — поступления из частных благотворительных источников (от отдельных лиц, благотворительных фондов, частных фирм и корпораций). Основную же часть (50%) суммарного финансирования некоммерческих организаций составляли средства, получаемые ими за платные образовательные, консультационные и иные услуги. Эти цифровые данные, приведенные А.А. Шлихтером, подтверждают мысль о том, что нельзя создать систему некоммерческих ассоциативных служб, не предусмотрев возможности частичной их самоокупаемости путем предоставления различных платных услуг. Причем такие услуги станут тогда востребованы и конкурентны на рынке, когда благодаря налоговым и иным льготам их стоимость будет несколько ниже, чем в других подобных специализированных службах. Вероятно, это следует учитывать и у нас в стране, используя американский опыт деятельности организаций некоммерческого сектора.
Наряду с поддержкой соответствующих ассоциативных организаций государственные органы США осуществляют финансирование целого ряда социальных программ по системе вспомоществования. По программам, направленным на поддержку малоимущих (программы продовольственных талонов, жилищных субсидий и др.), соответствующая категория населения получает денежное пособие по бедности, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для профессиональной подготовки и получения образования. Бедные граждане в современных Соединенных Штатах составляют примерно 12—18% населения страны. И отношение к ним в обществе неоднозначное.
Американская система вспомоществования предусматривает государственную поддержку инвалидов. На начало 2001 г. в США насчитывалось около 54 млн человек с различными физическими недостатками, что примерно составляло 20% на-
селения страны. Государственные федеральные программы помощи инвалидам направлены здесь преимущественно на разработку, производство, расширение доступа к новым технологическим устройствам и приспособлениям, способствующим полноценному образу жизни лиц с ограниченными возможностями, их более широкому вовлечению в производственную и социальную деятельность. Для приобретения американскими инвалидами новых видов необходимой им техники правительственными органами предусмотрены льготные кредиты.
Социальная помощь американским инвалидам — ветеранам войн включает в себя дополнительные государственные льготы и привилегии. Вопросы, связанные с социальным обеспечением и трудоустройством этой категории населения находятся в ведении Министерства по делам ветеранов. В 2000 г. на нужды этого министерства было выделено из федерального бюджета 663 млн долларов (в 1993 г. направлялось 253 млн Долларов).
Вместе с либеральной направленностью социальной политики, приоритетным значением ассоциативных организаций социальной защиты американскую модель социальной работы отличает важная роль страхового механизма в системе социальной поддержки. Наряду со вспомоществованием социальное страхование является вторым неотъемлемым звеном системы соцобеспечения.
Выплаты по социальному страхованию производятся из специальных фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с работников в доле с работодателями. Величина таких выплат значительно выше, чем по системе вспомоществования. В среднем размер пенсий по социальному страхованию в США примерно в 2,5 раза больше денежного пособия по бедности.
Экономически активное население благодаря социальному страхованию получает определенные гарантии в связи с такими рисками, как старость, инвалидность, болезнь, производственный травматизм, потеря кормильца, безработица и др. Важнейшей программой социального страхования в Соединенных Штатах является Общая федеральная программа государственного пенсионного обеспечения, участники которой платят в соответствующие фонды налог на социаль-
ное страхование в течение всего периода своей трудовой деятельности. Эта программа, как уже отмечалось, носит распределительный или солидарный характер, что предполагает получение пенсионерами не собственных накоплений, а денег ныне работающих и платящих налоги.
Право на полную государственную пенсию приобретают в США лица в возрасте 65 лет и старше (мужчины и женщины одинаково), работавшие не менее четверти года в течение минимум 35 лет. Заработки данного работника должны быть не ниже определенной суммы в каждом из этих кварталов. Если трудовой стаж меньше, то уменьшается и пенсия. На пенсию можно выйти в возрасте 62—64 лет, но при этом ее размер будет меньше. Так, человек, выходящий на пенсию сразу же после достижения 62 лет, получит ее в размере 80% от полной. В 80—90-е гг. XX в. каждые двое из трех американцев выходили на пенсию именно в 62—64 года. Эта тенденция мало изменилась и в начале 2000-х гг., когда средний реальный возраст выхода на пенсию составлял для мужчин 64,6 лет, а для женщин — 63,4 года.
Средний размер государственной пенсии американского пенсионера составлял в 2004 т. 922 дол. Если у американского пенсионера есть неработающая жена в возрасте 65 лет и старше, то ему положена еще и 50%-ная надбавка к пенсий, а на супругу в возрасте 62 лет — 37,5%-ная надбавка; Даже с учетом надбавки на жену эта сумма, по американским меркам, невелика, но явно выше их стандартов уровня бедности. В настоящее время в бедности живет около 11% престарелых американцев. К их числу в основном относятся люди, которые по каким-либо причинам не сумели зарабо-татьправо на получение государственной пенсии.
В США вдова имеет право на получение государственной пенсии (ее части) умершего супруга. Если возраст вдовы 65 лет и выше, то она получает стопроцентную пенсию мужа, а вдова в возрасте 60 лет — 71,5% пенсии мужа.
Средний размер государственной пенсии в Соединенных Штатах не столь велик, чтобы быть вполне достаточным для безбедной жизни. Поэтому многие американцы участвуют в различных схемах частного пенсионного страхования. О широкомасштабном развитии частного рынка пенсионного
страхования в США и его особенностях уже был приведен достаточно обширный материал.
В связи с постоянным ростом уровня пенсионной нагрузки, т. е. увеличением численности лиц в возрасте 65 лет и старше относительно лиц возраста 15—64 лет, могут в не столь отдаленной перспективе возникнуть затруднения по страховым выплатам, осуществляемым в рамках американской государственной системы пенсионного обеспечения. По прогнозным данным, уровень пенсионной нагрузки составит к 2050 г. почти 40% по сравнению с 19% в 2000 г. В таком слу-, чае станет неизбежным реформирование государственного пенсионного хозяйства. Однако здесь вовсе не намерены отказываться от распределительного характера главной пенсионной системы страны и переводить ее на накопительный принцип. «Если такой переход, — справедливо заметил американский аналитик, сотрудник Международного валютное го фонда Ричард Хемминг, -г увеличит пенсионные расходы и связанные с доходами риски, то аргументы против такого перехода выглядят намного предпочтительнее»1. Подобная точка зрения сегодня распространена в США. А значит, предполагаемое пенсионное реформирование, вероятно, будет идти по пути совершенствования распределительных механизмов государственного обеспечения с добавлением некоторых элементов накопительного характера (введение планов индивидуальт ных накопительных счетов и др.). Высокие темпы роста уровня ? пенсионной нагрузки могут поставить в реальную плоскость и вопрос о постепенном увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2020 г., а также об увеличении трудового стажа, необходимого для исчисления полной пенсии, с 35 до 37 лет.
Особым звеном американской системы социального стра-г хования является государственное медицинское страхование. Оно реализуется по двум основным программам: «Медикэр», предназначенной для медицинского обслуживания пожилых американцев, и «Медикейд», в рамках которой предоставляются медицинские услуги малоимущим. Программа медицинского страхования «Медикэр» за 66 долларов 60 центов в месяц гарантирует пожилым людям основные виды медпомощи,
' Хемминг Р. Должна ли государственная система быть накопительной? / / Труд за рубежом. 2001. № 1. С. 112.
включая хирургическую. Кроме того, за многие лекарства, которые могут стоить сотни долларов, пенсионер платит лишь номинальную цену. На рубеже XX—XXI вв. в США было принято несколько новых программ, расширяющих доступ американцев к услугам здравоохранения. В частности, это касается детей, пожилых людей, потерявших работу в возрасте 55—61 года, а также не охваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62—65 лет. На ближайшую перспективу до 2050 г. предполагается заметно увеличить долю расходов в ВВП на две основные программы государственного медицинского страхования: по программе «Медикэр» с 2,7 до 8,1%, а по программе «Медикейд» с 1,2 до 4,9%. Однако в настоящее время ситуация такова, что медицинское страхование остается недоступным для очень многих граждан страны. За 90-е гг. число американцев, не имеющих никакой медицинской страховки, возросло на 10 млн, превысив 43 млн человек. Затруднения в получении страхового полиса возникают сегодня и у лиц, работающих на мелких предприятиях и в организациях с ограниченными финансовыми ресурсами.
Отличительной чертой американской модели социальной работы является децентрализация системы социальной помощи. А это значит, что реальная организационная деятельность по обеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно на уровне штатов и муниципалитетов. Именно здесь, во взаимодействии с органами общественного самоуправления, проводят основную работу и многочисленные ассоциативные организации. Власти штатов, например, осуществляют доплату к федеральной пенсии по старости, а местные самоуправления устанавливают скидки на проезд в городском транспорте для пожилых и инвалидов, которые, как правило, составляют 50% стоимости билета. Процесс децентрализации американской системы социальной поддержки предполагает осуществление ряда социальных программ на основе паритетного принципа их финансирования федеральным центром, органами власти штатов и муниципальными органами самоуправления. В 90-е гг. XX в. финансирование программы «Помощь семьям с зависимыми детьми» осуществлялась федеральном правительством на равнодолевых началах со штатами (примерно 50 на 50%). По
этой программе специальное пособие получали матери-одиночки, родственники, воспитывавшие сами детей-инвалидов и детей, испытывавших стойкие затруднения в социальном функционировании. Такие семьи обеспечивались продовольственными талонами, бесплатным питанием в школах и другими льготами.
По-новому теперь строится в США и сам подход к финансированию программ помощи семьям и детям, срочной помощи нуждающимся, поддержки в трудоустройстве незанятого населения, которые реализуются в отдельных штатах. Для того чтобы полностью получить свою долю федерального финансирования на определенный период, штаты должны выделять из собственных бюджетов не менее 75% объема средств, затраченного ими уже в предшествующий срок по названным социальным программам.
По мнению некоторых специалистов (Л.Ф. Лебедева и др.), тенденция к децентрализации в сфере профессиональной переподготовки и трудоустройства в США обеспечивает высокую эффективность и одновременно прозрачность системы занятости. На уровне штатов и муниципалитетов широко используется субсидирование работодателей частного сектора, нанимающих на работу получателей социальных пособий, людей с длительными перерывами в работе, лиц из числа неблагопд-лучных групп населения. Местные органы власти также стимулируют работодателей заниматься вопросами профессиональной переподготовки своих потенциальных работников. К числу таких стимулирующих мер относятся налоговые скидки на все расходы, связанные с обучением и трудоустройством, обеспечение совместного использования оборудования и преподавательского состава группами предприятий со сходными требованиями к обучению, и др.
Весьма эффективным средством защиты от безработицы, используемым на уровне штатов и муниципалитетов, стали программы переобучения работников, попадающих под сокращение. В 80—90-е гг. XX в. такие программы активно использовались в штатах Массачусетс, Оклахома, Иллинойс и др. Благодаря им была оказана помощь в профессиональной подготовке и трудоустройстве сотням тысяч безработных. Подобного характера программы реализовывались в некоторых штатах и в начале 2000-х гг.
При проведении курса на децентрализацию системы социальной помощи и поддержки, американским властям не всегда удается определить ту грань, за которой данный процесс перестает служить конечной цели эффективности социальной работы. Вероятно, выработка общей стратегии социальной защиты, принятие стандартов обязательных социальных услуг и другое должны оставаться централизованными.
Система социальной помощи и поддержки, функционирующая в США, складывалась исторически. Она опирается на некоторые системные компоненты, которые в достаточно высокой степени свойственны только этой стране (например, ассоциативность). Однако в американском опыте социальной защиты есть немало и универсального, применимого для стран с разным социально-экономическим уровнем развития.