Понятие и правовая природа обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажира и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В ст. 785 ГК РФ закреплено легальное определение договора перевозки груза, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Из этого определения следует, что договор перевозки груза является реальным договором, т.е. считается заключенным с момента получения груза перевозчиком.

Вместе с тем, всякая перевозка конкретного груза (в том числе и по реальному договору) начинается с исполнения сторонами обязательств по подаче перевозчиком транспортного средства и предъявлению грузоотправителем соответствующего груза, предназначенного для перевозки. В современной юридической литературе правовая природа данного обязательства определяется по-разному:

1) одни авторы рассматривают его как оперативное планирование перевозок грузов (О.Н. Садиков). Данная точка зрения основывается на положениях законодательства, действовавшее в советский период, когда было принято считать, что само обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке возникает непосредственно из плана перевозок, при этом выполнение плана перевозок рассматривалось в качестве обязанности грузоотправителя и перевозчика перед государством;

2) другие считают, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляют собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки (Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов, В.А. Егиазаров). По мнению сторонников данной точки зрения, подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки;

3) третьи исходят из договорной природы отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающих из принятой перевозчиком заявки (В.В. Витрянский, Т.Е. Абова, Н.С. Ковалевская). По мнению исследователей, заявка грузоотправителя содержит все существенные условия обязательства по подаче транспортного средства и его использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК РФ), принятие же указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК РФ).

В соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003г. №18-ФЗ (далее – УЖТ РФ) и п. 1 ст. 791 ГК РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

В случае принятия перевозчиком решения о согласовании заявки грузоотправителя на перевозку грузов между сторонами возникает обязательство по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке.

Таким образом, обязательство по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке представляет собой обязательство, в силу которого перевозчик обязан предоставить грузоотправителю транспортные средства, соответствующие условиям принятой заявки на перевозку грузов, а грузоотправитель обязан принять их и осуществить погрузку согласованного в заявке груза либо передать такой груз для погрузки перевозчику.

2.2. Основание возникновения и содержание обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке

Основания возникновения обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке указаны в ст. 791 ГК РФ, согласно которой перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Из приведенной нормы следует, что в качестве основания возникновения обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке могут выступать:

1) заявка грузоотправителя на перевозку грузов и ее принятие перевозчиком (ст. 11 УЖТ РФ);

2) договор перевозки грузов, обладающий консенсуальным характером (ст. 791, 787 ГК РФ). Определение данного договора содержится в ст. 787 ГК РФ, согласно которой договор фрахтования (чартер) представляет собой соглашение, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пассажиров и багажа. Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальнымдоговором.

3) договор об организации перевозок груза (ст. 798 ГК РФ, ст. 10 УЖТ РФ). В соответствии со ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок могут заключить долгосрочный договор об организации перевозок, существенными условиями которого являются сроки, объемы принятия грузов к перевозке, а также порядок расчетов между сторонами.

Указанный договор является возмездным, двухсторонним и консенсуальным. Вместе с тем, наличие такого договора между сторонами не освобождает их от обязанности по подаче заявки и принятию ее в общем порядке. По мнению В.В. Витрянского, при наличии договора об организации перевозок груза действия сторон по подаче и принятию заявки представляют собой не самостоятельное основание возникновения обязательства, а свидетельствуют об исполнении условий самого договора об организации перевозок груза (М.И. Брагинский).

Содержание обязательства по предоставлению транспортного средства и груза к перевозке раскрыто в ст. 791 ГК РФ и ст. 18, 20, 21, 23-26 УЖТ РФ.

В соответствии со ст. 791 ГК РФ основной обязанностью перевозчика является обязанность по подаче отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправителя – обязанность по принятию поданных транспортных средств и предъявлению груза, указанного в заявке, к перевозке.

Надлежащее качество подаваемых транспортных средств определяется через определение их технической пригодности для перевозки грузов и пригодности в коммерческом отношении.

Согласно ст. 20 УЖТ РФ под технической пригодностью понимается такое состояние транспортного средства, которое полностью отвечает требованиям правил технической эксплуатации, в частности, транспортные средства должны быть исправными, внутри и снаружи очищенными от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов, со снятыми приспособлениями для крепления. Во всех случаях определение технической пригодности вагонов, контейнеров возлагается на железную дорогу.

Как указано в п. 13 Постановления ВАС РФ, погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает последнего от ответственности за несохранность груза. Поэтому в случае, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность несет перевозчик. Перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, либо представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.

Пригодность транспортных средств в коммерческом отношении определяется как определенное состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние груза при погрузке, выгрузке и в пути следования. Пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении может определяться лишь применительно к конкретным грузам (при условии, что указанные вагоны, контейнеры технически исправны). Пригодность определяется в отношении вагонов – грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; в отношении контейнеров – грузоотправителями.

В случае, если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в коммерческом отношении непригодный вагон, контейнер, от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то перевозчик подлежит освобождению от ответственности за несохранность такого груза. В этом случае ответственность перед грузополучателем за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза может быть возложена на грузоотправителя (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ).

В свою очередь, в рамках обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке грузоотправитель обязан:

1) подготовить груз для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность (ст. 18 УЖТ РФ);

2) обеспечить погрузку грузов в вагоны в местах общего и необщего пользования (ст. 21 УЖТ РФ);

3) предоставить необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления, в том числе решетки для животных, щиты, вагонные печи (ст. 24 УЖТ РФ);

4) при предъявлении груза для перевозки представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы (ст. 25 УЖТ РФ);

5) до момента приема грузов перевозчиком для перевозки внести плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи, если иное не предусмотрено УЖТ РФ или соглашением сторон (ст. 30 УЖТ РФ).

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке. Основания освобождения от ответственности

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке стороны несут ответственность в соответствии со ст. 794 ГК РФ и УЖТ РФ.

В связи с тем, что основанием для возникновения данного обязательства является поданная грузоотправителем и принятая перевозчиком заявка на перевозку грузов, то основным доказательством наличия и исполнения обязательства признается специальный документ – учетная карточка. В соответствии со ст. 11 УЖТ РФ учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Как указано в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав Железнодорожного транспорта РФ»» от 06.10.2005г. №30 (далее – Постановление ВАС РФ), документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов, является учетная карточка, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой.

Содержанию учетной карточки арбитражная практика придает принципиальное значение, поскольку данные, содержащиеся в учетной карточке, удостоверенные подписями представителей грузоотправителей и перевозчиков, являются основанием для определения ответственности сторон за невыполнение заявки на перевозку грузов (п. 9 Постановления ВАС РФ).

Общее правило об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по предоставлению транспортного средства и предъявлению груза к перевозке, применяемое ко всем видам перевозок, закреплено в ст. 794 ГК РФ. Согласно данной нормы перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Как вытекает из данной нормы, конкретные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должны быть определены транспортными уставами и кодексами.

В ст. 94 УЖТ РФ предусмотрены случаи наступления такой ответственности. Основанием для наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами возложенных на них обязательству, конкретные основания – зависят от субъекта: для грузоотправителя они названы в п. 1 ст. 94 УЖТ РФ, а для перевозчика – в п. 2 ст. 94 УЖТ РФ.

Форма ответственности – исключительная неустойка (штраф), размер определяется пропорционально минимальному размеру оплаты труда. Ответственность имеет ограниченный характер, т.к. заключается во взыскании исключительной неустойки.

Особенностью ответственности перевозчика является то обстоятельство, что она наступает независимо от его вины (даже за случайное причинение вреда).

В п. 2 ст. 794 ГК РФ, ст. 116-117 УЖТ РФ установлены основания освобождения сторон от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательства по предоставлению транспортного средства и груза к перевозке. К их числу отнесены: 1) обстоятельства непреодолимой силы, а также явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; 2) прекращение или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном транспортным уставом; 3) иные случаи, предусмотренные транспортным уставом.

3. Договор перевозки груза:

Наши рекомендации