Политические права и свободы осужденных
В большинстве правопорядков наибольшим ограничениям подвергаются именно политические права и свободы. Единственными общественными объединениями в РФ, которые могут создавать осужденные являются самодеятельные организации, но они могут создаваться не во всех исправительных учреждениях, действуют под надзором администрации исправительного учреждения. Т.о. создавать иные общественные объединения заключенным нельзя, так же как и участвовать в пикетах и т.п. акциях. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Участие в выборах и референдумах (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ) – не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
21. Личные права и свободы осужденных.
Право на личную безопасность.
Оно было впервые закреплено и его гарантии в 1992 г. в ИТК, впоследствии оно было воспроизведено в действующем УИК в ст. 13. Раньше его прямого закрепления не существовало, но его можно было вывести косвенно. Ст. 13 говорит, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться (устно или письменно – неважно) к любому должностному лицу, к любому сотруднику персонала, который обязан либо по собственной инициативе или по сделанному заявлению принять меры об устранении угрозы личной безопасности – угрозы жизни, здоровью и иных преступлений против личности. Правила внутреннего распорядка регламентируют вопросы перевода осужденных. Это одна из мер для обеспечения личной безопасности – перевод осужденного в безопасное место. Перевод осуществляется по постановлению начальника исправительного осуждения на срок не свыше 90 суток. В экстренных случаях до прихода начальника это решение может принять и оперативный дежурный по исправительному учреждению. В качестве безопасного места может использоваться любое помещение, даже штрафные изоляторы, помещения камерного типа, т.е. места, куда люди помещаются в качестве меры взыскания. Если это окажется безуспешным, то по истечении указанного срока возможно принятие решение о переводе данного осужденного в другое исправительное учреждение или перевод угрожающих в другое исправительное учреждение.
Право на гуманное обращение и уважение достоинства присущего личности.
Одной из важнейших задач является охрана осужденных от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих их достоинство видов обращения. Из международных договоров непонятно, что такое пытки и какие это виды обращения. Решения Европейского суда по правам человека дают определенную ясность. Унижением достоинства можно считать такие виды обращения, которые направлены на то, чтобы вызвать в жертвах чувство страха, подавленности и неполноценности или сломить их волю, физические и моральные способности к сопротивлению. Но надо отличать страдания причиняемые самим заключением и страдания от пыток и унижения достоинства. Т.о. порог страданий д.б. выше. Поэтому есть такое понятие минимальный уровень жестокости. Но с точки зрения жестокости самым жестоким обращением является пытка. Пытка – любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него сведения или наказать за какие-то действия, или запугать. Притом, что всё это осуществляется должностным лицом. Это может выражаться в избиениях, пытках лишениями (пищи, сна, воздуха, необходимых лекарств для лечения), принуждение принимать определенную позу, применение медикаментов в нелечебных целях, ожоги и др. Личный обыск производится лицами одного пола. Закреплено право на вежливое обращение с осужденными. Обеспечение осужденных жилищно-бытовыми и иными коммунальными условиями – предоставление индивидуальных спальных мест, обеспечение индивидуальными средствами гигиены и т.д. 8 дек. 2003 г. было принято изменение, которым было запрещено применение жестоких взысканий – например, запрещено переводить в штрафной изолятор некоторых категорий осужденных.
Право на получение информации.
Это конституционное право. Оно нашло отражение в ст. 12 УИК. Данному праву корреспондирует администрации обязанность предоставить информацию – каковы требования режима, что будет за его нарушение и т.п. На этот счет в Минимальных стандартах ООН есть соответствующее правило: при принятии в тюрьму каждому заключенному… Европейские пенитенциарные правила дополняют это положение.
Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.
Это также конституционное право, а применительно к УИП оно изложено в ст. 12 УИК. Это право во много сохраняется для осужденных (см. ст. 12 УИК). Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
Право на частную жизнь.
3 главных аспекта:
1. Право на приватность. Она д. иметь место в процессе этапирования. Перевозить надо в условиях «непубличности», без огласки и т.п.
2. Сведения из личного дела также должны защищаться, в т.ч. и от компьютерного взлома.
3. Во время отбывания заключения также сохраняются определенные права на частную жизнь. Ст. 24 УИК касается посещения другими лицами исправительных учреждений. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, а также их интервьюирование осуществляется с письменного согласия осужденных.
Свобода совести и вероисповедания (ст. 14 УИК).
Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
Для осужденных к различным видам наказаний данное право так же выражается в различных формах:
- Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
- Осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
- Осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.
- Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
Право на жалобы и обращения. Это также конституционное право, для УИП оно изложено в ст. 13 УИК. Недавно в эту ст. были внесены изменения – теперь не надо исчерпать все внутригосударственные средства, чтобы обратиться в международные инстанции. Форма не регламентируется – можно как устно, так и письменно, но корреспонденция осужденных подлежит цензуре. Поэтому переписка осужденного с органами, контролирующими уголовно-исполнительную систему, Уполномоченным по правам человека, Европейским судом по правам человека, прокуратурой, судом цензуре не подлежит. Такая корреспонденция подлежит отправке в суточный срок, а остальная корреспонденция – в 3-суточный срок. Осужденные могут жаловаться только от своего имени.
Также в отношении этого права важное значение имеет организация личных приемов, которые осуществляются руководством по графику с занесением всех жалоб в журнал.
Право осужденных на общение с внешним миром.
В него включаются:
1. право на переписку
2. право на свидание с родственниками и иными лицами
3. право на просмотр телепередач и радио
4. право на выезд за пределы исправительных учреждений при определенных случаях (например, на похороны близких родственников).
Право на юридическую помощь.
Это конституционное право. Ст. 12 УИК говорится о праве осужденного пользоваться услугами адвоката или иных лиц, имеющих право оказывать такие услуги. Для иностранцев и лиц без гражданства закреплена возможность пользоваться услугами консульских и дипломатических представительств. Переписка осужденного с защитником также не подлежит цензуре за исключением случаев, если администрация располагает информацией, что сведения в этой переписке направлены на планирование или организацию преступления. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания, по их желанию они могут производиться и наедине без ограничения числа продолжительностью до 4 часов. В 2003 г. было введено дополнение, что такие свидания д. проводиться вне пределов слышимости 3-х лиц и без применения технических средств прослушивания.
22. Экономические, социальные и культурные права осужденных.
1. Право на труд (ст. 37 Конституции):
- право на свободный труд не распространяется на многих осужденных. См. вопрос юридической природы труда осужденных. Эти ограничения распространяются не только на заключенных;
- право на свободный выбор профессии у осужденных также ограничивается. Правилами внутреннего распорядка установлены должности, которые в принципе не могут занимать осужденные. Ст. 103 УИК предусматривает право работать по специальности при наличии возможности;
- право на безопасный труд подтверждается ст. 104 УИК – этого права лишать нельзя;
- право на вознаграждение также гарантируется в ст. 105 УИК. При условии выполнения месячной нормы выработки осужденным д.б. обеспечен МРОТ, хотя в принципе правила о минимальности размера оплаты труда в полной мере распространяются на осужденных;
- право на защиту от безработицы осужденным не гарантируется;
- право на трудовые споры также заключенным не гарантируется. Уголовно-исполнительное законодательство запрещает прекращать работу для устранения конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы является злостным нарушением режима и может влечь применение мер взыскания, а также материальную ответственность;
- право на отдых сохраняется, но в какой-то мере урезается. Это гарантируется продолжительностью рабочего времени, которая для них установлена такой же как и у других. Также это право гарантируется правом на ежегодный оплачиваемый отпуск (18 дней для несовершеннолетних и 12 для остальных);
2. Право на жилище. Здесь надо говорить о пригодном для проживания помещении. Также это право д. обеспечиваться после отбытия наказания. КС признал, что временное отсутствие гражданина нанимателя жилого помещения или членов его семьи, даже в случае из заключения по приговору суда, не может лишить права на пользование жилым помещением;
3. Право на социальное обеспечение также закреплено в УИК – в т.ч. получение пенсий и социальных пособий (например, по беременности и родам) в соответствии с законодательством РФ. Раньше выплата пенсий приостанавливалась, но КС признал это неконституционным. Мотивировалось это тем, что пенсия выплачивается, чтобы неработоспособные могли обеспечивать свое существование, а жизнь заключенного обеспечивается государством. КС пришел к выводу, что юридически приостановление означает лишение права на социальное обеспечение. Т.о. КС сказал, что нужно различать трудовые пенсии и социальные. Если пенсия трудовая, то она человеком заработана, потому лишить ее нельзя ни при каких обстоятельствах. Что касается социальной пенсии, которая выплачивается на за труд, а чтобы дать минимум социального обеспечения, то КС сказал, что это дело законодателя – если не будет выплачивать, то ничего неконституционного в этом нет. Особенно это становится актуально в связи с введением накопительной системы пенсий;
4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает первичную помощь в амбулаторных условиях, право женщин во время родов и послеродовый период на специализированную помощь, любую дополнительную помощь за счет собственных средств. 1-е две помощи – бесплатны. Еще это право включает в себя право на психологическую помощь (изменения от 8 дек. 2003 г.). Но участие в мероприятиях психотерапевтического характера проводятся только по согласию осужденного. Надо смотреть на этот вопрос шире, ведь запрещается осужденных подвергать медицинским опытам нельзя, даже с их согласия;
5. Право на образование. Осужденным гарантируется право на получение основного общего образования. Лица старше 30 лет и инвалиды 1-й и 2-й группы – по желанию, а остальные – в обязательном порядке. В колониях особого режима исключительно в виде самообразования – им должна быть обеспечена возможность. На период экзаменов заключенные освобождаются от работы. Занимающиеся самообразованием не сдают экзамены. Относительно высшего образования речь может идти только о заочном образовании и о наличии в некоторых исправительных учреждениях филиалов вузов.