ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ НОРМЫ

1. Ориентирующая функция – направление субъектов административного права к наиболее желательному варианту поведения;

2. Оценочная функция – оценка полезности и правомерности действий субъектов административного права;

3. Целевая функция – направление поведения субъектов административного прав на достижение определенных целей;

4. Мотивационная функция - выработка у субъектов административного права мотивации к определенному варианту поведения;

5. Информационная функция – осведомление субъектов административного права о содержании норм права;

6. Социальная функция – воздействует на политическую, экономическую или воспитательную сферы;

7. Юридическая функция – воздействуют на различные правовые сферы регулятивную, правоохранительную, компенсационную, восстановительную.

Структура административно-правовой нормы:

Гипотеза - часть нормы, указывающая на фак­тические условия, при наступлении которых следует ру­ководствоваться данной нормой (исполнять либо приме­нять).

Виды гипотез:

а) относительно определенные; б) абсолютно определенная.

Диспозиция - часть нормы, содержащая са­мо правило должного поведения, предписанное данной нормой права.

Виды диспозиций:

а) простая (одно действие, не раскрывается его содержание);

б) сложная (несколько действий);

в) описательная (называются все существенные признаки поведения);

г) бланкетная (отсылает к подзаконному акту);

д) отсылочная (отсылает к другому закону или статье).

Санкция - часть нормы, указывающая на меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушавшим установленные правила должного поведе­ния.

Виды санкций:

а) относительно определенная (от минимума до максимума);

б) абсолютно определенная ( четко указывается вид наказания);

г) альтернативные (указывается несколько видов наказаний или либо).

РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Реализация административно-правовой нормы – это логический процесс претворения в практическую жизнь государствен­ной воли.

Виды реализации административно-правовых норм.

Исполнение административно-правовой нормы - за­ключается в активном, добросовестном и точном дей­ствии субъекта административного права по выполнению предписаний, со­держащихся в данной норме (например, гражданин, ку­пивший ружье, обязан его зарегистрировать в местном органе милиции; при проезде в общественном транспор­те гражданин обязан купить билет)..

Соблюдение административно-правовой нормы - воздержание субъекта от совершения действий, запрещенны2х данной нормой.

Использование административно-правовой нормы – заключается в том, что субъект права по своему усмотрению добровольно осуществляет субъективное право в сфере управления (например, об­ращение с заявлением о перемене фамилии, подача жа­лобы в орган государственного управления, написание заявления о регистрации брака и т. п.).

Применение административно-правовой нормы - со­стоит в действиях компетентного государственного орга­на или уполномоченного должностного лица по изданию индивидуального юридически-властного решения (акта) на основе действующей нормы.

ТОЛКОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Толкование административно-правовых норм – это деятельность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания юридических норм.

Виды уяснения:

Филологический – толкование лексической, грамматической и синтаксической структуры административно-правовой нормы;

Логический – толкование административно-правовой нормы с точки зрения законов формальной логики;

Систематический – толкование в связи с другими нормами и актами;

Историко-политический - толкование административно-правовой нормы с точки зрения истории государства и права;

Телеологический - толкование административно-правовой нормы в контексте целей и мотивов ее установления;

Специально-юридический - толкование административно-правовой нормы с использованием средств и приемов юридической техники.

Виды разъяснений:

Официальное - толкование административно-правовой нормы субъектом права, имеющим государственно-властные полномочия и обязательное для субъектов административного права:

- Аутентическое – толкование административно-правовой нормы издавшем ее субъектом права;

- Легальное - толкование административно-правовой нормы специально уполномоченным на это субъектом права;

Неофициальное - толкование административно-правовой нормы субъектом права, не обладающим государственно-властными полномочиями и не носит обязательного характера для субъектов административного права

:- Доктринальное – научное толкование административно-правовой нормы;

- Компетентное – толкование административно-правовой нормы субъектами правоприменительной деятельности;

- Обыденное – толкование административно-правовой нормы широкими слоями населения.

Наши рекомендации