ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ НОРМЫ
1. Ориентирующая функция – направление субъектов административного права к наиболее желательному варианту поведения;
2. Оценочная функция – оценка полезности и правомерности действий субъектов административного права;
3. Целевая функция – направление поведения субъектов административного прав на достижение определенных целей;
4. Мотивационная функция - выработка у субъектов административного права мотивации к определенному варианту поведения;
5. Информационная функция – осведомление субъектов административного права о содержании норм права;
6. Социальная функция – воздействует на политическую, экономическую или воспитательную сферы;
7. Юридическая функция – воздействуют на различные правовые сферы регулятивную, правоохранительную, компенсационную, восстановительную.
Структура административно-правовой нормы:
Гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические условия, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой (исполнять либо применять).
Виды гипотез:
а) относительно определенные; б) абсолютно определенная.
Диспозиция - часть нормы, содержащая само правило должного поведения, предписанное данной нормой права.
Виды диспозиций:
а) простая (одно действие, не раскрывается его содержание);
б) сложная (несколько действий);
в) описательная (называются все существенные признаки поведения);
г) бланкетная (отсылает к подзаконному акту);
д) отсылочная (отсылает к другому закону или статье).
Санкция - часть нормы, указывающая на меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушавшим установленные правила должного поведения.
Виды санкций:
а) относительно определенная (от минимума до максимума);
б) абсолютно определенная ( четко указывается вид наказания);
г) альтернативные (указывается несколько видов наказаний или либо).
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Реализация административно-правовой нормы – это логический процесс претворения в практическую жизнь государственной воли.
Виды реализации административно-правовых норм.
Исполнение административно-правовой нормы - заключается в активном, добросовестном и точном действии субъекта административного права по выполнению предписаний, содержащихся в данной норме (например, гражданин, купивший ружье, обязан его зарегистрировать в местном органе милиции; при проезде в общественном транспорте гражданин обязан купить билет)..
Соблюдение административно-правовой нормы - воздержание субъекта от совершения действий, запрещенны2х данной нормой.
Использование административно-правовой нормы – заключается в том, что субъект права по своему усмотрению добровольно осуществляет субъективное право в сфере управления (например, обращение с заявлением о перемене фамилии, подача жалобы в орган государственного управления, написание заявления о регистрации брака и т. п.).
Применение административно-правовой нормы - состоит в действиях компетентного государственного органа или уполномоченного должностного лица по изданию индивидуального юридически-властного решения (акта) на основе действующей нормы.
ТОЛКОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Толкование административно-правовых норм – это деятельность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания юридических норм.
Виды уяснения:
Филологический – толкование лексической, грамматической и синтаксической структуры административно-правовой нормы;
Логический – толкование административно-правовой нормы с точки зрения законов формальной логики;
Систематический – толкование в связи с другими нормами и актами;
Историко-политический - толкование административно-правовой нормы с точки зрения истории государства и права;
Телеологический - толкование административно-правовой нормы в контексте целей и мотивов ее установления;
Специально-юридический - толкование административно-правовой нормы с использованием средств и приемов юридической техники.
Виды разъяснений:
Официальное - толкование административно-правовой нормы субъектом права, имеющим государственно-властные полномочия и обязательное для субъектов административного права:
- Аутентическое – толкование административно-правовой нормы издавшем ее субъектом права;
- Легальное - толкование административно-правовой нормы специально уполномоченным на это субъектом права;
Неофициальное - толкование административно-правовой нормы субъектом права, не обладающим государственно-властными полномочиями и не носит обязательного характера для субъектов административного права
:- Доктринальное – научное толкование административно-правовой нормы;
- Компетентное – толкование административно-правовой нормы субъектами правоприменительной деятельности;
- Обыденное – толкование административно-правовой нормы широкими слоями населения.