Предпосылки и особенности российского абсолютизма
Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти. Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула, вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих интересов. Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно становится более специализированным, требовались новые люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы. Для абсолютной монархии характерны: Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у него были свои особенности. Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества. Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни). Утверждение абсолютизма в России не вызвало сопротивления сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.
23)Политика «Просвещенного абсолютизма»: содержание, особенности, противоречия.
Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила. У историков бытуют разные мнения по поводу просвещенного абсолютизма Одни говорят, что это политика, преследовавшая цель сохранения старых порядков. Другие, что он способствовал буржуазному развитию. Третьи, что это один из этапов эволюции абсолютной монархии. 1В в. - время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции. По их мнению обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга. Сочинение “духе законов” Монтескье было настольной книгой Екатерины 2-ой (Великая 1762-1796 гг царств.). Его идеалом была конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина 2-ая пыталась реализовать эти положения, она должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и называлась “просвещенным абсолютизмом”. Екатерина 2-ая не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. С 1763 Екатерина 2 начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Екатерина 2 придавала огромную роль законодательству, за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Одной из ее первых реформ было разделение Сената на б департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Эта реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. Самым крупным мероприятием Екатерины 2 был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения (нового свода законов Российской империи). В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. она приготовила “Наказ” -теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Почти Уд текста “Наказа” составляли цитаты из сочинений просветителей, таким образом он представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Верховная власть, по мнению Екатерины 2, может быть только самодержавной. Целью самодержавия она объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: “Блаженство каждого и всех”. Равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных - свои. Работа Комиссии продолжалась более года, потом она была распущена. Политика просвещенного абсолютизма в России была направлена на использование положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Она не могла существовать долго. После Великой французской революции настал конец периода просвещенного абсолютизма.