Факторы, влияющие на распределение власти
Когда наше внимание переключается от количества власти на причины, по которым она распределена именно так, а не иначе, то на первый план выступает несколько моментов. Способность справиться с неопределенностью оказалась важным критерием для различения власти (Hickson, Pugh, and Pheysey, 1969). Организационная единица, которая может справиться с неопределенностью, способна заниматься и некоторыми проблемами организации. Если, например, это вопрос финансовый, то единица, способная привлечь ресурсы, выиграет во власти (Salancik and Pfeffer, 1974). С точки зрения группы Aston преодоление неопределенности сочетается и с центральным положением этой единицы в организации, и с незаменимостью единицы. Единицы, которые хорошо справляются с неопределенностью, а также являются незаменимыми и центральными в рабочем потоке организации, будут иметь повышенную власть. Эмпирическая проверка этого теоретического подхода подтвердила, что эти процессы в реальности работают, но с небольшими модификациями (Hickson et аl., 7974). Некоторым организационным единицам важные задачи делегируются в первую очередь. Эффективно решив их, они увеличивают свою власть. В других примерах власть развивается, когда организационная единица овладевает новой и важной областью неопределенности, хорошо с ней справляется и проявляет больше власти. Анализ количества власти у исполнительных директоров показал почти такую же картину. Сильную власть имели те директора, которые справлялись с основными требованиями, налагаемыми окружающей средой их отрасли (Hambrick, 1981). Центральное положение в рабочем потоке организации важнее, чем центральное положение в более широкой и более абстрактной миссии организации (Asher and Shapiro, 1988;Astley and Zajac, 1990). К примеру, при исследовании протестантских приходов в США оказалось, что религиозная власть становилась слабее из-за таких проблем, как содержание и состояние центрального офиса прихода (Chaves, 1993). Так что в центре рабочего потока находится центральный офис, а не религиозные проблемы. Совпадение ценностей членов рабочей единицы и руководства также способствует власти единицы (Enz, 1988).
Этот подход предполагает, что власть внутри организаций постоянно смещается по мере того, как единицы или люди завоевывают или теряют власть в соответствии с тем, как они справляются с неопределенностью. Хотя это и верно, что власть является компонентом любой ситуации, но образ постоянно ускользающей власти может ввести в заблуждение по двум причинам. Во-первых, упускается из виду значение установленной иерархии и степень централизации. Подход, основанный на преодолении неопределенности, относится к горизонтальным властным отношениям, но нельзя игнорировать и вертикальные. Во-вторых, раз завоевав власть путем своих успехов, организационная единица или лицо будут стараться изо всех сил сохранить эту власть. Более ранний успех дает единице или личности немедленное преимущество над другими единицами или личностями, поскольку у них уже больше власти. Разумеется, наибольшее значение имеют окружающая среда, существующая в период формирования организации, и то влияние, которое имеет ее основатель в отрасли (Boeker, 1989). Эти исторические влияния проходят через историю организации как "следы прошлого" (с. 408). Предшествующая властная позиция организационной единицы является главным предсказателем ее последующей власти (Lachman, 1989). Это справедливо и для отдельных руководителей и директоров: когда организация беднеет, облеченные властью директоры-распорядители подвергаются меньшей опасности увольнения по сравнению с более слабыми подчиненными (Boeker, 1992).
Изучение решений по поводу размещения университетского бюджета показало, что чем богаче единица, тем больше она получает финансирование - богатым достается больше, а бедным меньше. Особенно это заметно в период финансовых трудностей (Pfefferand Salancik, 1974; Hills and Mahoney, 1978).
Власть стремится к самосохранению. Значит, те в организации, кто стоит у власти, хотят остаться у власти. У них есть ресурсы, которых нету реципиентов власти. Да и законность, столь важное соображение в расстановке организационной власти, расставляет декорации для сохранения существующего распределения власти (Michels, 1949).
Есть также и другие аспекты вопроса о распределении власти в организации. Распределение ресурсов внутри организации, включая премии, статьи бюджета и персонал, находится под влиянием системы власти (Zaid, 1970; Pondy, 1970). И поскольку система ассигнования находится под влиянием системы власти, она стремится сохранить эту систему. Часто можно видеть, как бухгалтерские и информационные системы внутри организации становятся важными агентами власти; они определяют, какой предоставить вид деятельности и какую информацию разным членам организации. Характер системы побуждения внутри организации имеет большое значение для власти, поскольку она обеспечивает основу для распределения вознаграждений, различающихся и по характеру, и по размеру. Как мы увидим в главе 7, принятие решения является основополагающим организационным процессом. В принятии решения очевидное значение имеет власть. Власть предержащие формулируют и решают, что является проблемой, а что нет (Ranson, Hinings, and Greenwood, 1980;Clegg and Dunkerley, 1980). Если член организации полагает, что данная проблема является "горящей" , она станет таковой в организации только в том случае, если власть предержащие также признают ее "горящей".
Внешние факторы
Первой темой нашего обсуждения были факторы внутренние по отношению к организации. Zaid (1970) отмечает, что внешние обстоятельства также имеют большое значение для системы власти организации. На количество и распределение власти внутри организации влияют такие факторы, как ассоциация схожих организаций (профсоюзные организации или бейсбольные лиги), отношения с поставщиками и пользователями продукции организации, органы регулирования и прочие косвенно вовлеченные стороны. Например, National Labor Relations Board (Национальное управление по трудовым отношениям) после его учреждения в 1930-х годах способствовало росту власти трудовых союзов (Peterson, 1970). В то же время усложнение трудового законодательства и регулирования привело к возникновению специалистов по трудовым отношениям, и эти служащие также добивались власти в организации главным образом вследствие этих внешних факторов. Внешние экономические условия также влияют на систему власти в организациях. Ведь со временем рынки труда и товара смещаются, источники "сырья" заменяются и характер клиентуры организации меняется. Анализ управлений United Fund(Объединенный фонд) показал, что муниципальные организации, которые успешно увеличивали свой бюджет, получали больше ассигнований от Объединенного фонда, и последний опасался, что успешные муниципальные организации могут предпринять усилия по созданию собственного фонда (Pfeffer and Long, 1977). Таким образом, внешний мир вторгается во властную структуру этих организаций. Эти исследования подчеркивают значение внешних отношений для распределения и осуществления власти внутри организаций. Значение внешних отношений простирается до такой степени, что они обеспечивают благосостояние и мощь организации (Aldrich, 1979). Власть, подобно другим организационным феноменам, не существует в изоляции внутри самой организации.