Рессорное подвешивание
3.5.1 Запрещается постановка и следование в поездах вагонов с просевшими пружинами, вызывающими перекос кузова или удары рамы о ходовые части, а так же вагонов, у которых рессорное подвешивание имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
- изломы, отколы, трещины витков, отсутствие хотя бы одной пружины;
- протертости, коррозийные повреждения более 10 % площади сечения витков;
- смыкание витков пружин;
- смещение опорных витков;
- свободное состояние пружины в рессорном комплекте (не нагружена).
- излом хомута, листа рессоры или излом пружины, а также отсутствие хотя бы одной пружины; трещины хомута, листа рессоры или пружины;
- сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;
- излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;
- излом или трещина в деталях центрального люлечного подвешивания.
Гасители колебаний
3.5.2 Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых тележки с гидравлическими гасителями колебаний имеют:
1) трещины, обрывы или погнутость кронштейнов крепления гасителей, отсоединение штока от верхней крепительной головки гасителя;
2) трещины, смятие и изломы корпуса или защитного кожуха гасителя;
3) отсоединение защитного кожуха от верхней головки;
4) заклинивание гасителя.
В пунктах формирования и оборота также не допускается постановка в поезд вагона с тележками, гидравлические гасители колебаний у которых имеют следующие неисправности:
1) просроченные или заканчивающиеся в пути следования сроки ревизии гасителей колебаний;
2) утечка масла из гасителей колебаний (в виде капель или сильного замасливания корпуса);
3) отсутствие или сильный износ резиновых и металлических втулок в головках гасителей колебаний;
4) протертость корпуса гасителей колебаний глубиной более 2 мм;
5) перекос головки гасителя колебаний свыше 5 мм;
6) отсутствие фиксирующих шайб, шплинтов гасителя колебаний.
3.5.3 При обнаружении на промежуточной станции в вагоне неисправностей, указанных в п. 3.5.2 (1) (при условии, если трещины и обрывы кронштейнов не выходят на надрессорную балку), разрешается следование такого вагона до ближайшего пункта технического обслуживания без ограничения маршрутной скорости для следования в составе поезда. Неисправный гаситель должен быть заменен.
3.5.4 Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний (рисунок 3.16), неисправности, определяемые по ряду внешних признаков и способы их устранения, приведены в таблице 3.3.
1 - втулка резиновая; 2 - втулка; 3 - кольцо поршневое; 4 - рекуперативная камера; 5 - надпоршневая полость; 6 - цилиндр; 7 - шток; 8 - обойма; 9 - гайка; 10 - кожух; 11 - манжета; 12 - головка верхняя; 13 - винт стопорный; 14 - болт; 15 - винт; 16 - планка стопорная; 17 - кольцо; 18 - шайба; 19 - кольцо резиновое; 20 - направляющая; 21 - корпус; 22 - подпоршневая полость; 23 - корпус клапана; 24 - клапан; 25 - головка нижняя
Рис. 3.16.Гидравлический гаситель колебаний
Таблица 3.3 - Неисправности гидравлических гасителей колебаний
Характерные признаки | Неисправности | Способ устранения |
Сильные потеки (до каплеобразования) рабочей жидкости | Повреждено сальниковое уплотнение; изношены или поломаны каркасные манжеты, отвернулась гайка сальника, порвано уплотнительное резиновое кольцо | Гаситель заменить |
На корпусе отчетливо заметны следы более 30 мм перемещения защитного кожуха | Гаситель не ограничивает колебаний кузова | То же |
Перекос защитного кожуха относительно корпуса гасителя | Нарушилось соединение штока и верхней крепительной головки; отвернулась гайка корпуса и произошло ослабление сальникового узла; разломалась (треснула) направляющая головка цилиндра; под кожухом скопилась снеголедяная масса | То же |
Надрессорная балка перекошена в вертикальной плоскости Несоосное расположение крепительных головок гасителей колебаний относительно поперечной оси тележки (перекос гасителя в кронштейнах надрессорной балки и рамы) | Заклинивание штока с поршнем в корпусе гасителя колебаний Разрегулирована затяжка резино-металлических пакетов продольных поводков тележки | То же Отрегулировать затяжку |
Несимметричность расположения головок гасителя относительно кронштейнов | Устранить перестановкой промежуточных резиновых шайб | |
Нарушение сварных швов кронштейнов, погнутость кронштейнов | Кронштейны отремонтировать | |
Зазоры в узлах крепления гасителей к кронштейнам рамы тележки и надрессорной балки (суммарный зазор в узле крепления не должен превышать 1,0 мм) | Износились резиновые втулки головок, валик крепления или втулки в кронштейнах | Заменить неисправные детали |
Отход бурта резиновой втулки от боковой поверхности крепительной головки гасителя свыше 2 мм | Ослабление крепления этой втулки в отверстии головки | Отремонтировать гаситель колебаний (запрессовать в его головку новые резино-металлические комплекты) |
Незатухающие колебания кузова после прохода с небольшой скоростью стыков и стрелок | Полная или частичная потеря работоспособности гасителей вследствие утечки рабочей жидкости, отказа клапанов, износа направляющей и штока, ослабление гайки корпуса, отсоединение верхней головки от штока | Гасители осмотреть, проверить прокачкой вручную на вагоне. Неисправные детали заменить |
Примечание. Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний можно проверить прокачкой вручную. Для этого необходимо отсоединить от кронштейна верхнюю крепительную головку, наклонить гаситель под углом 45град., сжать и растянуть его. Гаситель должен иметь большое усилие сопротивления без заеданий и скачкообразного падения усилия сопротивления при полном растяжении и сжатии. При обнаружении сравнительно больших перемещений кузова одного или нескольких вагонов поезда встречающий осмотрщик должен более тщательно проверить гасители колебаний этих вагонов.