Жетыасарская культура

Вопрос №1

В потоке истории.

При изучении истории Казахстана возникает немало проблем, но главная в том, что нет целостного восприятия всей картины исторического прошлого древней казахстанской земли, взаимосвязи между отдельными историческими этапами. Поэтому пока не удалось в полной мере задействовать мощнейший потенциал исторических знаний в целях патриотического воспитания молодых казахстанцев. Воспитательная сила истории оказалась как бы вне пределов досягаемости учителя-историка, что ведет к формальному преподаванию предмета, превращает его лишь в набор исторических фактов и занимательных рассказов. Это обусловливает и легковесное отношение учащихся к предмету. Внимательное прочтение книги дает, на мой взгляд, точное объяснение причин сложившейся практики обучения. “Тоталитаризм, - как справедливо отмечает в своей книге Н. А. Назарбаев, - противопоставил всей толще национальной истории удивительно коварный ход - разломать единый живой поток национального прошлого на борьбу классов. Этот перенос картины сформировавшегося классового общества индустриального типа на казахское общество одним неуловимым движением превратил казахов в бледную копию неведомых и совершенно иных по природе процессов. Между тем реальная казахская история далека от рецептов и методологических ключей классового анализа”. Прежняя схема преподавания истории не могла вместить в себя всю систему общественных отношений казахов. Исключительно как негативное явление трактовалась роль ханской власти. До сих пор имеет последствия “простенькая и убийственно эффективная” мысль, внедренная тоталитаризмом в массовое сознание казахов о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. “Возникающее зачастую непонимание сложности современного этапа истории, - пишет далее Н. А. Назарбаев, - это ведь легко проглядывающееся наследие прошлого, когда все, что делается наверху, заранее предается анафеме”. Другой причиной неудовлетворительного состояния преподавания истории Казахстана я бы назвал инерцию подачи исторических событий прошлого исключительно с позиций евроцентризма. Актуальными представляются строки из книги: “Нам, потомкам великих народов древности, нельзя пользоваться чужими суррогатами, настало время непредвзято взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее”. К сожалению, мы до сих пор закладываем в головы наших подростков достаточно примитивный взгляд на историю кочевых цивилизаций прошлого, отрицающий их сколько-нибудь весомый вклад в развитие мировой цивилизации. В книге приводятся слова Жоржа Фрадье, саркастически описавшего существующее в европейской исторической науке непонимание роли восточных цивилизаций: “А история восточных народов? Западные учебники уделяли ей внимание только в связи с историей Запада. Арабы, например, появились на страницах учебников истории лишь для того, чтобы захватить Испанию и сражаться с крестоносцами в Палестине, после чего покидали историческую арену и как бы растворялись в небытии. Индия выходила из сказочного легендарного мрака бесконечной ночи, чтобы подвергнуться в XVI-XVIII веках экспансии со стороны торговых компаний. Китай вырвался из печальной обособленности лишь для того, чтобы встретить “цивилизаторов” времен опиумной войны...”. Автор книги продолжает это сравнение: “...Азия якобы только тем и занималась, что порождала через определенные промежутки времени полчища варваров на лошадях, которые разрушали культурные достижения Европы, а затем растворялись во мраке истории. А кочевые народы будто бы только затем и появились, чтобы доказать тупиковость этого типа хозяйствования и уступить место цивилизованным народам”. Увы, именно они живучи и по сей день на уроках, лекциях и семинарах. Естественно, что сохранение такого подхода не способствует улучшению преподавания исторических дисциплин в школе и вузе, а задача превратить каждый урок истории в действенный акт патриотического воспитания оказывается в этом случае невыполнимой. Критическое осмысление собственной профессиональной деятельности после прочтения книги заставляет задуматься и над следующей очень важной проблемой. Современное обучение истории пока слабо воздействует на формирование историчности сознания молодых людей. Н.А. Назарбаев пишет о том, что историчность всегда была важной чертой казахского сознания. “Распространенность исторических знаний среди народа была невероятно высокой. Даже сегодня при наличии развитой системы образовательных институтов трудно говорить о таком уровне историчности массового сознания”. Книга Н.А. Назарбаева объективно направлена на возрождение историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. Думаю, нет необходимости доказывать своевременность постановки вопроса о возрождении историчности сознания казахстанцев. Обучение истории немыслимо без обращения к основным вехам становления духовности на территории нашей страны. Автор книги акцентирует на этом внимание читателя. “Если мы хотим быть государством и строить нашу государственность надолго, то важно понять истоки духовности народа”, - пишет он. Анализируя развитие духовной культуры на территории Казахстана, он выделяет двенадцать ее этапов. Каждый из них имеет огромное значение для раскрытия культурного потенциала казахского народа, важнейших исторических событий прошлого, выбора будущего вектора развития. Книга “В потоке истории” - это серьезный научный труд, основанный на серьезнейшей проработке колоссального массива исторических источников и литературы по истории Казахстана. В то же время она написана простым, живым языком, что делает ее доступной для огромного круга читателей. Примечательно, что она увидела свет в период подведения итогов Года народного единства и национальной истории, в ходе которого историческая наука в Казахстане сделала стремительный шаг вперед. Велико значение книги как важного методического труда для педагогов-историков, заставляющего задуматься над проблемами современного преподавания истории нашей Родины и усовершенствования своих профессиональных навыков. О значении истории лучше самого автора, пожалуй, не скажешь: “История оставила нам непростое наследство. А времени для точного и быстрого ответа на новые вопросы остается все меньше. Понимание своего места в истории, гордость предками не в масштабах родовой кочки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих человеческое достоинство ярлыков и стереотипов, - это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации”.

Вопрос №2

Палеолит (древнекаменный век) 2 млн.- 12 тыс. лет назад. Впервые следы 1-го человека на Земле найдены в Кении между горой Килиманджаро и оз. Виктория (человек умелый). Древний человек и обезьяна схожи собирательством. В Каз-не следы 1-го человека (стоя­нок) найдены в Каратау. Это наиболее благоприятное место расселе­ния человека в Каз-не. Прошлое по вещественным историческим ис­точникам изучает археология

Синантроп найден в Китае. Питекантроп наЯве. Неандерталец в Германии. Кроманьонец (человек разумный) найден в пещере во Франции. Реконструкцию его облика сделал Герасимов. Стадо слу­жило для совместной охоты, защиты, нападения, собирательства. Умерших хоронили в своих жилищах. 1-е орудия труда из камня. Ос­новные орудия - рубящие. Ретушь - обработка камня мелкими удара­ми. Самое распространенное животное - мамонт.

Памятники Иман-Бурлук и Каратомар в Сев. Каз-не, Жагабулак и Коктубе в Западном, Канай и Усть-Нарым в Восточном, Музбель в Центральном, Каракудук в Южном. В 1958 г. Алпысбаев открыл сто­янки в Юж. Каз-не.

Нижний, Ранний 800-140 тыс. лет д.н.э. Век длился более 600 тыс .лет. Появилась историческая общность «первобытное стадо». Ру­било. Изобретен чоппинг. Стоянки Борызказган и Танирказган (Юж. Каз-н), Шабакты, Карасу (здесь собрали 15 000 каменных изделий).

Средний 140 - 40 тыс. лет д.н.э. Добывание огня трением. Скребла - ведущие типы орудий. Историческая общность «большая община». Стоянки Кызылрысбек, Обалысай (Центр.Каз-н), им. Ш.Уалиханова.

Верхний, Поздний -. 40-12 тыс. лет д.н.э. Ашысай, Батпак, Кара-бас. Галечная культура обработки камня (отжимная ретушь). Гарпун, проколки, дротики, резец. Историческая общность матриархальная «родовая община». Появление человека современного вида и,рас. По­явление искусства. Людей хоронили в своих жилищах.

Мезолит (среднекаменный век) 12-5 тыс, лет до н.э. Мост меж­ду древним и новым камен. веком. Длился около 7 тысяч лет. Изобре­тен бумеранг. Для охоты на пушного зверя наконечники в виде шари­ка. Появление ловушек, силков, лодки и сетей. Камень шлифуют, пи­лят, сверлят. С изобретением лука и стрел, охота стала под силу от­дельным охотникам и небольшим группам. Человек освоил большие пространства, передвигаясь за животными.

Неолит (новокаменный век) 5-3 тыс. лет до н.э. Изготовление микролитов (техника обработки камня). В северо-восточном Прибал­хашье орудия изготовляли из кварцита и яшмы. Появление керамики (орнамент геометрический) - прочной обожженной глиняной посуды.

1-е общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия. Начало занятий земледелием и скотоводством. Появление производящего типа хоз-ва и производительного труда. Изобретены мотыга и зернотерка. В горных районах земледелие появляется с IVтыс.д.н.э.

Историческая общность «материнский род». Кремация трупа в погребении у с. Железинки (Сев. Каз-н). Археологические памятники -распространены по всему Каз-ну. Наиболее известны стоянки Ботай, Каракудук, Саксаульская.

Вопрос №3

Эпоха бронзы XVIII - VIII века до н..э. Ранняя бронза - Нурин-ский этап. Средняя - Атасуйский этап. Поздняя - Бегазы-Дандыбаевский этап. Во II тыс.д.н.э. появилась технология бронзы. В П-1 тыс.д.н.э. металлические орудия начинают вытеснять каменные. Плавильные печи найдены в долине р. Атасу. Металл обрабатывали методом ковки, литья, чеканки, штамповки. Руду добывали в рыхлых породах - методом кайлования, в плотных - методом «огневой про­ходки»,

Андроновские племена (1-е памятники близ г. Ачинска) от Ени­сея до Урала. Индо-иранский язык. Европеоиды. Развиты скотоводст­во (главная отрасль) и земледелие (вспомогательная роль). До начала I тыс.д.н.э. оседлое хоз-во. Начало (становление) кочевого скотоводст­ва. В Х-Х1 вв преобладает коневодство. Не получило развитие свино­водство. Право 1-й борозды у царя. Обрабатывали землю каменными мотыгами. Имелось рыболовство. Топливом служил кизяк. Появилось ремесло ткача. Появление общности «отцовский род». Матриархат сменяется патриархатом. На смену коллективной собственности родовой общи­ны пришла семейная и частная собственность. Этому способствовал переход к скотоводству.

Геометрический орнамент в искусстве (для красоты и от порчи). В наскальных сюжетах чаще изображали дикого быка-тура. На хребте Каратау найдены наскальные рисунки с 50-ю колесницами. Излюб­ленный сюжет наскального искусства - 2-горбый верблюд-бактриан. В Семиречье крупное скопление наскальных рисунков. Археологиче­ский символ - серьги и подвески.

Жрецы - хранители древних традиций и знаний. В раннюю бронзу покойника сжигали. В среднюю и позднюю хоронили в скор­чившемся, согнутом виде на боку. Культ мертвых соплеменников за­нимал особое место в религии. Погребальные обряды отражали слож­ные представления о загробном мире.

Самые большие поселения найдены в Бугуме, Акбауре. Круглое жилище - землянки (прототип юрты). В Центр. Каз-не найдены свыше 30 поселений и более 150 могильников. Поселение Аркаим - прототип древних городов (на границе Кустанайской и Челябинской областей). П-1 тыс.д.н.э. - начало формирования каз. народности.

Вопрос №4

Саки (VII-IVвв. д.н.э.). В этот народ входили племена: Парадарайя (заречные, заморские) - в Приаралье; Тиграхауда - «носящие остроконечные шапки» - в Семиречье; Хаомаварга - «варящие бодря­щий напиток хаома» - на р. Мургаб; Массагеты - на востоке «по ту сторону Сыр-Дарьи»; Даb, каспии и др. Сакские племена объединялись в союзы.

О саках мы знаем: из «Авесты», древних персидских (иранских) источниках («могучие мужи», «туры с быстрыми конями»). Тексты, составленные по приказу персидских, царей представляют наиболь­ший интерес. О саках, как похожих на скифов, писал Геродот. Греки называли саков азиатскими скифами. Страбон сообщает об архитек­турных памятниках Приаралье: Чирик-Рабат (место захоронения знат­ных особ), Бабиш-мулла, Баланды и др. На зимних пастбищах сосре­доточено самое большое количество курганных могильников.

Политическая история. Правители (цари) отождествлялись с Солнцем. Избирались они из сословия воинов. Слои общ-ва: воины, жрецы (хранители знаний эпохи бронзы), общинники. Большая роль женщин (пережиток матриархата), они имели право воевать наравне с мужчинами.

VI в.д.н.э. - войны с персами за независимость. Царица Томирис победила персидского царя Кира и бросила его голову в мешок с кро­вью. Помимо нее известна еще царица Зарина. В войне с персами со­вершил подвиг пастух Ширак. Дарий I в походах 519-518 гг. д.н.э. под­чинил тиграхауда. Саки наемниками у персов воевали с греками при Марафоне (490 г.д.н.э.). Александр Македонский воевал с саками в IV в.д.н.э. Во время его похода была построена Александрия Эсхата (за­думывалась как опорный пункт). Жестокость завоевателя вызвала вос­стание саков.

Хозяйство. Оседло-кочевой образ жизни (из-за близости к городским центрам и торговым путям). Кибитки — передвижные жили­ща. Впервые широкое распространение получает кочевое скотоводст­во. Переход к нему позволил резко увеличить численность стад (ло­шадей и овец). Пастбища распределял царь. Преобладает коневодство (конь в мифологии саков - символ огня и солнца; кабан - грома). Верблюдоводство развито в Южном и Западном Каз-не.

В развитии ремесла, торговли проявилось высокое развитие «лазуритовый» участок Вел.Шелк.пути (из Памира в Иран, Месопота­мию). Пленных(рабов) использовали в домашнем хоз-ве.

Культура. На искусство саков повлиял Ахеменидский Иран. С VII-VI в.д.н. и до начала нашей эры существовал «звериный стиль» (по Д.Эдингу вышедший «из лесов и долин»). Инкрустация — вставки из цветных камней. «Храмы огня» в Семиречье. Зороастризм почитает 4 стихии (воду, огонь и т.д.). В 1969 г. найдена могила «Золотого чело­века» (V-IV вв. д.н.э.). На его одежде найдено свыше 4-х тыс.золотых изделий. Уже в III в.д.н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени начинают пояаляться ранние государства кочевников Центральной Азии.

Вопрос №5

Гунны (III в.д.н.э.-V в.н.э.), хунны. Говорили на древнетюрк-ском языке. 24 рода в обществе. Признаки появления гос-ва у гуннов: част, собственность на скот и землю, примитивный бюрократ, аппарат, введение налога как формы эксплуатации, наличие права. 3 раза в год собирали народное собрание. ШАНЬЮЮ подчинялись князья из числа близких родственников (темники). Рабы у гуннов были домашней прислу­гой и пастухами. Высокого уровня достигло военное дело. Основа ар­мии - конница.

В III в. д.н.э. во главе встал шапыой Модэ. Войны Модэ с Китаем закончились мирным договором. При шаныое Чжи Чжи гунны (во 2-й пол. II в.д.н.э.) впервые проникают в Каз-н. Шаньюй Чжи Чжи заклю­чил союз с Кангюй против Усуней. Этот правитель при обороне своего города использовал пленных римлян из армии Марка Красса. Война Чжи Чжи против Китая и усуней закончились его пленением. В 55г. д.н.э. гунны разделились на северных и южных.

Гунны положили начало (с 55 г.д.н.э.) Великому Переселению народов (2-5 вв. н.э.). К IV в.н.э. гунны заняли весь Казахстан, дошли до Дуная и заняли Венгрию. В V в.н.э. Аттила совершил набег на Ев­ропу. Нашествие гуннов привело к падению Рима.

Гунны начали тюркизацию восточно-иранских племен Каз-на. Гунны придали им монголоидные черты. В искусстве гуннов в Ш—V вв.н.э. существовал полихромный стиль - скань (напаивание витой зо­лотой проволоки), зернь, шнуровое плетение, инкрустация, перегородчатая эмаль. Полихромный стиль сушествует и в наше время. С сер. П в.д.н.э. начал действовать Великий Шелко­вый путь (и до ХIV-ХV ВВ.Н.Э.).

Первая волна переселения Хунну:

· В 47 г. до н.э. северные хунну пересекли Тянь-Шань и приблизились к владениям канглов. Чжи-Чжи заключает союз с гос-м канглов для совместной борьбы против уйсуней. Правитель канглов пригласил Чжи-Чжи в свои владения и предоставил ему командовать кавалерией канглов, отдал в жены ему свою дочь, в надежде что разбив уйсуней, Чжи-Чжи уйдет в долины рек Или и Чу. Однако в 46-36гг до н.э. в результате войны Чжи-Чжи не смог разгромить уйсуней.

· Назрел конфликт между ним и канлыкской аристокраитией. Чжи-Чжи отказался подчиняться канглам и в гневе убивает свою жену и несколько полководцев канлыкской армии. Он ушел к р.Талас, где 2 года строил свой город с двумя оборонительными стенами.

· Китай обеспокоило усиление Чжи-Чжи и Китай в ступает в войну с Хуннами. Китайцы захватив город сожгли его. А Чжи-Чжи вместе с 1818 человек были обезглавлены и ок.1200 воинов были отданы в награду вассальным князьям уцсуней и Ферганы.

Вторая волна переселения хунну:

· В 93г.н.э хунну проникли на Сырдарью, в приаралье, Центральный и Западный казахстан.

Вопрос№6

Усуни (III в.д.н.э.- IV в.н.э.). Уйсуни. Обитали в Семиречье, на землях тиграхауда. Общ-во усуней достигло уровня государственно­сти. Столица - Чигучен - Город Красной Долины (на берегу Иссык-Куля). Вождь - гуньмо. Язык - древне-тюркский. В юртах жили коче­вые усуни. Китайцы о них в письменных хрониках упоминают с 138 г.. до н.э. (древний историк Сыма Цянь). С Китаем имели широкие дипло­матические и родственные связи.

В Каргалинском ущелье найдена диадема (Iв.до н.э.-IIв. н.э.) представляющая мировоззрение уйсун о моде­ли Вселенной, где фантастические животные (крылатые кони) - сим­вол солнца. Встречаются много золотых украшений с напаянными зо­лотыми шариками на основу (метод зерни). Ювелирные украшения отражали их религиозные представления.

· Титул главы государства Гуньмо;

· Племенная и родовая знать – беки; Военно начальники и крупные чиновники имели – золотые и медные печать, менее знатные каменные и глинянные.

· Социальное неравенство хорошо прослеживается на КУРГАНАХ. Они делятся на 3 группы: большие(диаметром 80м), средние(до15), маленькие(до 10м).

Исторически жизнь уйсун делится на 3 периода:

1. Каратальский период (III-I вв. до .н.э.) Памятники (КАРАТАЛ, Каргалы, Капчагай)

2. Семиреченский период (I-III вв. н.э.) (Талгар, бастау, Актас.)

3. Илийский период (IV-Vвв. Н.э.) ( Актас, Унгир-кора).

Кангюи (Ш в.д.н.э.-У в.н.э.), канглы. Жили в Юж. Каз-не (сред­нее течение Сыр-Дарьи, предгорья Каратау). Ставка - Битянь. Извес­тен город Кокмардан. Распространен культ Природы и культ предков.

· Титул правителя-хан; Хан опирался на 3-х помощников – визирей.

· Власть передава­лась от отца к сыну по наследству.

Главное занятие – Скотоводческо-земледельческое хозяйство. Развита металлургия (кайлование, метод огневой проходки). Развито было рыболовство. В хумах (сосуды) хранили зерно. Также урожай хранили в вырытых и обоженных огнем ямах-овинах.

Археологические памятники канглов:

1. Кауынчинская культура;

2. Отраро-каратауская культура;

Жетыасарская культура.

Вопрос№7

Тюркский каганат (552-603). Страна протянулась с Сев. Монго­лии до Вост. Европы. В VI в Каз-н попал под его власть. Столица Навакент (Новгород). В основе гос-ва самое многочисленное тюркоязыч-ное племя теле. Основал гос-во Бумын-каган. В 552 г. он выступил против аваров. При Муканне каганат в 553-572 гг политически гос­подствует в Центр. Азии. В союзе с Ираном воюют с эфталитами. И разбивают их под Бухарой в 587 г. Завоевав Сред. Азию, овладели трансконтинентальным Вел.Шелк.путем. В 567 г. Истеми-каган посы­лает 2 торговых посольства в Иран.

В 568 г. заключают соглашение с Византией против Ирана. Иран платил тюркам дань в 40 тыс.золотых. М.Проэктор сообщает о приеме послов тюрок в Византии. А каган Дизабул принимает посла Юсти­ниана П. Главная цель при набегах - расширение владений. Высшее достоинство кочевника - воинская доблесть, Луки тюрок составные. Тудун - наместник, контролировавший сбор податей. Кочевые ското­воды (разводили лошадей и овец). Тамга - родовой знак тюркских племен.

Согдийцы сыграли большую роль в распространении городской культуры в Юго-Западном Семиречье. Они основали города Джаму-кент, Навакент и др. Но основное население этих городов было тюрк­ским, т.к. они носили тюркские названия.

Религии. Согдийцы с I в. д.н.э. распространяли буддизм в Центр. Азии. Тюрки испытывали его влияние с VI в. Широко распространен буддизм на юге Каз-на и в Жетысу. У Испиджаба найден подземный буддийский монастырь VI-VIII вв. Согдийцы занесли и зороастризм (У1-УП вв.). Оссуарии - глиняные ящики для погребения у зороаст-рийцев. Существовало манихейство (зародилось в Иране в III в). В Та-разе найден медальон с манихейским божеством. Глава манихеев в нач.УШ в жил в Самарканде. В УП-УШ вв. в городах Юж. Каз-на и Семиречья было распространено хрйстианство-несторианство. Оно как ересь зародилось в V в. в Вост.-Римской империи. Имелись кайра-ки.- надгробные камни с несторианскими надписями. О христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в. В.Рубрук.

Тенгризм. Тенгри - бог неба. Умай - богиня домашнего очага, здоровья, детей, плодородия. Эрклиг - бог смерти, владыка подземно­го мира. Ер-Суб - Земля-Вода. Аруахи - духи предков.

Древнетюркская руническая письменность. 1-е сообщение о письме тюрков принадлежит греку-византийцу М.Проэктору. Китай­ские источники подтверждают наличие в VI в. письма у тюрок. Пер­вые каменные стелы с руническими текстами найдены на р. Орхон. Посвящены они Бельге-кагану и Кюль-Тегину. Это образец ораторско­го искусства и политической прозы, баллады о богатырях. Найдены руны и на р. Талас. Древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до XII в. Наряду с этим письмом, употреблялось еще и согдийское письмо. Возникновение тюркского письма на основе араб-ской графики связано уже с распространением ислама.

Распад гос-ва в 603 г. на Западно-тюркский (603-704 гг.) и Восточно-тюркский (603-756 гг.) каганаты. Западно-тюркский каганат - это гос-во «10 племен» (усуни, канглы, тюргеши, карлуки, чигили и ягма) - он ок будун. Ядро каганата - земли от Каратау до Маньчжурии. Центр в Жетысу. Столица г. Суяб. Летняя резиденция каганов - МинБулак. Каган- первое лицо в каганате, его избирали из аристократического рода – «тюрк-ашна». У кагана все было сосредоточено в его руках - обладал верховной властью, был владыкой всех земель, военноначальником, верховным судьей.Высшая судебная власть у тархана. Судебные функции выполняли буюруки. Ябгу, шад, эльтебер принадлежали к роду кагана. Ябгу - титул правящей верхушки тюркских народов. Тудун тоже контролировал сбор податей. Основное население — карабудун. Из-за междуусобиц, частых смен правителей-это привело к 16 летней межплеменной войне (640-657) и вторжению в семиречье войск Танской империи. Оба каганата захвачены Китаем. «Приятный городок» Кулан на границе китайцы называли Цзюйлень. Тюркские каганаты считались «империей царя коней на Севере».

Вопрос№8

Тюргешский каганат (704-756). Борьба тюрок против Китая привела к возвышению тюргешей. В 704 г. они добиваются политиче­ской гегемонии над Зап.-Тюркскими правителями в Жетысу. Родона­чальник династии и гос-ва Уч-элик-каган (герой борьбы с арабами). Его преемник - Сакал-каган. Глава гос-ва - джабгу. Эльтебер — титул вождей. Столица в г. Суяб, потом в крупном торговом центре Таразе. Тараз при тюргешах крупный центр торговли. 2-я ставка - г. Кушут.

Скотоводство (овцы, лошади). Пастбища у аристократической верхушки. Монета тюргешей была в обращении в Каз-не до конца X в. 1-е тюргешские монеты выпускались в Акбешиме (по Клоусону). По мнению Аль-Бируни, самый ценный продукт тюргешей - мускус. В 1-й пол.УШ в. (в 705 г) в Сред. Азию и Каз-н вторгаются арабы. Но они в Мавераннахре разбиты тюргешами и согдийцами. При кагане Сулу-ке государство укрепилосью. Арабы за решительность и смелость про­звали его «бодливым». На юге для тюргешей представляли опасность китайцы. Но в 751 г. у г. Атлах китайцы разбиты арабами (главная роль в победе за карлукской конницей). Каганат распался из-за арабо-китайских нашест­вий. Карлуки и огузы начали борьбу за тюргешское наследство. По мнению многих историков, это сражение на века лишило Китай возможности направлять свои политические аппетиты на запад. Хотя карлуки при этом не особо испортили отношений с Танским двором, извлекая немалые выгоды от контроля караванных троп через Тянь-Шань и Кашгар. Зато арабы вскоре обратили свой гнев на неверных, в 812-815 годах послав в экспедицию против них знаменитого сподвижника халифа ал-Мамуна Фадла ибн Сахла. остановила экспансию конфуцианского Китая на Запад.

В 750-751 годах сильная армия Китая захватила значительную территорию, заняла город Суяб. Но здесь армия Поднебесной, стремившаяся расширить свои завоевания, столкнулась с такой же экспансией арабского халифата, войска которого под знаменем пророка пришли в казахские степи после завоевания стран Средней Азии.

Интересы двух великих воинственных империй, подобно ножницам, схлестнулись на казахской земле. Стало неизбежным решительное сражение между армиями империи Тан (средневековой Китай) и арабами, которое и случилось в 751 году. Оно произошло под Атлахом. Этот небольшой тюргешский город в те времена располагался на берегу реки Талас. Внутренние противоречия разрушили Тюргешский каганат, который разделился на черных и рыжих ("сары и кара"). Китайские военачальники и их союзники корейцы решили в полной мере воспользоваться этим.

Сын правителя города Шаша Зияд ибн-Салих, отец которого был убит при взятии этого города китайским генералом Гау Шиянжи, привел с собой к Таласу арабские войска. Роды карлуков заняли выжидательную позицию и не вмешивались в конфликт. К моменту сражения с обеих сторон собралось по 100 тысяч воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы. Великая битва не закончилась в один день, а продлилась целых пять. Вою-ющие не жалели жизней, словно понимая историческое значение сражения. В счастливый для арабо-тюркских войск момент армия империи Тан была побеждена. В разгар битвы карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков и ударили во фланг танской армии генерала Гау Шиянжи, что и привело к победе.

Если верить арабскому историку Ибн аль Асиру, "под городом Атлах были убиты более 50 тысяч солдат китайской армии и 20 тысяч взяты в плен". Неизвестно, сколько погибло воинов со стороны арабов, согдийцев и союзных им армий тюргешей и карлуков. Но, видимо, тоже немало. Мы только знаем, что Атлахская битва и великая победа в ней сыграли огромную роль в последующей истории народов Средней Азии и Казахстана, развязали узел многочисленных противоречий, послужили наглядным примером единства единокровных народов. Кроме того, именно эта битва привела к тому, что китайская экспансия была прервана. Победа в Атлахской битве имеет, по крайней мере, два глубоких исторических смысла:

1. Главнокомандующий Танской армии генерал Гау Шиянжи едва спасся в этом сражении. С тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней.

2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при распространении в казахской степи ислама и исчезновении древнетюркской письменной культуры, на смену которой пришли арабское письмо и грамматика, наши народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью. Тюрки через исламскую (арабскую) культуру смогли выйти на более широкие горизонты, одним из значительнейших результатов чего явилось появление такого мыслителя мирового масштаба, как великий ученый, философ и поэт Аль-Фараби, прозванный в ученом мире "вторым учителем после Аристотеля". Другой крупнейшей фигурой мусульманского ренессанса стал выдающийся ученый-врач, ставший одним из основателей канонов мировой медицины Ибн Сина (Авиценна) и другие великие мыслители.

Большинство выдающихся мыслителей, ученых, поэтов и писателей, одним из которых является Абай Кунанбаев, впитали в себя все лучшее из арабской культуры, литературы и искусства. На них влияла благодатная аура мусульманского миропонимания. В этом заключается историческая правда. Конечно, арабские завоевания не прошли бесследно для древней тюркской культуры, многое изменили в жизни кочевника. Но по здравому рассуждению, пользы было больше, чем вреда.

Вопрос №9

Карлукский каганат (756-940). Около 200 лет карлукские феода­лы господствовали в Семиречье. В V в. были известны под именем «булак». В 746г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата и переселильсь в Семиречье.

В 756г. захватив власть у тюргешей карлуки образовали в Семиречье раннефеодальное государство – Карлукский каганат. Правители - джабгу. Арабский географ ибн Хаукаль (X в) писал о землях карлуков: « требовалось 30 дней пройти с запада на восток их земли». Появление новых городов на р. Талас - Кулан, Мерке. Койлык. 25 городов было в стране (исходя из книги «Худуд аль-Алам»). Расположены они (как и столица) были на Вел.Шелк.пути: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах и т.д. Столица - г.Суяб, позднее Баласагун. Титул правителя – жабку, а с 840г. – каган. Главное занятие - кочевое скотоводство. Распространена мусульманская религия. Но в Х-Х1 вв. была об­разована христианская митрополия. При патриархе Тимофее джабгу принял христианство (его символы крест и голубь). Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы.

Причины ослабления:

  1. Усиление борьбы за власть;
  2. Усиление борьбы за пастбища;
  3. Междоусобные войны. В итоге власть в Семиречье переходит к новой династии - караханидам.

Вопрос №10

Огузы (IХ-ХI вв.). Первоначальное ядро огузов сформировалось в Жетысу. Имели 24 племени (по М. Кашгари). 1-м о них упомянул Аль-Якуби. Длительная война с печенегами способствовала их консо­лидации.

В союзе с киевским князем Святославом разбили в 965 г. хазар, в 985 г. - Волж. Булгарию. Правитель - джагбу (заместитель - кюль-эркин); Глава войска — сюбаши. Столица —. Янгикент (на Сыр-Дарье).

Главное занятие - кочевое скотоводство. Основа имущественно­го неравенства - собственность на скот. Язычники (шаманизм). По­теснены с берегов Сыр-Дарьи, Арала и Каспия кипчаками. Ушли в Вост. Европу и Малую Азию. Последний джагбу Щахмалик в 1041 г покорил Хорезм. Высокие налоги привели к частым восстаниям и ос­лаблению гос-ва на рубеже Х-Х1 вв. Под ударами кыпчаков огузы, в сер. ХI в., окончательно разгромлены. Ceльджуки - правящая семья тюркских племен Огузов которые вторглись в Юго-западную Азию в 11 веке и основали державу охватывающую Месопотамию, Сирию, и большую часть Ирана. Их появление было началом тюркского владычества на Ближнем востоке и Средней Азии. Во время тюркской миграции 10-го столетия группа кочевых племен под руководством вождя по имени Сельджук осела в низовьях Сыр Дарьи (Яксарта) и приняли суннитскую форму ислама.

На рубеже X-XI в гос-ве произошли народные восстания, направленные против хищнических сборов налогов. Особенно эти восстания усилились во второй половине Xв при Али жабгу. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, к-рые возглавив эти восстания захватили Жент, но вскоре они были вынуждены оставить Жендскую обл.

Во время правления последнего жабгу Огузов Шахмалике гос-во усилилось. В 1041г он покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнен.

Причины поражения:

  • Многолетние стычки;
  • Внутренние противоречия;
  • Войны с сельджуками;
  • Народные восстания против налогов;

Но окончательно держава огузов пала под ударом кыпчак, значительная часть огузов ушла в Восточную европу и Малую Азию. Другая часть перешла под власть караханидов Маверанахра и сельджукских правителей Хорсана.

Вопрос №11

Кимаки (кон.IХ-нач.ХI вв.). Ранний этап их истории связан с племенем яньмо. Первоначально жили в VII в. В Северо-Западной Монголии. Обособились в 656 г. после распада Зап.-Тюрк. кага­ната. О них писал персидский историк Гардези (XI в). Аль-Идриси пишет об их городах на Иртыше и на Алаколе. Постоянно проживали на северо-востоке Каз-на. Захватили территорию огузов. Ставка на Иртыше-Кимакия. Правитель – джагбу, с X в. - КАГАН. Религия - тенгрианство. По легенде произошли от татар. Имелю свою собственную письменность на основе ДРЕВНЕТЮРКСКОГО АЛФАВИТА. Религиозные верования: язычество, шаманизм, манихейство, ислам.

Главное занятие - кочевое скотоводство. Предмет торгов с дру­гими странами - пушнина. Кимаки захватили часть земель токузогузов, совершили набеги на их города в Восточн Туркестане. Каганы кимаков вторгались в страну Енисейских киргизов. Кимаки вели торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Огузами, карлуками, кыргызами. Распались из-за нападения соседних пле­мен. Кыпчаки были самым сильным племенем, находившемся под влиянием кимаков в кон.VIII-нач.XI вв. Причины ослабления:

  • Усиление внутренних междуусобиц;
  • Миграция кочевых племен в центральной Азии;

В нач. XI в. Кимакский каганат пал, власть перешла к кыпчакам.

Кыпчаки (нач.ХI в - 1219 г). В русских летописях их звали «по­ловцами». Это был самый многочисленный тюркоязычный народ. Историко-географическая область «Дешт-и-Кыпчак» («страна кыпчаков» в арабских источниках) простиралась от р.Иртыш и до Днестра. По Волге проходила граница между Запад, и Восточ. кыпчаками. Подчи­нили основную территорию Каз-на. С сер.ХI в. кыпчаки передвигаются на запад от р. Волга. И вступают в контакт с Русью, Византией, Венг­рией. В ХI-ХIII вв им принадлежали города Джент, Сыгнак (столица), Барчкент на юге Каз-на. Территорию кыпчаков можно условно разделить на:

· Восточный дешт и кыпчак от Иртыша до Волги

· Западный Дешт и кыпчак от Волги до Днестра.

ХАН- титул правителя, избирали из династийного рода. Ставка хана – Орда.

Трого соблюдалась иерархия господствующей аристократической верхушки – ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Рабы – не имели никаких прав их использоволи для выполнения работ по хозяйству. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.

Главное мерило богатства - число лошадей.

Караханиды предпринимали набеги на восточные пределы кыпчакского ханства. В 1065г. правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе р-он Мангыста. В 1069г. квпчаки совершали набеги на хорезм. Под предлогом распространения ислама Хорезм шах в 1133г. завоевал г.Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся в глубь Дешт и Кыпчака. С этого времени началось разрушение Кыпчакского ханства. Причины ослабления:

  • Сложение крупного обьединения КАНГЛОВ;
  • Усиление междуусобной борьбы;

О путях кочевок пи­сал Аль-Омари. Кьшчаки-язычники XII в. жили между Джентом и Фарабом. Хорезмшахи пытались исламизировать кыпчаков. Долгое про­тивостояние с Хорезмом (за присырдарьинские города) прервано мон­голами. Монголы прервали формирование кыпчакской народности. В Х-ХШ вв. многие тюркоязычные племена принимали название кыпча­ков. «Кодекс Куманикус» - образец фольклора на языке кыпчаков.

Наши рекомендации