Тюргеши в истории Казахстана
В 699 году вождь тюргешей Уч-элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши - многочисленное племя, населявшее западную часть каганата на территории Чу-Илийского междуречья и контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704 - 756 годы). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и не смотря на сопротивление Западно-Тюркского каганата им удалось захватить его южную часть и включить в состав арабского халифата. С проникновением сюда арабов, здесь постепенно распространяется ислам.
В середине VIII века в этом регионе необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние, что привело к тому, что в июле 751 года на реке Талас, недалеко от Тараза состоялось Таласская битва. Войска арабов, посланные сюда наместником аббасидских халифов в Хорасане Абу Муслимом нанесли сокрушительное поражение китайцам, которых возглавлял Танский губернатор в Куче, генерал Гао Сянь Чжи. Решающую роль в разгроме китайцев сыграли карлуки, которые неожиданно нанесли им удар в тыл. Это сражение сыграло огромную роль, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. В 756 году Тюргешский каганат пал.
Наследники тюрков
Энергичный и талантливый вождь тюргешей Уч-элик-каган (иногда пишут Йузлик или Ожели) захватил столицу западных тюрков Суяб и основал свое государство - Тюргешский каганат. Прежде тюргеши были в составе племенного объединения дулу и считались наиболее крупным по численности и территории племенем. Именно по этой причине после распада Западно-Тюркского каганата тюргеши смогли основать Тюргешский каганат.
Первым известным исторической науке каганом тюргешей был Ожели-каган (Огели Бога Тархан). Самым великим по подвигам своим и достоинствам среди тюргешей был военачальник Сулук-каган. Выдающийся востоковед, тюрколог В. Бартольд пишет о нем, что слава и известность батыра была такова, что в роду Ашина, владевшем Западно-Тюркским каганатом не было ему равных. Именно в те годы Тюргешский каганат владел территорией - от Алтая до Божественных гор, от Барколя до Аральского моря. Сулук стал так силен, что благосклонности его искали и Тибет, и китайская династия Тан, которые спешили отдать ему в жены своих принцесс. У Тюргешского каганата были две столицы: большая - город Суяб, а малая располагалась на берегу реки Или - городок Койлык (Кунгут).
В связи с тем, что главные города Тюргешского каганата располагались на торговом пути между Западом и Востоком, караванная торговля и вместе с ней уровень жизни населения стали стремительно расти. Расцвет торговли привел к возникновению собственных денег каганата. Каган тюргешей приказал лить деньги из металла. Раскапывая развалины древних тюргешских городов, археологи обнаружили монеты Тюргешского каганата - четырехугольные, с круглой дырочкой посередине. На монетах есть надпись. На одной стороне выбито: "Каган Тюргешей Бай Бага", на другой - "Стоимость - десять стрел". Это сделано на языке орхоно-енисейских надписей, что свидетельствует о том, что "Т" выбито в честь десяти тюргешских родовых объединений, поскольку так назывался сам народ тюргешей. Если рассматривать тамгу "Т" самостоятельно, независимо от других, то можно сказать, что в орхоно-енисейских надписях знак-тамга "Т" означает стрелу "ок", а двойной дефис поверх знака "=" - цифру 10.
В период распада Западно-Тюркского каганата народ был разделен на десять улусов (территорий). И их главы получили каждый по стреле, поэтому их называли "тюргеши". Не было больших изменений и в этническом составе Тюргешского каганата, возникшего на месте Западно-Тюркского каганата. Китайские летописцы тюргешей и их кагана так и называли: "Каган народа десяти стрел". Точно так же в орхоно-енисейских надписях Тюргешский каганат называется "Он ок будун".
Некоторые зарубежные исследователи делают вывод о том, что казахская государственность и казахский народ имели в своем начале такое крупное объединение, как Тюргешский каганат, что тюргеши были одним из главных этносов, на основе которого сформировался казахский этнос в долинах рек Сырдарьи, Амударьи и в Жетысу, и что "народ десяти стрел" - едва ли не самый главный из родов и племен, вошедших в состав казахского народа.
Но нет ничего вечного на земле. В 766 году из-за многочисленных противоречий, изнурявших Тюргешский каганат изнутри, из-за многочисленных междоусобных стычек и сражений его армия была разбита усилившимися к тому времени карлуками. Тем не менее почти вековая история Тюргешского каганата имеет большое значение для истории Великой степи и степного государства. Самым значительным событием в истории Тюргешского каганата была Атлахская битва, в ходе которой были разбиты китайские войска.
Атлахская битва
В 750-751 годах сильная армия Китая захватила значительную территорию, заняла город Суяб. Но здесь армия Поднебесной, стремившаяся расширить свои завоевания, столкнулась с такой же экспансией арабского халифата, войска которого под знаменем пророка пришли в казахские степи после завоевания стран Средней Азии.
Интересы двух великих воинственных империй, подобно ножницам, схлестнулись на казахской земле. Стало неизбежным решительное сражение между армиями империи Тан (средневековой Китай) и арабами, которое и случилось в 751 году. Оно произошло под Атлахом. Этот небольшой тюргешский город в те времена располагался на берегу реки Талас. Внутренние противоречия разрушили Тюргешский каганат, который разделился на черных и рыжих ("сары и кара"). Китайские военачальники и их союзники корейцы решили в полной мере воспользоваться этим.
Сын правителя города Шаша Зияд ибн-Салих, отец которого был убит при взятии этого города китайским генералом Гау Шиянжи, привел с собой к Таласу арабские войска. Роды карлуков заняли выжидательную позицию и не вмешивались в конфликт. К моменту сражения с обеих сторон собралось по 100 тысяч воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы. Великая битва не закончилась в один день, а продлилась целых пять. Вою-ющие не жалели жизней, словно понимая историческое значение сражения. В счастливый для арабо-тюркских войск момент армия империи Тан была побеждена. В разгар битвы карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков и ударили во фланг танской армии генерала Гау Шиянжи, что и привело к победе.
Если верить арабскому историку Ибн аль Асиру, "под городом Атлах были убиты более 50 тысяч солдат китайской армии и 20 тысяч взяты в плен". Неизвестно, сколько погибло воинов со стороны арабов, согдийцев и союзных им армий тюргешей и карлуков. Но, видимо, тоже немало. Мы только знаем, что Атлахская битва и великая победа в ней сыграли огромную роль в последующей истории народов Средней Азии и Казахстана, развязали узел многочисленных противоречий, послужили наглядным примером единства единокровных народов. Кроме того, именно эта битва привела к тому, что китайская экспансия была прервана. Победа в Атлахской битве имеет, по крайней мере, два глубоких исторических смысла:
1. Главнокомандующий Танской армии генерал Гау Шиянжи едва спасся в этом сражении. С тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней.
2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при распространении в казахской степи ислама и исчезновении древнетюркской письменной культуры, на смену которой пришли арабское письмо и грамматика, наши народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью. Тюрки через исламскую (арабскую) культуру смогли выйти на более широкие горизонты, одним из значительнейших результатов чего явилось появление такого мыслителя мирового масштаба, как великий ученый, философ и поэт Аль-Фараби, прозванный в ученом мире "вторым учителем после Аристотеля". Другой крупнейшей фигурой мусульманского ренессанса стал выдающийся ученый-врач, ставший одним из основателей канонов мировой медицины Ибн Сина (Авиценна) и другие великие мыслители.
Большинство выдающихся мыслителей, ученых, поэтов и писателей, одним из которых является Абай Кунанбаев, впитали в себя все лучшее из арабской культуры, литературы и искусства. На них влияла благодатная аура мусульманского миропонимания. В этом заключается историческая правда. Конечно, арабские завоевания не прошли бесследно для древней тюркской культуры, многое изменили в жизни кочевника. Но по здравому рассуждению, пользы было больше, чем вреда.