Самостоятельная работа студента в библиотеке
Большое значение в самостоятельной подготовке студентов имеет грамотная работа с библиотечным фондом Института.
Работая в библиотеке, студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы основную и дополнительную литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных в разделе учебной программы учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы студентов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации – учебники, учебные пособия для ВУЗов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.
Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку студента выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет и других информационных источниках
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации.
Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.
Изучение рекомендованных кафедрой программ позволит получить дополнительную аналитическую информацию по исследуемым проблемам, будет способствовать формированию практических навыков студентов по вопросам дисциплины.
Содержание самостоятельной работы студента по темам дисциплины.
Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет и методология теории государства и права.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет теории государства и права.
2. Место теории государства и права в системе научного знания.
3. Методы и приемы научного познания теории государства и права.
4. Основные функции теории государства и права.
Усвойте значение терминов:
Теория государства и права как наука; общественные и исторические науки; система юридических наук; общеисторические, отраслевые, специальные науки; предмет и методы теории государства и права (общенаучные, специальные и частноправовые); функции теории государства и права (онтологическая, эвристическая, методологическая, организаторская, политическая; идеологическая); историзм, объективность, конкретность, плюрализм, анализ, синтез, индукция и дедукция, гипотеза как принципы общетеоретического исследования государства и права.
Теоретические сообщения (доклады, рефераты):
1. Основные этапы становления и развития науки о государстве и праве.
2. Метод юридической науки.
3. Философия как логика и методология познания права.
4. Сравнительный метод в юридических дисциплинах.
5. Правовые категории.
Задачи:
Задача 1
Рассказывая о системе юридических наук, студент Мукашев криминалистику отнес к отраслевой юридической науке, а уголовное право — к прикладной юридической науке. По мнению же студента Антонова, криминалистика относится к прикладной юридической науке, а уголовное право — к отраслевой. Кто из них прав?
Задача 2
Объясните деление всех наук на естественные, технические и гуманитарные. В чем своеобразие и сложность предмета и метода гуманитарных наук? Докажите, что юриспруденция — наука гуманитарная.
Задача 3
Дайте определение предмета Теории государства и права и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Раскройте смысловое содержание выражения:
«Теория государства и права — наука теоретическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Задача 4
Назовите и охарактеризуйте функции Теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию Теории государства и права?
Контрольный тест
1. Что является предметом Теории государства и права как науки?
а) Общественные отношения, урегулированные правом;
б) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в обществе;
в) государство и право;
г) все ответы правильные.
2. Предмет и метод Теории государства и права соотносятся следующим образом:
а) предмет определяет методы его исследования;
б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
г) ориентируясь на соответствующие методы, ученые определяют предмет теории государства и права.
3. Кто из студентов прав, отвечая на вопрос о системе юридических наук?
а) Студент Иванов, отнесший Криминологию к отраслевой юридической науке, а Теорию уголовного права — к специальной юридической науке;
б) студент Петров, отнесший Теорию государства и права к историко-теоретической группе юридических наук, а Теорию гражданского права — к отраслевой юридической науке;
в) студент Сидоров, отнесший Криминалистику к специальной юридической науке, а Теорию государства и права — к отраслевой юридической науке;
г) все ответы правильные.
4. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание основных политико-правовых ценностей, таких как правопорядок, законность, легитимность и др., называется:
а) синергетическим;
б) аксиологическим;
в) семиотическим;
г) психологическим.
5. Общая теория государства и права выполняет следующие функции:
а) регулятивную, охранительную, социального контроля;
б) воспитательную, историческую, политическую;
в) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;
г) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономическую.
6. Правовой эксперимент необходим:
а) для развития юридической науки;
б) для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства;
в) для совершенствования правоприменительной деятельности;
г) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.
7. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем плодотворно применяется:
а) метод анализа и синтеза;
б) кибернетический метод;
в) статистический метод;
г) сравнительно-правовой (компаративистский) метод.
8. Систему средств, набор способов изучения возникновения, функционирования и развития права и государства, а также
принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет:
а) методология;
б) концепция;
в) парадигма;
г) практика.
9. Специальные научные методы — это:
а) методы, которые используются во всех конкретных науках;
б) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;
в) методы, которые разработаны конкретными науками и
используются для познания государственно-правовых явлений;
г) методы, разрабатывающиеся в рамках различных философских школ и направлений для познания окружающего мира.
10. Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: Конституционное право (а), Хозяйственное право (б), Теория государства и права (в), Уголовное право (г), Криминалистика (д), Международное частное право (е), История учений о праве и государстве (ж), Судебная бухгалтерия (з), История государства и права (и), Гражданское право (к), Международное публичное право (л), Административное право (м).
а) историко-теоретические — это:
б) межотраслевые — это:
в) отраслевые — это:
г) прикладные — это:
д) международные — это:
11. Наука «Теории государства и права» отличается от соответствующей учебной дисциплины тем, что:
а) наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений,
а учебная дисциплина только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции;
б) наука изучает не только свой предмет, но и предметы
других наук, а учебная дисциплина — только свой предмет;
в) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано;
г) наука развивается учеными-юристами, а учебная дисциплина только преподавателями юридических вузов.
12. Основное отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук состоит в том, что:
а) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства — все предметы отраслевых наук;
б) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства — все законодательство в целом;
в) теория права и государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права;
г) содержание отраслевых наук всегда связано с юридической практикой, а теория права и государства развивается независимо, изолированно.