Культура Казахстана в 50-80-х годах (образование, наука, музыка, театр и кино)
Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963гг. В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз. В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось количество вузов.
Все научные учреждения Казахстана в 50-х-80-х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным. Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии. В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В 50-80-е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г. Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко. В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. 50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли "Гульдер", "Дос-Мукасан", "Айгуль". Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы", С. Мухамеджанова "Айсулу", балеты Г. Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. В республике в 50-е - 70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).
Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), "Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР. В целом развитие культуры в 50- 80-е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.