Идеология как ценностная форма общественного сознания и ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
Понятие ценности, во-первых, определяется как значимые явления и процессы реальной действительности, материальные и духовные блага, которые соответствуют интересам людей.
Во-вторых, понятие ценности связано с критерием выбора конкретной цели действий, они являются стандартом ориентации для направленности, интенсивности, цели и средства поведения членов той или иной социокультурной среды. Ценности включают в себя следующие элементы: когнитивный,отражающий видение и познание мира; аффективный, основанный на эмоциях; коннативный, как акт проявления воли и действия.
Ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.; критерии оценки реальных явлений; смысл целенаправленной деятельности; регуляторы социальных взаимодействий; внутренние побудители к деятельности.
Основанием системы ценностей выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их взаимосвязей друг с другом, с обществом в предельно личностно-значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
Регуляторами взаимодействия людей в обществе выступают социальные ценности. Одним из видов социальных ценностей являются идеологические ценности. По своему содержанию они представляют фундаментальные идеи или образцы деятельности и отношения, которые приобретают общеобязательное значение, выражающее идеологические предпочтения субъектов данного сообщества, и преследуют свои интересы. К примеру, свобода человека, социальная справедливость, солидарность, вера в достоинство коллективной воли – главные ценности социал-демократов. Индивидуализм, незыблемость частной собственности, формальное равенство перед законом – основополагающие ценности для либералов. Ценности консерватизма: религиозные и духовные цели политической деятельности, культ нравственности, традиции, национальная культура; авторитет церкви, семьи, школы; приоритет интересов государства над интересами индивида; сильное иерархическое государство; прагматизм, здравый смысл; постепенность и осторожность процесса социальных перемен; преемственность развития; историческое единство прошлого, настоящего, будущего и т. д.
Объективная основа идеологических ценностей – общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и их членов. Субъективная сторона – сформировавшееся представление о потребностях и интересах, целях деятельности и программах их достижения.
Формирование и утверждение конкретных идеологических ценностей – длительный процесс. Аккумулируя общественно-исторический опыт, они выступают объективными феноменами по отношению к отдельным субъектам. Принимая ценности, субъекты устанавливают определенные отношения к политическим институтам. Они могут быть позитивными или негативными, конформистскими или активно-критическими. Ценности определяют ориентиры идеологической деятельности, служат объектом политических отношений, опредмечиваются в институтах. И, наконец, приверженность граждан к тем или иным идеологическим ценностям является необходимым условием стабильного функционирования государственных институтов и способности выполнять свои роли.
Следует отметить, что ныне в государствах на постсоветском пространстве происходит переоценка ценностей: распадаются предшествующие ценностные системы, устанавливаются новые, которые выливаются порой в конфликт ценностей. Например, экологические ценности при строительстве, функционировании или расширении производственных объектов часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью; политические и идеологические ценности обеспечения стабильности государства – с экономическими ценностями развития конкуренции как средства достижения высокой эффективности и прибыльности производства.
Серьезными различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, референтных групп общества. Они обусловлены особенностями функций, осуществляемых той или иной социальной группой, в которых выражены желательные для ее представителей варианты общественного устройства и т. д. Как считают многие аналитики, возможные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на основе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность человеческой жизни, ценность мира для людей, а также на базе общественных (общенациональных), общенародных ценностей, признающих приоритетность сохранения единства нации, целостности государства, его суверенитета, независимости и т. д. Ими могут быть также конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества или избытка которых зависит существование человечества (угроза ядерной войны, экологическая катастрофа и т. д.). Все это вынуждает население планеты преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обращаться к поиску общечеловеческих. В этом не только инстинкт выживания, сохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими людьми, что непосредственно проявляется в таком еще мало исследованном явлении, как планетарное сознание. В этом контексте общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные.
Трансцендентные ценностипонимаются как предельные, исторически не локализуемые. Они принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом, так как это зависит от степени метафизичности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, включающему в себя необъяснимый элемент , требующий особого почтения, пиетета. В определенной степени данные ценности восходят к своим фундаментальным истокам – традициям нации, наполненным высоким духовным содержанием: воплощением добра, любви, красоты, истины, справедливости и т. п.
Поскольку человек является интенциальным существом, он постоянно стремится к чему-то значимому для него, удовлетворяющему его потребности, исполнению его желаний. Объекты, созданные в процессе материальной и духовной деятельности представляют собой определенную ценность. Следовательно, ценностями могут быть материальные блага, знания, образование, смысловая ориентация, стиль и способ обустройства жизни, влияние, престиж, авторитет и т. д. В этом смысле мы можем говорить о материальных, духовных, общественно-политических, нравственных, социальных, народных (традиции, обряды) и других ценностях. Причем их создание предполагает наличие соответствующих видов производства: материального, духовного, общественно-политического, производства предметов жизнеобеспечения человека и т. д. В каждом его виде могут создаваться ценности, имеющие общезначимый смысл. В таблице 1.2, предложенной социологами О.Карпухиным и Э.Макаревичем, иллюстрируется структура производства разнообразных ценностей, их взаимодействие и интеграция в различные исторические периоды развития человечества.
Таблица 1.2.(1)