Понятие «Арабской весны» и её причины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет международных отношений

Направление (Специальность) международные отношения

Кафедра международных отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Значение «Арабской весны» для внешней политики России

Автор работы:

студент 2 курса

очной формы обучения

Андреев Максим Владимирович

подпись__________________

Руководитель работы:

Любина Дарья Евгеньевна подпись__________________

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

С конца 2010 года до сегодняшнего в Арабском мире продолжаются процессы, выразившиеся в гражданских протестах в Тунисе, Египте и Ливии, в результате чего на фоне массовых демонстраций и протестов разгорелись гражданские войны, приведшие к смене существующего строя этих государств. Далее черёд пал на Алжир, Мавританию, Марокко, Иорданию, Ирак, Йемен, Бахрейн, Судан, Ливан, Кувейт и Оман, где прошли массовые манифестации, повлиявшие на изменение социально-политической системы. Единовременность и характер протекания этих событий позволяет их объединить в общее понятие «Арабская весна».

В данной курсовой работе хотелось бы рассмотреть арабское направление внешней политики России в начале 21 века, а также соотнести её с серией протестов и демонстраций по всему Большому Ближнему Востоку, названных «Арабской весной», которые изменили государственное устройство или существенно повлияли на внутреннее положение большинства арабских стран.

Выбор данной темы обусловлен особой значимостью процессов под названием «Арабская весна», повлиявших на политическую и экономическую ситуацию в государствах Магриба и Ближнего Востока и на их сотрудничество с Российской Федерацией.

Цель курсовой работы – рассмотреть события «Арабской весны» в контексте внешней политики России: как отразились на позициях и интересах РФ революционные события на арабском востоке. Для достижения цели курсовой работы требуется поставить следующие задачи: во-первых, выявить причины и последствия «Арабской весны» для политической и экономической сферы государств Большого Ближнего Востока; во-вторых, охарактеризовать действия России в странах Магриба и Ближнего Востока в 2000-е гг.; в-третьих, определить, на какие сферы интересов РФ в регионе повлияла «Арабская весна», и какие проблемы и последствия она вызвала для России.

Исходя из этого, следует разделить данную курсовую работу на две основные части; в первой главе работы будет рассматриваться внешняя политика России на Ближнем Востока и в Северной Африке до революционных событий и сущность «Арабской весны», её причины, последствия, а также ключевые события этого процесса.

Вторая часть данной курсовой работы будет посвящена экономическому и политическому положению арабских государств после начала процессов «Арабской весны», а также влиянию ближневосточных революций, переворотов и гражданских войн на внешнюю политику России в данном регионе.

Внешняя политика России в регионе Большого Ближнего Востока в начале 21 века.

Понятие «Арабской весны» и её причины

В 2010 г. Арабском мире начались процессы, выразившиеся в гражданских протестах, переворотах, демонстрациях, революциях, которые затронули практически все государства Большого Ближнего востока: Тунис, Египет, Ливия, Алжир, Мавритания, Марокко, Иордания, Ирак, Йемен, Бахрейн, Судан, Ливан, Кувейт и Оман, где в последующем произошли социально-политической системы. Единовременность и характер протекания этих событий позволяет их объединить в общее понятие «Арабская весна».

Следует сказать, что термин «Арабская весна» является обобщающим для арабоязычных мусульманских стран Северной Африки и Ближнего востока, где режимы, существовавшие до известных событий, имели авторитарный характер, а оппозиция представляет собой множество социальных групп, от радикальных до умеренных. Масштаб «Арабской весны», как было сказало, весьма огромный и степень накала событий в каждом государстве Большого Ближнего Востока находится на разном уровне. Существует два основных типа причин, которые привели к возрастанию напряжения в арабских государствах. Эти проблемы можем разделить на две части: социально-политические и экономические.

Заведующий центром глобальных и стратегических исследований Л.Л. Фитуни в своей статье «Экономические причины и последствия «Арабской весны» экономика неизменно лежит в фундаменте любой революции. Несмотря на то, что внешние вмешательства в процессы внутри Арабских стран вещь бесспорная и предельно очевидная, в глубинной основе социального взрыва столь же лежит и экономика»[1].

Нельзя не считаться с тем, что экономическая ситуация в государствах Арабского мира не была катастрофической. Как например, до начала экономического 2008-2009 гг. прирост ВВП во всех странах Большого Ближнего Востока не опускался ниже 3%, а в таких государствах как: Египет, Тунис, этот показатель был выше 5,5% в год. Из этого следует, что экономические показатели крупных Арабских государств где происходили революционные события были заметно лучше, чем в неохваченных Арабской весной государствах. Нужно учесть тот факт, что темпы роста ВВП были стабильно выше прироста численности населения. Как утверждает Л.Л. Фитуни, Тунис накануне революции считался показательным примером развития и входил в число лучших среди развивающихся стран.

Примечательно, что несмотря на авторитарный характер политической власти на Большом Ближнем востоке, такие государства как Египет и Тунис являлись едва ли не самыми успешными странами, где происходило диверсификация и модернизация экономики с пусть постепенной, но вполне ясной политической демократизацией.

Итогом осуществления главами авторитарных режимов действий в области либерализации экономики по образцу, рекомендуемых МВФ США и ЕС. В результате началось формирование обширной прослойки «среднего класса».

Несмотря на прогрессивный рост ВВП и экономик в целом фундаментальные процессы «Арабской весны» следует искать в экономических и социально- политических проблемах государств. Эти проблемы заключаются в росте населения, в безработице и, свойственно Северной Африке нехватке пригодных для расселения территорий.

Как отмечает Л. Л. Фитуни «… указанные базисные проблемы существовали до прихода к власти сброшенных «диктаторов», сохранялись, несмотря на все их усилия и при них, что самое главное, никуда не денутся при новых властях»[2]. Ещё одна проблема, которую стоит учитывать – это постколониальный «синдром», оказавший негативное воздействие на экономическое развитие стран Северной Африки и некоторых государств БВ. Но даже этот фактор не является основным.

Особую роль играет географические особенности региона, в частности Северной Африки, где впервые проявились процессы «Арабской весны», большая часть территорий – безжизненная пустыня. Сегодня, по данным ФАО, пустыни составляют 78% площади Марокко. В Тунисе — 51%, Алжире — 80, Египте — 98, в Ливии — 99%.

Следует сказать, что почти во всех государствах Северной Африки подавляющая часть населения сосредоточена в деревне. Быстрый рост населения с каждым новым поколением ведёт к уменьшению площади надела, также формирует скрытую безработицу, или стимулирует урбанизацию, где новые горожане часто тоже не могут обеспечить себя работой.

На примере Египта видно, как происходит преобладание граждан в возрасте до 30 лет. Слабее эта проблема стоит в других государствах Северной Африки и Ближнего Востока. Это было объяснено тем, что в начале «Арабской весны» в основе революций в Тунисе, Алжире и в целом в Северной Африке сформировался так называемый «молодёжный бугор», являющийся «выпиранием» в половозрастной пирамиде определённых возрастных групп (15-30 лет). Статистически это подтверждается лишь частично. Однако, это «выпирание» не сыграло решающей роли в протестах в Тунисе и Алжире, а в Ливии, Египте и Марокко его и вовсе не было. Но при этом в первых двух странах произошли «революции», а в самой западной монархии арабского мира нет[3].

Тем не менее нельзя не учитывать роль молодёжи в «Арабской весне», так как она является наиболее подходящей социальной группой для манипулирования со стороны влиятельных политических игроков, которые заинтересованы в политической дестабилизации Арабского мира. Например, «молодёжь» являлась движущей силой во время протестов как в Тунисе, так и в Египте, Ираке, Сирии, Кувейте и в других государствах Большого Ближнего Востока.

Интересен тот факт, что сельская молодёжь, которая является большей части стран Северной Африки и Ближнего Востока воспитана в традиционных ценностях, в отличии от городской молодёжи, прежде всего на религиозных ценностях. Хотя это не стало значительной поддержкой светских авторитарных режимов. Религиозная молодёжь по большей части участвовала, прежде всего, в деятельности нелегальных и полулегальных мусульманских организациях. Одной из таких организаций были «братья-мусульмане» на протяжение почти 70 лет и остаются по сей день. Но в последнее время с ними стали конкурировать другие радикальные группы, также финансируемые монархиями Персидского залива: Катаром, Саудовской Аравией[4], - эти исламистские организации являются лишь крылом оппозиционного движения, которое наиболее либеральное по сравнению с крайне экстремистскими мусульманскими группами, в числе которых «Джабат аль-Нусра», отделением Аль-Каиды в Сирии и Ливане.

Осуществлялась большая финансовая поддержка исламистских группировок, которые сыграли решающую роль в свержении режима Джамахирии Муамара Каддафи и продолжают бороться с сирийской армией в данный момент. Исключением стал Египет где после прихода к власти братьев-мусульман их вас была свергнута военными.

Ещё одной причиной «Арабской весны» являются политические проблемы арабских государств, выражающиеся в существовании авторитарных застойных режимов на Большом Ближнем востоке. Правящая элита обосновывала отсутствие политических и экономических реформ и укрепление силовых структур необходимостью поддерживать стабильность, бороться с терроризмом и радикальными исламистскими движениями, то есть безопасность государства приравнивалась к безопасности правящего класса.[5]
Братья-мусульмане и другие оппозиционные политические группы не были допущены до участия в политической сфере государств. Радикальные организации были вынуждены воспользоваться народными манифестациями и протестами для свержения существовавших режимов. Отчасти гражданские беспорядки, протестные акции были вызваны нежеланием верхушек некоторых государств проводить реформирование сфер общественной жизни

Важнейшую роль в подогревании гражданских протестов в ходе «Арабской весны» сыграли факторы внешнего влияния, к которым относятся интересы монархий Персидского залива, Турции[6], а также западных держав и США – эти региональные игроки являются основными источниками финансирования и подготовки радикалов в Сирии и в других государствах, где «Арабская весна» имеет варианты развития событий. Турция старается «лавировать» во внешней и внутренней политике между интересами своих союзников и радикально настроенных религиозных экстремистских группировок, но противоречия с Сирией по поводу поддержки курдских организаций вынуждают наследника Османской империи, продвигать свои национальные интересы. Саудовцы и катарцы преследуют цель создания единого исламского халифата, но между ними происходит взаимное соперничество. США, военная база которых находится, например, в Катаре, являются стратегическим партнёром монархий Персидского залива, хотя при

этом стараются использовать «Арабскую весну» как возможность дестабилизации всего Ближнего востока для установления удобных для себя режимов. В результате американцы вынуждены опираться на радикальные исламистские группы, ориентирующиеся на Саудовскую Аравию и Катар, и никак не планирующие создания демократических режимов.

Ещё один фактор, который создаёт пропаганду с целью воздействия на режимы арабских авторитарных лидеров, - средства массовой информации. Когда восстания пресекают нелояльные Западу диктаторы вроде Муамара Кадаффи, Башара Асада и т.д., то иностранные СМИ это называют геноцидом населения и подавлением демократических движений. Когда же правительственные войска в Саудовской Аравии жестоко подавляют выступления шиитов в восточных районах государства, то на данный факт принято не обращать внимание. Как пишет А.Б. Подцероб в статье «Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий»: «…Немалую роль в формировании предпосылок массовых выступлений сыграло спутниковое телевидение. Телепередачи внедряли в общественное сознание представления о роскошной жизни, которой наслаждается, де, население стран Запада. Результат не заставил себя ждать. У многомиллионных масс молодежи, сравнивавшей собственную бедность с процветанием западных государств, возник разрыв между ожиданиями благосостояния и действительностью…»; «…Основная роль в пропагандистской войне отводится спутниковому телевидению, создающему стереотипы и внедряющему их в массовое сознание. Ведущее место в этом отношении принадлежит «Аль-Джазире» и «Аль-Арабии», передачи которых на арабском и английском языках, призванные породить симпатии к восставшим, стали важнейшим источником информации как для арабских стран, так и для западного мира. Эффективность ТВ предопределяется, во-первых, его широким распространением и, во-вторых, воздействием зрительного ряда, который навязывает зрителю «картинку», не оставляя времени для анализа обрушивающейся на него информации. С учетом этого можно лишь согласиться с мнением профессора Бамбергского университета А.Юнгерра, что «если социальные сети мобилизовали людей на протестные действия и выход на улицы, то настоящими “структурами”, которые “двигали” эти революции стали именно спутниковые электронные СМИ…»[7].

Примечательно, что режим Муаммара Каддафи в Ливии направлял субсидии в регионы государства, в которых наиболее активно велись боевые действия в период революционных событий. После падения власти Муаммара Каддафи новое оппозиционное правительство не смогло стабилизировать политическую обстановку в стране. Огромное количество оружия. После свержения авторы авторитарного лидера Ливии. Было захвачено различными. Радикальными группировками. Или национальными меньшинствами. Например, туареги. Используйте оружие. Которые служили в составе сил безопасности. Попытались создать в северной части государства Мали новое независимое политическое образование туарегов – Азавад.
Туареги не смогли разгромить малийскую армию, но впоследствии. Были разгромлены исламистами. Которые преследовали цель создания. Исламистского государства на территории Мали. Франция, как крупный игрок на западном побережье Африки, прибегла к военному вмешательству для урегулирования конфликта, но это не привело к стабильности в Мали: остатки боевиков рассеялись по всей территории саванны Сахель (от Мавритании до Чада).[8]

Следующим государством, где активизировалась деятельность Исламистских радикальных группировок стал Тунис. Как отмечает д. А. Б. Подцероб «Тунис: Салафистская угроза», «…в конце марта 2012 года в столице страны прошла демонстрация под лозунгами «Народ требует установления исламского государства» и «Те, кто любит Бога, любит шариат», участие в которой приняло около 10 тыс. человек. Салафиты - это представители исламского радикального направления, суть которого заключается в соблюдении образа жизни и традиций ранний мусульманской общины. Источник их финансирования - Королевство Саудовская Аравия.

С весны 2012 года в столице Туниса начали проходить акции радикальных мусульманских групп, в том числе салафитов[9], с лозунгами исламизации государства. Летом 2012 начались нападения на художественные галереи, бары, которые, по их мнению, являются оскорбительными для мусульманского общества. 14 сентября 2012 г. исламисты атаковали посольство США, и в ходе чего начались столкновения с полицией - погибло четыре человека. На следующий день после религиозного праздника Ид аль-адха экстремисты предприняли попытку устроить в Манубе погром продающих алкоголь магазинов, а позднее на задержание нескольких нападавших они напали 30 сентября два поста Национальной гвардии. В результате погибло двое салафитов, включая имама местной мечети Эймана Амдуни.

Перспективы для Северной Африки и Ближнего Востока, в случае победы «арабской весны» нельзя охарактеризовать никак иначе, кроме как туманными и неопределёнными. Социально-экономические проблемы, проблемы авторитарных режимов, отсутствие общепризнанного политического лидера, каким когда-то был президент Египта Гамаль Абдель Насер, победа оппозиции в регионе, не имеющей единого мнения относительно стратегии развития данного региона, кроме как тотальной смене светских режимов религиозными, влияние крупных мировых и региональных держав. - Все это вполне может привести к экономической и политической стагнации и хаосу внутри региона, что породит еще большее число жертв.

Наши рекомендации