Расчет грузоподъемности подшипников
Цель расчета: проверка пригодности подшипников, выбранных на стадии эскизного проекта.
Пригодность намеченного типоразмера подшипника оценивают по условию
СТР ≤ С, (6.1)
где С - табличное значение динамической грузоподъемности (Н).
Требуемая динамическая грузоподъемность подшипника вычисляют по формуле
СТР = Р · (Н) (6/2)
где Lh - требуемая долговечность подшипника в часах;
n - частота вращения внутреннего кольца подшипника (частота вращения вала), (об/мин);
m - показатель степени (для шарикоподшипников m = 3; для роликоподшипников m = 10/3).
Эквивалентную нагрузку Р определяют по формуле
Р = (X · VFr + YFa) Kδ · KT (Н), (6.3)
Температурный коэффициент Кт для обычных условий можно принять равным единице. Коэффициент безопасности Kδ = 1,2 ÷ 1,3. Коэффициент V = 1 (для опор валов редукторов общего значения). Х и Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, Fr и Fa - радиальная и осевая нагрузки (Н) на подшипник.
Исходные данные: Fr 1 и Fr11 - радиальные нагрузки на опоры (Н) - определены в п.4 FА (Н) - внешняя осевая сила, действующая на вал (осевая сила в зацеплении колес); n (об/мин) - частота вращения внутреннего кольца подшипника (частота вращения вала); Lh - требуемая долговечность подшипника в часах.
Последовательность расчета.
6.1. Для выбранного подшипника выписывают следующие данные:
для шариковых радиальных и радиально – упорных - из табл. П.2 и П.3 значения динамической С и статической Со грузоподъемностью;
для конических роликовых - из табл. П.4 значения Сr¸Y¸e.
6.2. Определяют осевые нагрузки:
Для шариковых радиальных подшипников осевая сила Fа, нагружающая его, равна внешней осевой силе FА (силе, действующей в зацеплении) Силу FА воспринимает подшипник, ограничивающий осевое перемещение вала под действием этой силы.
Определить отношение FА / Со и по табл. 6.1 найти значение коэффициента е.
Для подшипника, воспринимающего осевую силу определить отношение FА / (VFr), где V = 1.
При установке вала на радиально – упорных подшипниках, осевые силы Fа, нагружающие подшипники, находят с учетом осевых составляющих S от действия радиальных сил Fr:
Для шариковых радиально – упорных S=e · Fr;
Для конических роликоподшипников S=0,83 e · Fr..
Результирующие осевые нагрузки подшипников определяют с учетом действия внешней осевой силы в зацеплении FА (в соответствии с расчетной схемой вала) по табл. 6.2.
Примечание: 1. Коэффициенты Y и е для промежуточных значений отношения определяются интерполяцией.
2. i - число рядов тел качения. При α = 0º во всех случаях принимают i = 1.
6.3. Для шариковых радиально – упорных подшипников с углом контакта α = 18 по табл. 6.1. определить, в зависимости от отношения FA/Co значения коэффициентов e¸X¸Y.
6.4. Для шариковых радиально – упорных подшипников с углом контакта α>18 по табл. 6.1 определить значения коэффициента e¸X¸Y.
6.5. Определить осевые составляющие SI¸SII для первой и второй опоры (см. п.2.2.).
6.6. Сравнить отношение и с коэффициентом е. Если ≤ е, то принимают Х = 1, Y = 0. При > е, принимают записанные ранее значения коэффициентов Х, Y.
Для конических роликовых подшипников, кроме записанного ранее значения коэффициента Y, принимают коэффициент Х = 0,4.
6.7. По формуле (6.3.) вычисляют эквивалентную нагрузку.
6.8. По формуле (6.2.) вычисляют динамическую грузоподъемность и проверяют по условию (6.1.) пригодность намеченного подшипника (Lh = 10000 – 20000 ч). Если условие (6.1.) не выполняется, то переходят от подшипника легкой серии к подшипнику средней или тяжелой серии (при этом же диаметра цапфы d). Если подшипник по своим габаритам применить в узле нет возможности, то следует выбрать подшипники другого типа (например, вместо шариковых – роликовые). В некоторых случаях может оказаться, что все эти меры не дадут желаемого эффекта; тогда следует увеличить цапфы вала под подшипник, а, следовательно, и остальные его размеры.