Политико-правовые идеи Просвещения в Англии
С конца XVII в. английское Просвещение раскрылось творчеством многих представлявших его мыслителей. Произошло это в первую очередь благодаря творчеству Джона Локка (1632 – 1704 гг.), который бесспорно задал направление всему идейному течению.
В работе «Два трактата о правлении» (1690) Дж. Локк разработал принципы гражданского общества. Он подчеркивал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии – «состоянии полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью». В естественном состоянии люди все равны, свободны и имеют собственность, царит мир и доброжелательность. Законы природы предписывают мир и безопасность. Естественное право предполагает, что каждый охраняет свои интересы. Но нет одинакового толкования естественных законов, так как «закон природы не является писаным законом и его нельзя нигде найти, кроме как в умах людей».И тогда для гарантий естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников.
Государство образуется для достижения «великой и главной цели» политического сообщества – каждый может реализовать вои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободы и собственность. Оно имеет право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами.
Дж. Локк писал: « Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». По его мнению, главная опасность свободе людей кроется в привилегии власти. Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный и постоянный закон и разделение властей. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».
Реализация этого положения требует, по Локку, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. При этом: «Первым и основным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества». Любая форма власти должна вырастать из общественного договора и иметь надлежащую «структуру правления», считал Локк.
Учение Дж. Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имели теория естественных неотчуждаемых прав человека, разделение властей, концепция правового государства.
Английские просветители уверенно вошли в правовое поле, подготовленное в Англии поколениями прошлых веков. Фундаментальным правовым базисом для просветителей служила «Великая хартия вольностей». Документы, исходившие во время революции от различных лагерей и политических деятелей, наполнены юридическими обоснованиями приоритета закона, прав личности, правового государственного устройства. «Петиция о праве» 1628 г. –краткий свод прав индивида относительно как его личной, так и имущественной свободы. «Хабеас корпус акт» 1679 г. посвящен утверждению и обеспечению индивидуальной свободы в правовом государстве. «Билль о правах» 1689 г. сконцентрировал в своих статьях принцип конституционализма новой, правовой государственности в форме парламентаризма.
Термин «конституция» употребляется английскими просветителями в двояком смысле – в одном случае, как государственный строй, и, в другом, как совокупность законов, юридических прецедентов, парламентских обычаев и традиций. В таком двойном смысле это понятие охватывает и детально расшифровывает конституционную основу статуса свободной личности, всего общества и государства в их деятельности.
Т. Пейн трактовал в конце XVIII в. право и закон в терминах «естественного закона» и «естественного права». Он писал о «естественной индивидуальности», наделенной «естественными правами» в «естественном состоянии», понимаемом, им как «единение или равенство всех людей».
«Истинный разум» воспринимается английскими просветителями как «великий закон Природы», как «критерий и краеугольный камень законов».
Эд. Берк видел прогресс общества именно в улучшении законодательства. Английская конституция, по его мнению, является прочным механизмом, созданным на века, так как она «пришла в соответствие с природой».
Выдающийся правовед Англии второй половины XVIIIв. Уильям Блекстон – автор 4-х томного труда «Комментарии к законам Англии» исходил в своем анализе английского законодательства из привычных для просветителей принципов: соответствие конституции «естественным законам» и прирожденному равенству людей от природы. У. Блекстон отвергал договорную теорию как факт, но принимал ее как фикцию для объяснения происхождения государства. «Смешанное правление», воплощенное в Англии, он считал лучшим типом государственного устройства, а английское право- совершенным образцом. К гарантиям правовой государственности он относил: верховенство законов, свободу личности, религиозную и гражданскую свободу, независимость судей.
Темы докладов и рефератов:
1. Германская философия права.
2. Правовое сознание в трактовке английских просветителей.
3. Философия права И.Канта.
4. Политико-правовые взгляды Ж.Ж.Руссо.
5. Политические взгляды Ш.Монтескье.
6. Политико-правовые взгляды Вольтера.
7. Концепция Ч.Беккариа.
Литература
Азаркин Н.Н.Монтескьё. – М., 1988.
Акимова А.А. Вольтер. – М., 1970.
Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1970.
Аннерс Э. История европейского права. / Пер. со шведск.- М., 1994.
Асмус В.Ф. Кант. – М., 1973.
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М., 1994.
Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. – М., 1992.
вольтер Философские письма//Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.
Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. – М., 1985.
Волгин В.П. Очерки истории общественной мысли. – М., 1975.
Гегель Философия права. – М., 1997.
Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1991.
Кант И. Метафизические начала учения о праве; Всеобщая история с
космополитической точки зрения // Кант И. соч. – М., 1980.- Т.IV.
Макарова Е.А. Общественно-политические взгляды
английского социального утописта, историка и писателя
Уильяма Годвина (1756 – 1836). –М., 1989.
Общественно-политическая мысль Европейского просвещения
/ Под ред. Н.М.Мещряковой.- М., 2002.
Методические указания
При изучении политико –правовых идей Западной Европы нового времени целесообразно проанализировать особенности исторической ситуации, в частности, значение Великой Французской революции, буржуазных революций 1848 г. Особое внимание следует обратить на характеристику периода Просвещения. Какую трактовку термина «просвещение» дали Вольтер и И.Кант?
Как просветители трактовали понятия «свобода», «равенство»? В чем сущность политической доктрины Ш.Монтескьё?
Предложенная Ш. Монтескъё триада властей стала классической формулой конституционализма. Проанализируйте соотношение трех ветвей власти в этой триаде.
Каковы признаки народного суверенитета? Почему идея суверенитета, принцип равенства и свободы – ядро политической системы Руссо?
На основе изучения книги Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях» выясните,насколько верным является утверждение Ч. Беккариа о том, что справедливость бывает божественная, естественная и человеческая? («Первые две основываются на божественном и естественном законах, а последняя – на общественном договоре»).
Такие идеи Ч. Беккариа, как равенство всех перед уголовным законом, отсутствие преступления и наказания без указания о том в законе, сохранили свою актуальность до сегодняшнего дня.
Какова трактовка концепции общественного договора по Руссо?
Как трактует И. Кант закон нравственности? В чем сущность правовой теории Канта?
Как Гегель доказывает, что диалектика – истинный способ познания? Прокомментируйте слова Гегеля, в которых он выразил свое понимание предмета и метода права: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
Как Гегель обосновал свой тезис: «Основанием государства является народный дух в форме религии»