Типологические характеристики новых религиозных объединений
Следует отметить, что новые религии никогда не возникали из ничего, а происходили из уже существующих прежних религий, из их модификации, из взаимодействия с ними. Многие религиозные объединения, имеющие на сегодняшний день длительную историю, тоже когда-то были «новыми религиями» или «сектами», и проходило немало времени от момента их возникновения до оформления в традиционные созидательные конфессии. Таким образом, понять все новые религии мира можно лишь на определённом историческом фоне предшествующих им прежде сложившихся представлений.
Эта взаимосвязь религий и истории определяется, по мнению П. Антеса, исследованием религий как систем объяснения мира и жизнеустройства, с которыми люди (верующие) находятся в определённых отношениях, исключающих непосредственную возможность управлять этими системами. В течение того времени, пока эти системы сохраняют всеобщее признание, своё обязательное действие или хотя бы являются достаточными для того, чтобы объяснить своим адептам мир и упорядочить устройство жизни, они составляют основу соответствующего общества или религиозной общины и представляют собой для этого общества истинную реальность.
На сегодняшний день к наиболее распространённым подходам осмысления проблемы религий и новых религиозных объединений, по мнению В.Ю. Питанова, можно отнести следующие: внеконфессиональное религиоведение; богословие (православное, католическое, протестантское); психологический и социологический секулярные подходы.
Светскую философию религии можно рассматривать с разных точек зрения. Так, в широком смысле слова под философией религии понимается «совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализации её природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку». В более узком смысле слова философия религии рассматривается как «эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования». Одной из устойчивых исторических форм философии религии является философское религиоведение. Его предметом как совокупности философских суждений выступает религиозное отношение и сознание человека. В целом философское религиоведение «не обращается непосредственно ни к исследованию, ни к конструированию объекта религии». Основным объектом его исследования является религия как отношение индивида к божественной реальности, а также религия, рассматриваемая как одно из культурных явлений и человеческое действие.
В целом, с точки зрения современного религиоведения и философии, под термином «религия» понимается «мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих». Данное определение религии рассматривает её с точки зрения светской науки. Кроме этого, внеконфессиональное религиоведение для определения религии в официальном и научном смыслах также оперирует терминами «религиозное объединение», «религиозная организация» и «религиозная группа».
Под «религиозным объединением» в Российской Федерации понимается «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Непосредственно религиозные объединения могут создаваться и функционировать в форме религиозных групп и религиозных организаций.
«Религиозной группой» в действующем Федеральном Законе признается «добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица». А «религиозной организацией» называется «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». Данные понятия касаются организационных форм религии в России, что позволяет рассматривать то или иное религиозное объединение с точки зрения наличия у него государственной регистрации и степени его легитимности в российском государстве. С этой точки зрения, мы можем охарактеризовать «Свидетелей Иеговы» как религиозное объединение, имеющее государственную регистрацию и, следовательно, являющееся религиозной организацией.
Также в религиоведении для характеристики религиозных объединений используются такие термины, как «конфессия» или «вероисповедание» и «деноминация». «Конфессией» или «вероисповеданием» называется «религиозное объединение, имеющее своё разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру». А под «деноминацией» понимается «религиозное объединение, находящееся на стадии становления и организационного оформления». Однако использование понятия «конфессия» для характеристики «Свидетелей Иеговы» как религиозной организации, на наш взгляд, вызывает сомнение и требует анализа рассматриваемого религиозного объединения.
Являясь сложной социальной системой, религиозное объединение имеет свою особенную структуру, включающую в себя такие компоненты, как религиозное сознание, религиозные отношения, религиозную деятельность и религиозную организацию. Религиозное сознание является определяющим компонентом религиозной системы, так как через него осуществляется социальная детерминация остальных её компонентов. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. Под религиозной идеологией понимается система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные служители культа. Кроме этого, религиозная идеология – это система догматов, предписаний и утверждений, содержащих изложение религиозных взглядов на различные стороны бытия и на мир в целом.
Вторым компонентом религиозного сознания является религиозная психология или совокупность идей, чувств, образов, представлений, переживаний, привычек, настроений, установок и потребностей, через призму которых адепт в иллюзорной форме воспринимает и осмысливает мир, а также своё бытие. Рассматриваемый компонент религиозного сознания диалектически связан с религиозной идеологией.
Под следующим структурным компонентом религиозного объединения – религиозными отношениями – понимаются такие, которые складываются между людьми в процессе культовых отношений. В основе них – вера в возможность специфических отношений между божеством и человеком, и в то, что Бог влияет на социальные, природные процессы, а также на судьбу людей.
Ещё одним компонентом религиозной системы является религиозная деятельность – практически-духовное освоение действительности. Она включает в себя культовую и внекультовую деятельность. К культовой относятся все формы религиозных действий и представлений. Её состояние обусловлено общим уровнем развития цивилизации. Внекультовая деятельность включает в себя производство религиозных идей, систематизацию и интерпретацию вероучения, светские творческие изыскания по развитию и защите религии, а также любые виды миссионерской деятельности.
В качестве последнего компонента религиозной системы выделяется религиозная организация или организационно-институциональная структура. Данная структура состоит из комплекса определённых институтов, функционирующего культа и социальных религиозных союзов. Религиозные организации осуществляют свою деятельность по 7 направлениям, регламентирующим, контролирующим и регулирующим поведение адептов, а также удовлетворяющим религиозные потребности верующих.
С возникновением и деятельностью новых религиозных объединений возник вопрос об их идентификации. Среди этих появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, объединённые западными религиоведами понятием «Нью Эйдж». Современными российскими философами-религиоведами данные новообразования были отнесены к разряду «сект», «нетрадиционных религий», «новых религиозных объединений» или «нетрадиционных религиозных движений». Общественный интерес к новым религиозным объединениям возник после самоликвидации «Народного храма» Д. Джонса в 1978 г., когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому, что Джонс сумел добиться собственного почитания в качестве «живого бога», то организации такого типа получили обличительное наименование «культы», которое и утвердилось в американской литературе.
Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тысяч необычных религиозных и квазирелигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквями. В печати их также стали называть «культами», хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные «организации здоровья», которые точнее обозначать более широким терминами, а именно «религиями Нового века», или «новыми религиозными объединениями».
Новые религиозные объединения в целом представляют собой сложный историко-культурный феномен, по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение XX в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обострённое внимание к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, новые религиозные объединения – результат тех же умонастроений, что нашли выражение в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с конца XIX в. (философия жизни, экзистенциализм, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф. Кафка, сюрреализм, «театр абсурда»). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решение проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода) в «обезбоженном мире» (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер».
Рабочий термин «новые религиозные объединения», принятый в религиоведческой науке, используется для того, чтобы отделить их от традиционных религий, а также от присущих этим традиционным религиям школ, сект и направлений. Понятие «новые религиозные объединения» относится ко всем религиозным движениям, возникающим в новое время, примерно с середины XIX в. Они отделились от религий, от которых происходят в качестве «ересей» или «сект», и получили самостоятельное развитие, свой собственный облик. Иногда они противопоставляли себя своим прежним религиям на основе «нового знания», «нового откровения» и пытались перестроить прежнее учение, соединив его с новыми, иногда противоположными принципами, что вело, в конечном итоге, к образованию новых религиозных систем.
Нетрадиционные религии («религии Нового века», «религиозные «культы», «новые религии») – общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделение и размежевание внутри «традиционных» церквей – характерная черта развития религии, обусловленная, в конечном счёте, исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали.
Однако каждый из этих терминов имеет ряд своих особенностей, подлежащих объективному анализу с целью введения в научный оборот наиболее общего определения новых религиозных объединений и их классификации.
Теперь необходимо перейти к рассмотрению научных терминов, обозначающих новые религиозные объединения. Наиболее ранним по времени возникновения является термин «секта». Вокруг данного термина в российском религиоведении происходит множество споров. С точки зрения современной филологии тоже нет единого мнения по поводу категории «секта».
«Секта» [лат. secta – учение, направление, школа] обозначает: «1) религиозная община, группа, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих интересах». Это слово фиксируется словарями как слово, возникшее в эпоху Петра I.
В начале XX века сектой называлось организованное общество людей «¼разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении». Из чего следует, что уже в начале прошлого столетия секты выделялись в отдельную форму религиозных объединений, имеющих такие характеристики, как малочисленность, ложность и деструктивность, то есть представляющих опасность для личности, общества и государства.
В советский период термин «секта» или «сектантство религиозное» обозначал обособленную религиозную группу, оппозиционно или враждебно настроенную к господствующим церквям, характеризующуюся фанатизмом, догматизмом, враждебностью к инакомыслящим. Таким образом, к моменту появления западных и доморощенных новых религиозных объединений в России, а вместе с ними и различных точек зрения на понятие «секта» и производных от него, в отечественной науке было выработано определение термина «секта» с её отличительными признаками.
Отечественный религиовед Д.А. Таевский предложил следующее определение термина «секта»: «организация (группа лиц), замкнувшаяся в своих интересах (как правило, культовых, религиозных или антирелигиозных), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им; как правило секты противопоставляют себя общепризнанной в данном регионе церковной организации или религиозным традициям». Согласно Д.А. Таевскому, необходимо различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как ответвлений от каких-либо традиционных религий, но это слово не несёт в себе характеристики такой организации как чего-то негативного.
Исходя из этих современных определений, можно говорить о более благожелательном настрое современных учёных к определению термина «секта», так как все атрибуты дореволюционного и советского термина (относительная малочисленность, ложность, вред, оппозиционность и враждебность к традиционным религиям, фанатизм, догматизм, негативное отношение к инакомыслящим) уходят из него, и делают «секту» объединением людей, отошедших от какого-либо религиозного учения и противостоящих традиционной в данной местности религии.
Некоторые российские исследователи – А.И. Хвыля-Олинтер, А.Л. Дворкин – для обозначения новых религиозных объединений предлагают использовать термин «культ» без приставки деструктивный или тоталитарный. При этом приводятся следующие характеристики такого «культа»: во главе стоит харизматический лидер, который объявляет себя либо живым богом, либо его прямым посланцем, призванным спасти мир, погрязший в грехе; цельное, детально разработанное вероисповедание подменяется проповедями, произвольно комбинирующими и вульгаризирующими элементы теизма, восточных религий, языческих верований и примитивной магии; практикуется запугивание скорым «концом света» и «Страшным судом»; каждый, кто не разделяет взглядов лидера, обличается как «последователь сатаны», обречённый на неминуемую гибель; свою группу лидер рекламирует как «семью», в которой претендует на роль истинного «отца» (или «матери»), обеспечивающего защиту своих «детей» и контролирующего каждый их шаг; все остальные люди (в том числе и подлинные родители) объявляются «слугами дьявола», достойными лишь ненависти; некоторые «культы» имеют свои общежития, где царят жёсткий аскетизм и нещадная эксплуатация; от неофитов, как правило, требуют передачи в пользу «семьи» всего имущества или, по меньшей мере, значительной части доходов; широко используются изнурительные групповые мероприятия (многочасовые танцы, лекции, молитвенные собрания, зубрёжка цитат), вводящие людей в полугипнотическое состояние, которое ставит их в полную зависимость от лидера и его доверенных помощников и лишает возможности свободного выбора, (не случайно многие эксперты приравнивают такие мероприятия к технике кодирования, програмированию сознания); в «культах» широко применяется физиопсихотехника и различные психотерапевтические процедуры (обычно восточного происхождения), которые оказывают «благоприятное» воздействие на физическое состояние и самочувствие человека.
Следующими категориями для обозначения религиозных новообразований являются определения – «новые религиозные объединения» и «нетрадиционные религиозные движения», а также «нетрадиционные религии». Данные термины вызывают множество споров в отечественном религиоведении, так как нет единого критерия, позволяющего отнести религиозную группу или организацию к новой или нетрадиционной. В то же время, некоторые из религиозных новообразований имеют более чем вековую историю, как например «Свидетели Иеговы», или достаточно многочисленный круг адептов, примером служат мормоны, населяющие территорию почти целого штата США.
Тем самым термин «нетрадиционные религии» приобретает крайне широкий смысл: в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т.д. Отсюда, неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик – отождествление, например, последователей «Ананды Марги» и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с приверженцами респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок.
В рамках православного богословия природа, сущность религии мыслится как извечно существующая связь Бога с человеком. Таким образом, религия, с точки зрения конфессионального православного религиоведения, существует вечно с момента появления человечества. По словам православного богослова А.И. Осипова, «первым и главным является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного Начала – Бога, являющегося источником бытия всего сущего, в том числе и человека». Однако конфессиональное православное религиоведение проводит чёткое различие между понятиями «религия» и «новые религиозные объединения». Большинство терминов, предложенных православными религиоведами для обозначения новых религиозных объединений, на сегодняшний день вызывают споры в научном религиоведении.
В справочнике Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви даётся следующее определение: «секта – 1) в общем смысле – объединение, организация, группа или любое иное сообщество лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им; 2) в религиозном относительном смысле – любая группа верующих, отошедшая от какой-либо религии; 3) в православном абсолютном смысле – всякий культ, отсекающий себя от полноты общения с Богом, создавший, развивающий и распространяющий своё самовольное толкование этих отношений, поэтому находящийся вне благодати Божией; 4) в православном смысле – по отношению к Вселенской православной Церкви, которая основана Самим Богом, секта – каждое религиозное объединение, действующее вне и против этой Церкви». Таким образом, исходя из православной точки зрения, сектой признаётся любое религиозное объединение, кроме Православия.
Кроме термина «секта», для обозначения феномена новых религиозных объединений в православном религиоведении также употребляется такой спорный термин, как «тоталитарная секта». Автором данного термина считается православный религиовед А.Л. Дворкин. Под «тоталитарной сектой» он понимает «¼особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками». К характеристикам «тоталитарной секты» автор данного термина относит обман, умолчания и навязчивую пропаганду в ходе привлечения новых членов, использование цензуры информации, поступающей к их членам, психологическое давление, запугивание и прочие формы удержания в организации, а также иные неэтичные способы контроля над личностью. Из чего А.Л. Дворкин делает вывод, что «тоталитарные секты» нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
Термин «тоталитарная секта» используется для обозначения нетрадиционных религиозных объединений в конфессиональном религиоведении наравне с категорией «деструктивный культ». Первоначально слово «культ» имеет несколько значений: «¼1) в общем смысле – признание объектом возвеличивания и поклонения кого-либо или чего-либо, служение этому объекту; 2) в общем смысле – совокупность учений, служений, обрядов и ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания и поклонения; 3) в общем смысле – движение или объединение, поддерживающее культовые учение, служение, обряды и ритуалы; 4) в православном смысле – чрезмерное и безосновательное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, духа, силы, процесса, явления, предмета, органа, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения, превращения в идола и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения». В свою очередь под «деструктивным культом», с одной стороны, понимается «¼разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, душевному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность)». С другой стороны, деструктивный культ – это «¼экстремистская разновидность нетрадиционных религий (новых религиозных движений)». На основании данных определений конфессиональные религиоведы выводят характерные черты деструктивных религиозных объединений и определяют степень деструктивности того или иного культа.
Для всех деструктивных культов характерны жесткая многоуровневая иерархическая структура, строгая внутрикультовая дисциплина, тщательно разработанная система наказаний даже за малейшие проступки, постоянный контроль за поведением членов объединения, требование беспрекословного подчинения командам религиозных наставников, а также использование профессиональных техник массовой гипнотизации, кодирования, программирования сознания, приводящих к своеобразному «зомбированию» личности. Деятельность деструктивных культов направлена на подавление всякого сомнения, отказ от критического мышления, воспитание невосприимчивости к любой контринформации. Подобная деятельность оказывает деструктивное воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведёт к задержке развития личности, нарушению процесса её социализации. Последователи деструктивных культов бросают работу, учёбу, уходят из семей. Деятельность деструктивных культов создаёт угрозу психическому здоровью личности. У многих членов таких культов отмечалось развитие тех или иных форм психических расстройств. Вместе с тем отличительными чертами религиозных деструктивных объединений (деструктивных сект) являются стремление через своих преданных и зависимых адептов к незаконной власти и обогащению, а также практика скрытого психического насилия над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости.
Необходимо отметить, что, по мнению Е.Г. Романовой, «многие исследователи считают термин «секта» ненаучным, негативно оценочным и даже оскорбительным по отношению к новым религиозным объединениям, предлагая пользоваться иностранным вариантом «культ» (точнее, западной интерпретацией этого термина), поскольку он якобы лишён негативной эмоциональной окраски, в противоположность понятию «секта». Как считает Е.Г. Романова, «всегда, изначально слово «секта» имело отрицательную коннотацию по отношению к религиозным движениям, религиозным меньшинствам. В связи с этим понятие «секта», «сектант» может восприниматься как оскорбительное членами религиозных организаций. В официальной речи предпочтительно и правильно употреблять понятие «религиозная организация», «религиозное объединение» как «имеющее нейтральное значение». С другой стороны, по словам доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого, «в силу того, что термин «секта» не несёт в себе никакой негативной нагрузки, запрещать русское слово «секта», «править» русский язык по идеологическим и вкусовым мотивам было бы нелепо, самонадеянно и даже безнравственно. Кроме того, это явилось бы нарушением конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу слова».
Ещё одним богословским термином, обозначающим новые религиозные объединения, является «псевдорелигия», под ней понимается «ложная религия», «религия, основанная на частичном или ложном вероучении». Но данное понятие исходит только из православной трактовки истинности или ложности религиозных объединений, что придаёт ему определенную тенденциозность.
Таким образом, определения «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» могут противоречить конституционным нормам Российской Федерации и оскорблять чувства адептов новых религиозных объединений, так как они и их последователи вполне могут осуществлять свою деятельность в рамках закона, а следовательно, не причинять вреда духовному и физическому здоровью человека. Обилие терминов в отечественном религиоведении, относящихся к «новоявленным религиям», стало одной из причин многочисленных научных споров и судебных разбирательств. Возникла необходимость введения в научный оборот нового термина, обозначающего современные религиозные новообразования. Понятие «новое религиозное объединение» также не является бесспорным, однако оно, на наш взгляд, наиболее научно, объективно, толерантно отражает суть феномена новых религий.
Исходя из определений феномена новых религиозных объединений, в современной религиоведческой науке выделяются несколько подходов для определения их типологических характеристик. Основными из них являются светский и богословский. Так, например, представитель светского подхода Е.Г. Балагушкин среди основных типологических характеристик выделяет следующие:
– вероучительные – отрицание принадлежности к религии, создание нового предания или особое толкование старого, отход от основного учения, концентрация внимания на религиозно-философском мистицизме и иррационализме, синкретический характер догм;
– характеристики религиозно-культовой практики – экстравагантность и экзотичность обрядов, опора на эмоционально-психологическую сторону культа;
– структурные – отсутствие структурной организации и конфронтация с официальными религиями, активность в производственно-финансовой деятельности, авторитарная система отношений;
– направленность социальных программ на социальный утопизм, обновлённый религиозным мистицизмом;
– конфронтация с официальной церковью и социальными институтами – осуждение официальной церкви и государственного строя, показательная относительность подобной конфронтации, противопоставление адептов людям, не входящим в культ или духовный элитизм.
На наш взгляд, типологические характеристики, выделенные Е.Г. Балагушкиным, являются общими как для анализа «псевдовосточных» или синкретических новых религиозных объединений, так и для новых религиозных объединений христианской или западной ориентации. Однако, для объективного рассмотрения новых религий, уходящих корнями в христианство, данные типологические характеристики требуют конкретизации.
Представители православного богословия к основным типологическим характеристикам новых религиозных объединений относят следующие.
1. Религиозный маркетинг – то есть распространение своего учения и вербовка новых членов любыми средствами.
2. Агрессивный и активный прозелитизм как одна из главных обязанностей адептов.
3. Двойное учение – одно для рекламы своей религиозной группы, а другое – для внутреннего пользования, другими словами, существует внешняя благопристойность при полной эзотеричности.
4. Чёткая иерархия во всём.
5. Непогрешимость религиозного объединения и его основателя, а также претензии на истину в последней инстанции и харизматическое лидерство.
6. Программирование и контроль сознания последователей.
7. Духовная избранность, элитарность адептов культа.
8. Контроль жизнедеятельности – в идеале – над всеми сферами жизни человека.
9. Политические цели – получить власть над всем миром. Вследствие чего практикуются попытки проникновения адептов во властные структуры.
10. Целенаправленное искажение священных текстов традиционных религий для доказательства собственного вероучения.
11. Использование «культового языка» – специального набора культовых слов, непонятных для непосвящённых и имеющих исключительное значение для адептов.
С точки зрения православного богословия, данные типологические характеристики свидетельствуют не столько о новой религиозности, сколько о степени деструктивности религиозного объединения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в современной философии, религиоведении каждый автор трактует категорию «секта», «новое религиозное объединение», «деструктивный культ», «тоталитарная секта» по-своему, однако основной вопрос заключается в соотношении исследуемого термина с религиозными новообразованиями, а также в смысловой нагрузке рассматриваемых понятий в отношении адептов «новых» религиозных течений.