Инвестиционная деятельность страховых организаций: сущность, принцыпы, правовое регулирование
1.Инвестиционная деятельность страховых компаний
В соответствии с Законом РФ от 31.12.97 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).
В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» сформулированы правовые основы взаимоотношений юридических, физических лиц и государства по вопросам страховых отношений. В соответствии с текстом Закона основа финансовой устойчивости страховщиков - наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию государством. Страховщики имеют право размещать свои свободные деньги по своему усмотрению, в том числе и на инвестиционные цели.[5, стр.312]
Экономические основы деятельности страховой компании отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Это обусловлено тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствовать. Указанная особенность реализации страховой услуги позволяет сделать два вывода.
В распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные от обязательств средства, которые должны быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.
Во всех развитых странах мира страховые организации, являющиеся неотъемлемой частью национальной финансово-кредитной системы, способны аккумулировать и инвестировать в сферу экономики значительные денежные средства.
На долю страхового сектора в развитых странах приходится более половины всех инвестиций, например, в Великобритании эта цифра достигает 53%. В то же время анализ деятельности российских страховщиков на финансовом рынке свидетельствует об их слабом влиянии на инвестиционный процесс. Тезис о необходимости активизации инвестиционной деятельности и повышении инвестиционных функций страхования, высказанный на Всероссийской конференции финансистов "Роль финансов в стабилизации российской экономики" в 1996 г., в Манифесте Торгово-Промышленной Палаты в 1997 г., а также внесенный в Постановление Правительства РФ "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 гг." от 01.10.98 г., не приносит желаемых результатов, вследствие чего страховые организации проигрывают другим инвестиционным институтам по финансовой мощи.
1.1 Принципы инвестиционная деятельность страховых компаний
Принципиальное отличие процесса реализации страховой услуги от аналогичного процесса в других видах предпринимательства состоит в том, что обычное предприятие первоначально осуществляет определенные вложения в организацию производства товаров (услуг) и получает оплату от потребителей после того, как услуга уже фактически оказана или товар стал собственностью покупателя, тогда как в страховании картина обратная. Здесь клиент фактически авансирует страховщика, так как страховой взнос, представляющий для страхователя плату за страховую услугу, уплачивается обычно в начале срока действия договора страхования. Реализация же страховой услуги со стороны страховщика может осуществляться в течение длительного времени.
Указанная особенность реализации страховой услуги позволяет сформулировать два вывода.
Первый: характер движения финансовых ресурсов в страховании ведет к тому, что в распоряжении страховщика в течение некоторого срока оказываются временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.
Второй: инвестирование страховщиком таких временно свободных средств должно достаточно жестко регулироваться со стороны государства, поскольку страхователи объективно лишены возможности контролировать, насколько умело страховая компания распорядится предоставленными ей средствами и не поставит ли она под угрозу выполнение обязательств по договорам страхования.
Право страховщиков инвестировать страховые резервы в другие средства закреплено ст. 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Основой для всякой инвестиционной деятельности на территории России является также Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. Согласно последнему, инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли) и достижения положительного социального аффекта.
Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно - гигиенических и других норм, установленных законодательством России, или наносит ущерб правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Как уже отмечалось выше, из-за специфики страховой деятельности, помимо норм Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», размещение страховщиками временно свободных средств регулируется также положениями Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ст. 27 этого Закона: «Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности».[3] Данные принципы являются общепризнанными в мировой практике. Вместе с тем представляется необходимым более подробно остановиться на них. Это необходимость регулирования инвестиционной деятельности страховщиков, причем регулирование должно учитывать особенности национального страхового рынка и не нарушать действующие правила конкурентной борьбы между компаниями.
Рассмотрим их и последовательности с точки зрения их вклада в обеспечение финансовой устойчивости страховщиков.
Принцип возвратности (или, но принятой за рубежом терминологии, «принцип гарантированности») в полной мере распространяется как на активы, покрывающие страховые резервы, так и на свободные активы. Данный принцип подразумевает максимально надежное размещение активов, обеспечивающее их возврат в полном объеме.
Принцип ликвидности гласит: общая структура вложений должна быть такова, чтобы в любое время были и наличии ликвидные средства или капитальные вложения, без труда обращаемые в ликвидные средства. Иными словами, страховая компания и любой момент времени должна иметь в наличии сумму средств, обеспечивающую выплату страхователям оговоренных договором сумм в пределах установленных сроков.
Принцип диверсификации (или «принцип смешения и рассеивания») вложении служит распределению инвестиционных рисков, которые преследуют каждого инвестора, на различные виды вложении и тем самым большей устойчивости инвестиционного портфеля страховщика. Согласно этому принципу, не должно допускаться превалирования какого-либо вида вложений над другими. Структура вложений капитала не должна быть однобокой, не должна допускаться региональная концентрация капитала, необходимо избегать вложений средств в направлении одного дебитора.
Принцип прибыльности вложений (или «принцип рентабельности») гласит: активы должны размещаться при обеспечении названных выше принципов с учетом ситуации на рынке капиталовложений и при этом приносить постоянный и достаточно высокий доход. Другими словами, страховщики в своей инвестиционной деятельности при управлении средствами страховых резервов должны обеспечивать высокую рентабельность вложений, позволяющую сохранить реальную стоимость вложенных средств в течение времени инвестирования, и в случае необходимости иметь возможность легко и быстро реализовать размещенные активы.
На инвестиционную активность страховщика существенное влияние оказывают размеры и структура страхового портфеля по видам страхования, величина аккумулированных резервов и сроки распоряжения ими. Существенно различается структура инвестиций страховых организаций, занимающихся страхованием жизни, и иными видами страхования.
Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложениях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, дорог, аэропортов и прочих полезных объектов. Именно о последних пойдет речь в настоящей главе.
В силу Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 22 августа 2004 г.) под инвестициями понимаются денежные средства и иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Иными словами, инвестиции — широкое понятие, включающее в себя как деньги, так и любое другое имущество, движимое и недвижимое, которое может быть использовано при создании предприятий или объектов, не предназначенных для извлечения прибыли, но необходимых по другим основаниям (оборонный объект, музей и т.п.). В роли инвестиций могут выступать и имущественные права: собственник земельного участка, например, разрешает строительство на нем предприятия, а по завершении работ предоставляет ему право пользования участком на льготных условиях. Выгода предприятия здесь состоит в том, что оно экономит на платежах за пользование, а сумма такой экономии считается вкладом собственника участка в предприятие, что дает ему возможность получать свою часть прибыли.
Инвестиции, предназначенные для создания объектов, принято именовать капитальными вложениями, а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление последующих практических действий для получения искомого результата.
В зависимости от источника происхождения, инвестиции делятся на государственные, муниципальные и частные. Россия, ее субъекты и муниципальные образования инвестируют строительство тех или иных объектов, исходя из своих, законодательно очерченных, задач. Частные лица свободны в выборе объектов инвестиций, за исключением случаев, когда присутствие частного капитала в инвестировании недопустимо по той причине, что определенные сферы деятельности для него закрыты (производство боеприпасов, выпуск государственных денежных знаков и т.п.).
Государственное регулирование инвестиций, начиная с федерального уровня, направлено на создание для них благоприятных условий и осуществляется путем совершенствования системы налогов; установления специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов, т.е. лиц, вкладывающих средства в строительство (они в данном случае и являются ключевыми фигурами в инвестиционном процессе); предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер и т.п.
Все это свидетельствует об интересе государства к инвестициям и его возможностях по созданию общего благоприятного фона для их вложений. Такой интерес объясняется тем, что инвестирование означает превращение денег в предприятия, жилые комплексы и прочие полезные объекты. И если движение частных средств плохо поддается контролю со стороны государства и они могут легко уйти из страны, то построенные за их счет объекты, напротив, вполне контролируемы, в том числе в смысле взимания налогов. Кроме того, создание объектов, особенно производственных, ведет к увеличению национального богатства страны, созданию новых рабочих мест и повышает конкурентные возможности России на мировых рынках. Однако для инвестора как лица, вкладывающего средства в строительство, одного интереса государства было бы недостаточно. Необходимы государственные гарантии, и в настоящее время они, независимо от форм собственности на инвестиции, сводятся, во-первых, к обеспечению равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности. Иными словами, объем правомочий инвестора не зависит от его субъектных характеристик либо характера возводимого объекта.
Обсуждение инвестиционных проектов, во-вторых, строится на началах гласности. Она предполагает как открытость в работе с проектами органов власти и муниципальных образований, так и участие граждан в подобном обсуждении, что в ряде случаев не отвечает интересам инвестора как частного собственника, намеренногоВЛОЖИТЬ СРЕДСТВА в осуществление проекта. Тем не менее граждане, равно как их объединения и организации, имеют право на получение информации о будущем строительстве, если оно затрагивает их интересы в части обеспечения требований благоприятной среды жизнедеятельности. Они могут также, помимо направления обращений в органы местного самоуправления и территориальные органы исполнительной власти, проводить независимую экспертизу проектной документации до ее утверждения.
Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и организаций в период строительства решаются путем проведения согласительных процедур, а если это не дает результата — в судебном порядке. Кроме того, органы исполнительной власти вправе вынести предписание о приостановлении или прекращении работ, ведущихся с нарушением требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.
Следует заметить, что обращенные к судебной власти требования заинтересованных лиц о ликвидации объекта, построенного с теми или иными нарушениями, на практике удовлетворяются редко, за исключением объектов относительно небольшой стоимости.
Инвестору, в-третьих, гарантировано право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Он вправе, в-четвертых, рассчитывать на защиту капитальных вложений, которые могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством причиненных убытков. Реквизиция допускается по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий и прочих чрезвычайных обстоятельств и выражается в изъятии у собственника имущества в интересах общества с выплатой ему соответствующей стоимости, размер которой он вправе оспорить в суде. С прекращением действия указанных обстоятельств собственник вправе потребовать возврата сохранившегося имущества.
В-пятых, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», включает «дедушкину оговорку», суть которой состоит в обеспечении стабильности правового регулирования инвестиций. Это достигается путем неприменения к инвестиционным отношениям федерального нормативного материала в части, ухудшающей положение инвесторов. Эта оговорка в законе, однако, снабжена тремя ограничителями. Один из них связан с тем, что она применима лишь к приоритетным инвестиционным проектам, т.е. к тем, где размер инвестиций достигает определенной суммы и которые включены в перечень таких проектов, утверждаемый Правительством РФ.
Второе ограничение сводится к многочисленным изъятиям из общего правила о неприменении актов. Так, не распространяются на отношения по реализации приоритетных проектов новые нормативные акты, увеличивающие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ). Режим «дедушкиной оговорки» не распространяется на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Третий ограничитель заключается в том, что стабильность режима для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования. К тому же дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством РФ. И лишь в исключительных случаях, при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении для указанного инвестора срока действия оговорки.
Переходя теперь от общих положений непосредственно к инвестиционному процессу, необходимо констатировать, что его первая стадия, которую иначе именуют предынвестиционной, наступает не раньше, чем инвестор получит представление о том, где именно он намерен построить объект. Но прежде чем перейти к анализу соображений, которые он должен взять в расчет, целесообразно остановиться на вопросе финансирования инвестиций. Инвестор может расходовать на реализацию проекта свои собственные средства или привлечь соинвесторов. В этом случае они приобретут долевую собственность на выстроенный объект. Аккумулирование таких средств составляет проблему инвестора, однако применительно, например, к РАО «ЕЭС» данный вопрос решен нормативно: в 2005 г. в абонентную плату за электроэнергию была включена инвестиционная составляющая в размере свыше 17 млрд руб., предназначенная для финансирования объектов капитального строительства в электроэнергетике.
Инвестор, в принципе, может воспользоваться и кредитными ресурсами, но тогда власти при осуществлении крупного проекта могут потребовать от него гарантию первоклассного банка, подтверждающую его платежеспособность. Такая гарантия необходима для того, чтобы избежать ситуации, когда инвестор окажется не в состоянии погасить кредит и тем самым поставит под вопрос судьбу проекта. Правительством РФ предусмотрена также возможность предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной зна-чимости. По общему правилу, государственные гарантии предоставляются коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проекте, в пользу кредитных организаций.
Гарантии такого рода по существу представляют собой поручительство Правительства РФ за исполнение обязательств инвестора перед кредитными организациями. Здесь, следовательно, происходит подмена тер-минов: гарантия, самостоятельный вид обеспечения исполнения обязательств, понимается как поручительство — отдельная от гарантии и столь же самостоятельная разновидность обеспечения.
Дальнейшие действия инвестора, также носящие предварительный по отношению к инвестиционному процессу характер, связаны с выбором места для расположения объекта в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и поставленных в нем задач устойчивого развития территорий, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; соблюдения требований безопасности и охраны окружающей среды и т.п.
Суть проблемы при выборе места заключается в том, что строительство на земельных участках, осуществляемое лицами — пользователями, арендаторами или собственниками участков, подчинено определенному, нормативно закрепленному режиму, в основе которого лежит разрешенное использование. Иными словами, каждый участок попадает под действие тех или иных ограничений, которые должны учитываться инвестором.
В нормативном материале закреплено правило о том, что граждане и юридические лица обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительными актами, в том числе генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Градостроительная деятельность распадается на два основных элемента: планирование развития территорий и определение видов использования земельных участков, чем занимаются органы власти и местного самоуправления с участием заинтересованных лиц, во-первых, и проектирование, а также строительство — во-вторых1.
Основное значение для инвестора имеют генеральные планы поселений и правила землепользования и застройки.
Подготовка генеральных планов — важнейших градостроительных документов осуществляется применительно ко всем территориям поселений и городских округов.
Генеральные планы включают данные о размещении объектов капитального строительства местного значения, в том числе объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также иных объектов, которые необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления.
В генеральных планах отображаются границы земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, промышленности, энергетики, транспорта, связи; границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ, в ред. 10.10. 2004 г.
2. Мин.Фин. РФ Приказ от 08.08.2005г. №100н «Об утверждении правила размещения страховщиками страховых резервов» в редакции от 13.07.2009г.
3. Федеральный Закон от 27.11.1992г. №4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" с изменениями и дополнением
4. Закон РСФСР ОТ 26.06.1991г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в редакции от 30.12.2008г.
5. Щербаков В.А. Страхование: учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - М.: КНОРУС, 2007
6. Страхование: учебник / под ред. Т.А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006.
7. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. -СПб, 2002.
8. Федорова Т. А. Основы страховой деятельности: учебник -- М.: Издательство БЕК, 2001
7. Гвозденко А.А. Основы страхования. - М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Дюжиков Е.Ф., Сплеухов Ю.А. « Страхование»: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.
9. Федеральный Закон от 27.11.1992г. №4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" с изменениями и дополнением
10. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.
11. Сплетухов Ю.А. «Место и роль государства в организации страхования в современных условиях». Финансы, №№ 9-10, 2000г.
12. Орлова И.В. Аутсорсинг в управлении активами в страховании // Финанасы. - 2006. - № 6.
13. Оганов С.В. Инвестиционная деятельность страховщиков в банковском секторе // Банковские услуги. - 2008. - №8.
14. Прокопьева Е.Л. Организационно-экономические аспекты регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний // Страховое дело. - 2007. - №1.
· Казанцев С. К. Основы страхования: Учебное пособие. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998 ISBN 5-8096-0006-9
· Гомелля В. Б. Основы страхового дела: Учебное пособие М: СОМИНТЭК, 1998
·
1. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. - М.: "Волтерс Клувер", 2007
2. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. ГА- Федорова. М.: БЕК. 2002 – 768 с.
3. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312 с - (Высшее образование).
4. Щербаков В.А. Страхование : учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - М.: КНОРУС, 2007. - 312 с
· социальных проблем современного общества.