Политико-правовая идеология анархизма. Пьер-Жозеф Прудон
7. Анархизм
Термин ≪анархия≫ (от греческого — безвластие, безначалие) ведет свое происхождение от древних эллинов, которые применяли его для характеристики такого состояния дел в городе-государстве, при котором верховная власть либо временно отсутствует, либо потеряла свою силу и авторитет. Впоследствии сторонники аристократического и монархического правления стали сближать анархию с демократией, изображая последнюю олицетворением хаоса, распущенности и безначалия.
Представители антиаристократического течения в античной и средневековой политической мысли (киники, некоторые средневековые ереси), напротив, видели в безвластии желательный и своего рода ≪естественный≫ порядок, лишенный развращающего или угнетающего воздействия носителей светской и церковно-бюрократической власти.
В Новое время анархия предстает политическим течением, отрицающим необходимость государства и государственных законов. Приверженцам анархического устройства оно предстает новым и абсолютно справедливым общественным порядком, который основан на гармоничном сочетании интересов всех людей и который будто бы уже присутствует в самой природе мирного человеческого общежития и природе человека. Важной вехой в развитии анархистских воззрений стала Великая французская революция с ее лозунгами свободы, равенства и братства. В обсуждении новых исторических реалий и перспектив социального и политического строя среди идеологов анархии произошло размежевание на анархистов-коллективистов (Годвин, Прудон, Бакунин) и анархистов-индивидуалистов (Штирнери др.).
Уильям Годвин (1756—1836), английский писатель и философ, стал автором первого современного и систематического изложения анархистской доктрины. В 1793 г. в трактате ≪Исследование о справедливости в области политики и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье≫ он высказал ряд идей о путях обретения людьми своего счастья и свободы. Политическая справедливость зависит, по его мнению, от способности людей беспристрастно взглянуть на свои собственные потребности, а также на потребности других и действовать такими путями и средствами, которые ведут к увеличению человеческого счастья. Политическая справедливость, таким образом, есть результат ≪рационального благоволения≫, рационально осознанного намерения принимать во внимание счастье других. Решающее значение в этом благоволении выполняет свобода, поскольку свобода исключает насилие, которое, согласно Годвину, подменяет разумное обсуждение и разумное обоснование подсчетами, основанными на страхе. В обзоре политической практики и институтов, которые явно враждебны осуществлению и развитию разумных человеческих способностей, он указывает прежде всего на монархические и аристократические институты европейских стран.
Годвин полагал, что общество возникло из потребностей общежития, тогда как государство зародилось под влиянием страстей. Общество в этом смысле есть благо, а государство —в лучшем случае —только необходимое и временное зло. Бессмертен только деспотизм. Государство образует противное общественному благу, поскольку оно зиждется на силе, ≪юридическое учреждение≫. Законы государства только закрепляют этот деспотизм, причем стремление к регулированию при помощи законов не имеет ощутимых границ, и потому ≪мир будет скоро мал для всех будущих сводов≫.
Поскольку финальной санкцией является насилие, а не разумность, то государство, заключал Годвин, может —сколь добрыми бы ни были его действительные намерения —не только не считаться с разумностью, но и вообще не заботиться об условиях, при которых разумность составляла бы основу человеческого поведения.
Собственность, по мнению Годвина, была создана ≪разумом законодателей и парламентов≫. В результате возникло самое непригодное и нелепое распределение собственности, поскольку оно находится в полном противоречии с человеческой природой и с началами справедливости. Благотворная перемена во имя справедливости будет произведена при помощи убеждения.
Законы, государство, собственность исчезнут, и наступит новая эра. Вчерашнее государство с его однообразным законодательством преобразуется в федерацию маленьких общин, которые в чрезвычайных обстоятельствах могли бы действовать сообща путем созыва конгресса.
Социально-политическое и правовое учение Пьера Жозефа Прудона (1809—1865) составило веху в развитии современного анархизма и оказало заметное влияние на политический радикализм за пределами Франции и Европы. В работе ≪Что такое собственность? или Изыскания о принципе права и правительственной власти≫ (1840) Прудон провозгласил, что приобретаемая без труда собственность является источником путей и средств порабощения человека человеком.
Государство есть союз буржуазии против рабочих, поэтому политические преобразования бессмысленны. Во имя справедливости, которая, согласно Прудону, является логическим и моральным выражением необходимого с идеальной точки зрения равновесия между ≪хорошим≫ и ≪дурным≫ в социальных отношениях, необходимо упразднить государство и законы — сменить эту ≪политическую конституцию≫ на ≪социальную конституцию≫. В основе социальной конституции как естественной формы жизни людей —свобода и равенство. Она устанавливается в результате социального переворота. Способ, с помощью которого это следует совершить, —просвещение.
Это новое общественное состояние базируется на разделении труда, равенстве, взаимном обмене услугами и результатами труда, трудовой собственности и свободном объединении в союзы, которые ничего общего не будут иметь с государством, а станут свободными ассоциациями, связанными свободным договором. Обязанность исполнения такого договора и есть та единственная и основная правовая норма, которую признавал теоретик анархизма. Порядок договорный придет на смену порядку, установленному государством. Вместо политической формы организации общества установится экономическая ассоциация, а общество превратится в некую федерацию ассоциаций, созданных на началах взаимопомощи. Новый общественный порядок создает истинное управление для человека, истинное народовластие, республику, истинный социализм.
Макс Штирнер, подлинное имя Иоганн Каспар Шмидт (1806—856). Главное свое политическое произведение ≪Единственный и его собственное (достояние)≫ он опубликовал в 1844 г., где изложил свое отрицательное отношение не только к политической власти, но ко всем идеям и практически действовавшим социальным институтам, которые, по его мнению, требуют к себе уважения либо преданности. Любая мыслимая общность, идея ≪гуманности≫, а также любовь, собственность или церковь были объявлены враждебными навязчивыми видениями, от которых эгоцентричному индивиду надо освободиться во имя сохранения своей ≪чистоты≫ и большей сосредоточенности на своих собственных целях и задачах.
Уничтожение частной собственности, утверждал Штирнер, передача права собственности государству или обществу лишает индивида свойств личности и превращает человека в нищего. Право эгоиста возводится во вселенский закон. Оно покоится на силе, ничем не прикрытой, грубой, необузданной силе.
Государство (даже народное) и штирнеровский эгоист — непримиримые враги. Религия, совесть, мораль, право, семья, государство предстают в глазах такого эгоиста некими деспотами, налагающими свое иго во имя какой-то абстракции. Именно против таких деспотических абстракций штирнеровский эгоист —≪как безграничный хозяин над своей осознанной индивидуальностью≫ —борется всеми имеющимися в его распоряжении средствами.