Государство карлуков: политическая история, хозяйство, культура
Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного каганата и имели правителя с титулом ельтебер. После падения Западного-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая. С начала 8века начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно, вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 году. После победы над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель – джабгу был признан «царём Алтая». Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 году объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространение ислама в Южном Казахстане. Основная часть каруков приняла ислам в 960шоду. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана – чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. Карлуки состояли из многочисленных родоплеменных групп – 9 племён. Население не было этнически однородным. В 8-10 веке шёл процесс тюркизации осёдло-земледельческих жителей. Общество пронизывало социальное и сословное неравенство. В стране насчитывались окло 25 городов и поселений. Государство раздирали усобицы.
Государство кимаков.
КИМАКИ – тюркский кочевой народ, занимавший территории восточного и центрального Казахстана. В конце 9 века в состав кимакского государства входило 7 племенных групп шик, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. Государство кимаков прекратило своё существование в результате миграции кочевых племён в 30-х годах 11века, когда кимаки оказались в зависимости от кыпчаков. Согласно некоторым источникам предполагают, что кимаки – представляют собой тюрок, которые пришли на Иртыш после падения тюркского каганата. Отличается при этом, что связь кыпчаков и кимаков очевидно. В 10 веке союзниками кимаков были огузы, у них были даже совместные пастбища к северу от Аральского моря.
От р. Иртыш до р. Урал; Сев. и Вост. Каз-н. Столица город Имакия на реке Иртыш. Глава племен носил титул ябгу. Основа общественного производства — общинный труд. Выделение родовой знати. Налоговый сбор с зависимого населения. В начале XI века происходит усиление кыпчакских племен. Начавшиеся междоусобицы привели к падению Кимакского каганата. Власть кимаков перешла в руки кыпчакских ханов.
Караханидское ханство: политическая история, хозяйство, культура.
После распада в 10 веке Карлукского каганата на территории Восточного Туркестана, Семиречья, южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство – караханидов (942-1210 гг.). Родоначальником династии был Сатун-Богра-хан (915-955гг.), который подчинил Тараз и Кашгра. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началось история государства караханидов, в состав которого входили тюркские племена (ягма, чигили, карлуки). Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по «лестнечной системе» от старшего к младшему. В 960 году в государстве караханидов ислам был объявлен государственной религией. В отличии от кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. В 11-12 веках в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племён переходила к земледелию и приобщалось к городской культуре. В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.
Особенности общественно-политического строя Караханидского государства.
Государство караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличии от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Государственно – административная структура основывалась на иерархическом принципе. Важнейшим социально политичиским институтом в государстве Караханидов была военно – ленная система. Каноны жаловали своим родственникам права на получении с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икты», а держатель икты называется иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодалов т.е. собственников земли. Наряду с иктой существует и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство, доходом с которых не облагались налогом.
Государство кипчаков: образование, политическая история.
Кипчакское государство появилось в 9 веке, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в серелине 7 века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западного-Тюркского каганата в 656 году имаки получили независимость находясь между карлуками и тюргешами кимаки не только сумели сохранить независимость, но и повлияли на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в 8 веке группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского кагана. К середине 10 века территория Кимакского каганата делится на 4 части – области. 1) Йагсун – Йасу – запад Оби. 2) Кыркырхан – Восточный и Центральный Казахстан. 3) Андар аз-хифчак – Центральный Казахстан (внутренние кыпчаки). 4) «Внешние кыпчаки» - предгорья Южного Урала и Торгайкие степи. Правители уделов (их в стране было 12) были военные вожди, стремились к самостоятельности, что привело к ослаблению центр власти и распаду государства. К концу 10 века Кипчакское государство перестало существовать. Зарождение удельно-племенной системы говорило об элементах административного деления в кипчакском союзе. В государстве существовала система налогов, многие кочевники из-за своей бедности переходили к оседлости и занимались ремеслом, рыболовством, земледелием.