Трансграничное воздействие на окружающую среду
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий принята в 1992 г. в Хельсинки, вступила в силу 19 апреля 2000 г. Она призвана содействовать сотрудничеству между государствами в предотвращении промышленных аварий и ликвидации их последствий с целью предотвращения серьезного вредного воздействия на людей и окружающую среду.
Согласно Конвенции, «промышленная авария» означает событие, возникающее в результате неконтролируемых изменений в ходе любой деятельности, связанной с опасными веществами, на промышленном объекте или при их транспортировке.
Конвенция применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий.
Согласно Конвенции, стороны предпринимают соответствующие меры и сотрудничают в целях защиты людей и окружающей среды от промышленных аварий путем их предотвращения, насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьезности и смягчения их воздействия. Стороны обеспечивают положение, при котором оператору вменяется в обязанность принятие всех мер, необходимых для исключения риска при осуществлении опасной деятельности и предотвращения промышленных аварий.
В отношении любой опасной деятельности оператор обязан продемонстрировать безопасность ее осуществления путем предоставления такой информации, как основные данные о процессе, включая анализ и оценку.
Для сведения к минимуму риска для населения и окружающей среды всех затрагиваемых государств принимаются меры к формированию политики в области размещения новых и значительных модификаций существующих объектов, на которых осуществляется опасная деятельность.
Государства принимают надлежащие меры для обеспечения и поддержания соответствующей готовности к чрезвычайным ситуациям в целях ликвидации последствий промышленных аварий. Они обеспечивают принятие мер по обеспечению готовности в целях смягчения трансграничного воздействия таких аварий, а также информируют друг друга о планах действий в чрезвычайных ситуациях. Предполагается, что планы действий в чрезвычайных ситуациях следует регулярно пересматривать с учетом опыта, приобретенного при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Государства обеспечивают предоставление надлежащей информации общественности в районах, которые могут быть затронуты аварией, произошедшей в результате опасной деятельности, а общественности предоставляется также возможность участвовать в соответствующих процедурах для выражения ее мнений.
Помимо этого на основе взаимности стороны предоставляют физическим или юридическим лицам, которые испытывают или могут испытать на себе вредное трансграничное воздействие промышленной аварии на территории какой-либо стороны, одинаковый доступ к соответствующим административным и судебным процедурам, что и лицам, находящимся в пределах действия их собственной юрисдикции.
В случае возникновения или неминуемой угрозы возникновения трансграничной промышленной аварии стороны уведомляют
06 этом друг друга на соответствующих уровнях через системы уведомления. В случае промышленной аварии или ее угрозы стороны обеспечивают как можно скорее принятие адекватных мер по ликвидации последствий, используя при этом наиболее эффективные методы ограничения воздействия или сведения его к минимуму.
Также нужно отметить, что каждая сторона назначает или создает один или несколько компетентных органов и пункты связи как для уведомления об авариях, так и для целей взаимной помощи.
Россия подписала Конвенцию 18 марта 1992 г., для нее она вступила в силу в 1993 г.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте была принята в 1991 г. в г. Эспо (Финляндия). Она является многосторонним договором, определяющим права и обязанности государств по процедурным вопросам в связи с трансграничным воздействием на окружающую среду.
Участники: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, США, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и ЕЭС. Россия подписала Конвенцию 6 июня 1991 г., вступила в силу в 1997 г.
В Конвенции учитывается взаимосвязь между различными видами экономической деятельности и их экологическими последствиями. Целью Конвенции является разработка упреждающей политики предотвращения, уменьшения и мониторинга значительного вредного воздействия на окружающую среду как в целом, так и в трансграничном контексте.
Под «планируемой деятельностью» в Конвенции понимается любая деятельность или любое существенное изменение в той или иной деятельности, требующее принятия решения компетентным органом в соответствии с применимой национальной процедурой. «Оценка воздействия на окружающую среду» означает национальную процедуру оценки возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.
«Воздействие» означает любые последствия планируемой деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами.
«Трансграничное воздействие» означает любое воздействие, не только глобального характера, в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной стороны, вызываемое планируемой деятельностью, физический источник которого расположен полностью или частично в пределах района, подпадающего под юрисдикцию другой стороны.
Стороны в индивидуальном или коллективном порядке принимают все надлежащие эффективные меры по предотвращению значительного вредного трансграничного воздействия в результате планируемой деятельности, а также по его уменьшению и контролю за ним.
Каждая сторона принимает необходимые законодательные, административные или другие меры для осуществления положений Конвенции. Сторона происхождения воздействия обеспечивает, чтобы его оценка проводилась до принятия решения о санкционировании или осуществлении планируемого вида деятельности. Сторона происхождения предоставляет общественности в районах, которые, по всей вероятности, будут затронуты, возможность принять участие в соответствующих процедурах оценки воздействия планируемой деятельности и обеспечивает, чтобы данная возможность была равноценна возможности, предоставляемой общественности стороной происхождения.
Сторона происхождения уведомляет сторону, которая может быть затрагиваемой стороной, в отношении планируемого вида деятельности как можно скорее и не позднее, чем она проинформирует общественность собственной страны. Уведомление должно содержать: информацию о планируемой деятельности, включая информацию о возможном трансграничном воздействии; информацию о характере возможного решения; указание разумного срока, в течение которого требуется дать ответ.
Стороны проводят консультации в отношении потенциального трансграничного воздействия планируемой деятельности и мер по уменьшению или устранению воздействия, а также обеспечивают, чтобы в окончательном решении по планируемой деятельности должным образом были учтены результаты оценки воздействия.
Секретариатские функции возложены на Исполнительного секретаря ЕЭК.
В 1990 г. под эгидой ЕЭК ООН была заключена Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ). Конвенция устанавливает единообразные правила, обеспечивающие соответствующее и скорейшее возмещение ущерба, причиненного при перевозе опасных грузов. На 1 января 2004 г. Россия в Конвенции не участвовала.
«Опасные грузы» означают любое вещество или предмет, которое либо указано в классах Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), либо предусмотрено в одной из сводных рубрик этих классов, или подпадает под действие положений этого Соглашения.
Одним из значений термина «ущерб» являются потери или убытки в результате загрязнения окружающей среды, вызванного опасными грузами, при условии, что возмещение за ущерб, нанесенный окружающей среде, за исключением потери прибыли в связи с таким ущербом, ограничивается затратами на разумные меры по восстановлению, которые были или будут приняты.
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) было заключено в 1957 г. и в последующем регулярно пересматривалось, в частности в 1975 и 1998 гг. Термин «международная перевозка» означает всякую перевозку, производимую через территории по крайней мере двух договаривающихся сторон при помощи транспортных средств.
В рамках ДОПОГ большинство европейских стран согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов и отходов по своим территориям и через границы.
Россия является участником ДОПОГ.