Культура Казахстана на современном этапе(образование, наука, музыка, театр и кино)
Ценность культуры и в том, что она, как и геогр.пол.гос-ва, является прямым отражением уникальности и сущности страны. К-ра - это уникальное качество страны. В К-не ощущается дефицит учреждений , дающих образование в сфере искусства и культуры: Академия искусств с напр.изобразительное искусство, театр, кино и тележурналистика, хореогр-ое училище и три художественных колледжа – два в Алматы и одно в Шымкенте. К этому перечню можно отнести и факультет дизайна в Каз.гос.академии стр-ва и архитектуры. Кроме этого существуют несколько муз.школ, муз.училище и Гос.консерватория. В то же время оказывается большая поддержка образовательным учреждениям технической направленности, что свидетельствует о нехватке рабочих кадров в стране. В этом году практически вдвое увеличено количество образовательных грантов на технические специальности. При несомненной остроте и социальной направленности эти работы, снятые на местном материале и использовавшие казахские ментальные архетипы, апеллировали к общечеловеческим ценностным категориям. Это, а также особая художественная стилистика и высокое профессиональное мастерство сразу же вывело фильмы "новой волны" на широкую международную арену. Каз. кинематографисты получали престижные призы на многих международных фестивалях, их приглашали к сотрудничеству известные студии и продюсерские центры. Сегодня "новая волна" испытывает первые признаки кризиса, когда одни из ее ярких представителей, такие как Рашид Нугманов, все еще продолжают творить в "западном ключе". Другие, такие как Абай Карпыков "ушли" исследовать российскую ментальность. Третьи, продолжают рефлексировать на тему прошлого, а четвертые подались на коммерческий рынок. В стране предостаточно авторов с интересными мыслями, идеями, сюжетами, подходами. Но, поскольку в Казахстане нет специального образования в области литературы, их работы часто не выстроены, грешат тяжестью стилистики и т.д. Сегодня государство значительно сократило финансирование театров. Нехватка финансирования в этой области искусства сильно тормозит его развитие. Театры вынуждены сдавать часть своих помещений в аренду, для того, чтобы обеспечить, например, ремонт здания. Почти невозможно обновление реквизита и сценического оборудования, нет возможностей для гастрольных поездок. Возникают проблемы с новым репертуаром, т.к. работа авторов должна быть оплачена. Чтобы привлечь зрителя, театры снизили плату за билеты, но полученные суммы никак не покрывают их потребностей. Экспериментальные формы театрального искусства отсутствуют. Отдельные робкие попытки поисков не развились из-за отсутствия профессионального и общественного интереса, не говоря о финансовой стороне, поскольку даже самый скромный реквизит требует значительных затрат. В 90 х гг. в Казахстане сложилось мнение о порочности отраслевого управления наукой в стране, основанное на его некоторых объективных недостатках. Но вместо устранения этих недостатков и развития комплексного отраслевого и межотраслевого централизованного руководства утвердился приоритет межотраслевого. Прямые бюджетные ассигнования на науку стали поступать через Министерство науки, минуя большинство министерств и ведомств. В Казахстане достаточно активно развивается музыкальная индустрия. Существуют конкурсы для помощи талантливым исполнителям завоевания внимания слушателей. Многие казахстанские исполнители известны и за рубежом. Например, группы А-Студио, Мюзикола и Батырхан Шукенов. Популярностью пользуются и заслуженные артисты Казахстана - Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Нагима Искалиева, Бибигуль Тулегенова. Главным музыкальным фестивалем (поп-музыка) Казахстана является "Азия дауысы" ("Голос Азии"), который существует больше десяти лет. Он проходит каждый год в начале августа в течение 3-5 дней на знаменитом высокогорном катке "Медео". Такой своеобразный аналог "Евровидения". Главная его цель - давать шанс молодым "звездам", открывать новые таланты среди участников разных стран. Изначально фестиваль задумывался для популяризации восточной музыки. Но число стран-участников с каждым годом увеличивается, и одним только Востоком уже давно перестали ограничиваться. Да и среди победителей - то ирландцы, то испанцы, то еще кто-нибудь. В качестве почетных гостей мероприятия выступают знаменитости со всего мира.
89.Стратегия развития международной безопасности (по книге Н.А. Назарбаева *Критическое десятилетие*).
Издание «Критическое десятилетие» вышло отдельной книгой в 2003 году в издательстве «Атамура». Книга состоит из четырех глав, введения и заключения. В книге автор предлагает основные принципы, которых страны должны придерживаться по вопросам международной безопасности. 1 – принцип мирного сосуществования, 2 – принцип взаимного уважения, 3 – принцип доверия, 4 – принцип равенства. Значительное место в книге Назарбаев отводит теме безопасности. Большое значение имеет территориальное расположение К-на, демограф. фактор и транзитный хар-р соврем. Каз.общ-ва. Автор дает анализ проведенным мероприятиям РК за годы независимости по вопросам международной безопасности. Например, в 2001 году в Ереване был образован «Союз безопасности», куда вошли Россия, К-н, Кырг-н, Тадж-н. Позднее присоединились Армения, Белоруссия. Образ. 4 батальона численностью 1500 человек. В 2002 году в Алматы состоялся Первый Саммит азиатских стран по борьбе с экстремизмом. В 2003 году в Алматы прошел II Азиатский медиафорум по б-бе с междунар.коррупцией и терроризмом. В 2003 году в Алматы прошло заседание парламента Ассамблеи народов РК по вопросам безоп-ти. С 2002 года функционирует таможенный совет евроазиатских стран. Далее автор дает анализ так называемому религиозному экстремизму, т.к., к примеру, в Казахстане существует более 3000 религиозных организаций и направлений.Так как Казахстан является зоной преимущественного распространения ислама, автоматически становится объектом для проникновения исламистских организаций, ставящих своей целью отмену советского строя, установление «исламского порядка».Другой разновидностью терроризма является воинствующий национализм. Глобализация в обл. к-ры и нравов делает общество податливым для идеологического взаимодействия.Книга «Критическое десятилетие» призывает к осознанию серьезности этих проблем, что требует усиление административных мер, профиклатике в культурное сфере. Одна из глав новой книги посвящена Каспийскому морю. Регион Каспия рассматривается как важный не только потому, что здесь есть нефть, но и потому, что это зона потенциального конфликта. Азия вообще регион, где больше всего живет людей, больше всего сосредоточено мировых запасов минеральных ресурсов и больше всего существующего потенциала для конфликтов. В К-не существует также демогр. опасность. Б-ую угрозу без-ти составляет также тема наркомании и наркоторговли. Назарбаев видит решение этой проблемы в консолидации усилий правоохранительныз органов всех соседних государств, в создании единой борьбы. В этом – основа нашего исторического оптимизма и безоп. в «критическое десятилетие», нац., регион. и глоб.буд.