Антипов В. С. Типология политики просвещенного абсолютизма

Проблемы, концепции, дискуссии

Ч. 2.

Волгоград 2015

ББК 63.3 (2) 4

П 81

Научный редактор

кандидат исторических наук В.В.Ведерников

Рецензенты: кандидат исторических наук Н.Н.Виноградова

кандидат исторических наук Г.И.Хвостова

Печатается по решению редакционно-издательского

совета ВГИИК

Пронина И.А.

П 81 История: проблемы, концепции, дискуссии. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. - 155 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Примерной программой дисциплины «История», разработанной на основе государственного образовательного стандарта третьего поколения для высших учебных заведений. Включает историографические обзоры, фрагменты научных работ историков и научно-популярных статей по истории и рекомендуется для студентов социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки.

ББК 63.3 (2) 4     © Пронина И.А., 2015 © ВГИИК, 2015 © Волгоградское научное издательство, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Дискуссия об определении абсолютизма……………………………………

2. Освещение петровских реформ в современной

отечественной историографии …….…………………………

3. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России……………………………………………………………………………

4. Современная историография о революции

в России в 1917 году…………………………………………………………....

5. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии……………

6. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг…………

Глоссарий…………………………………………………….…………………..

РАЗДЕЛ 1.

Дискуссия об определении абсолютизма

Антипов В. С. Типология политики просвещенного абсолютизма

// С. 217-241

Характерной особенностью европейской жиз­ни последних десятилетий XVII — начала XIX вв. являлось проведение многочисленными большими и малыми государствами политики просвещенно­го абсолютизма. Это была политика реформ, осу­ществлявшихся в целях модернизации институтов феодального общества, их приспособления к наи­более назревшим потребностям развивающихся капиталистических отношений. Реформы явля­лись «объективно буржуазными преобразованиями, проводившимися дворянскими (абсолютистскими) режимами» и представляли один из конкретно-исторических вариантов «реформ сверху». Они про­водились бюрократическим аппаратом абсолютист­ских монархий, носили патерналистский характер. …

Современниками этой политики для ее наиме­нования часто использовалось понятие «легальный деспотизм» («законный деспотизм», «законная мо­нархия»). Впервые оно было употреблено француз­ским физиократом П. П. Мерсье де Ла Ривьером в книге «Естественный и необходимый порядок обще­ственных учреждений», где он доказывал, что только сильная абсолютистская власть способна обеспечить успешное реформирование общества. Термин «про­свещенный абсолютизм», так же как и используемый большинством зарубежных учёных синонимичный «просвещенный деспотизм», появился позднее в тру­дах немецких историков первой половины XIX в. Ф. Шлоссеру и другим учёным либеральной школы Гейдельбергского университета в Баденском герцог­стве политика просвещенного абсолютизма представ­лялась востребованной и в XIX в. Особое внимание они сосредотачивали на освещении деятельности Фридриха Великого, образцового, по их мнению, просвещенного монарха.

….Не утихают в современном российском обществе споры о сравнительных пре­имуществах и негативных сторонах революционного и эволюционного (реформистского) путей развития. Господствовавшая в советском обществе методология исторического материализма отдавала безусловное преимущество социальным революциям — «локо­мотивам истории». Реформы рассматривались как используемое эксплуататорскими классами средство отвлечения народных масс от единственно правиль­ного пути революционных преобразований «путём уступок, приемлемых для угнетателей без уничтоже­ния их власти».

…Боль­шинство современных отечественных исследователей считают реформы как метод преобразований более эффективными, чем революции, сопровождающиеся человеческими и материальными потерями, заверша­ющиеся установлением диктаторских режимов.

К настоящему времени по проблемам политики просвещенного абсолютизма накоплена значитель­ная отечественная литература. От дореволюционных лет остались фундаментальные исследования русских учёных Н.И. Кареева и П.П. Митрофанова, других авторов. В советские годы реформы просвещенного абсолютизма специально не изучались, проблемы, связанные с ними затрагивались в трудах, посвящен­ных истории отдельных стран. В 1990-е-2000-е гг. поя­вилось несколько значительных исследований, посвя­щенных истории реформ в России. Обобщающие работы по истории политики просвещенного абсо­лютизма зарубежных стран российскими историками пока не созданы.

За рубежом имеется немало обобщающих иссле­дований, в том числе П. Вошера, Ф. Блюша, Л. Гершоу, Ж.Мейера. В 1985 г. в Париже и Будапеште вышла коллективная публикация «Просвещенный абсолютизм», подготовленная по материалам специ­ально проведенного коллоквиума венгерскими исто­риками при участии выдающегося французского ис­следователя А. Собуля.

Накопленные конкретно-исторические и тео­ретические материалы позволяют использовать для анализа политики просвещенного абсолютизма ме­тод типологии. …. Типо­логия опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, поиск надёжных способов их идентификации. стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности». Понятие «типология» может обозначать так же ре­зультат типологического описания и сопоставления. ….

Можно выделить следующие направления типо­логического анализа политики просвещенного абсо­лютизма:

Типология реформ по характеру и направлен­ности.

Типология реформ по времени проведения (хронологическому принципу).

Типология национальных моделей.

Типология реформ просвещенного абсолю­тизма по характеру и направленности.

Структурные реформы. Затрагивали в отдель­ных сферах общественной жизни коренные устои феодального общества. По сферам преобразований структурные реформы можно разделить на полити­ко-административные, церковные, юридические и судебные, экономические, крестьянские, в областях образования и культуры, в военном деле и т. д.

Это ключевой тип реформ политики просвещен­ного абсолютизма; соответственно, они выступают и основным предметом внимания при ее изучении. Структурные реформы задевали сущностные инте­ресы различных социальных слоёв, содействовали развитию товарно-денежных отношений, расшаты­вали и модернизировали устойчивые традицион­ные связи феодального общества, обеспечивавшие в течение предшествующих столетий его целостность и тождественность. …В то же время структурные реформы не задевали сам принцип аб­солютистского правления, проводимые администра­тивные преобразования сводились к реорганизаци­ям управленческого аппарата. Сами просвещенные монархи и министры мыслили проведение реформ только при условии сохранения и укрепления абсо­лютистской власти. …Высокопоставленные реформаторы в свою очередь стремились предстать защитниками интересов все­го населения. Отсюда столь часто встречающиеся в их текстах декларативные высказывания об «общем благе», «государе — слуге подданных». ….

Иногда по отношению к наиболее значитель­ным из структурных реформ употребляют выраже­ние «революция сверху», а таких реформаторов, как Петр I и Иосиф II, называют «революционерами на троне». … Такой подход, стирающий грань между социальной революцией и реформой, нам представляется ошибочным. Ибо ис­чезает главное отличие между ними, заключающееся в том, что реформы осуществляются элитами, нахо­дящимися у власти в интересах старых господствую­щих слоев, а при революции новые социальные силы завоевывают государственную власть, устанавливают свое политическое господство. С нашей точки зрения преобразования Иосифа II не могут быть названы ре­волюционными, они являлись реформами, проводи­мыми радикально и масштабно.

Структурные реформы эпохи просвещенного абсолютизма осуществлялись в условиях отсутствия непосредственной угрозы социальной революции. Они вызывались потребностями эволюционного развития …..Никакие социаль­ные революции не угрожали в конце XVII — первой половине XVIII вв. странам, где начинались реформы просвещенного абсолютизма. Действовала иная сово­купность объективных и субъективных причин. Пе­речислим важнейшие из них в порядке значимости:

1. Неуклонное развитие в недрах феодального общества капиталистического уклада.

2. Возрастание влияния буржуазии.

3. Необходимость преодоления экономической нестабильности.

4. Стремление ликвидировать отсталость от стран передового ядра «мира — экономики».

5. Необходимость поддержания социальной и политической устойчивости.

6. Пропаганда просветителей.

7. Распространение в массовом сознании пред­ставлений о насущной потребности преобразований.

8. Деятельность просвещенных монархов.

Сравнительно легко структурные реформы про­водились в надстроечных сферах: религиозной, пра­вовой, образовательной, культурной. Наиболее труд­но — в базисных (экономических и социальных), где встречали особенно сильное сопротивление привиле­гированных социальных слоёв.

Примерами структурных реформ могут служить аграрные реформы Марии Терезии и Иосифа II в Ав­стрии, секуляризационные и административные ре­формы Екатерины II в России, судебные в Пруссии, экономические в Испании и т. д.

Структурные реформы обычно проходили вол­нами, чередуясь с периодами застоя и контрреформ.

Комплексные реформы. Особняком в длинном списке реформ просвещенного абсолютизма стоят две попытки (А. Р. Тюрго во Франции, Пьетро Леопольдо в Тоскане) начать реформы более глубокие, чем структурные. Речь идёт о так называемых комплекс­ных реформах. Преобразования этого типа предус­матривают трансформирование основ общественной системы, коренным образом меняют общественные отношения, условия экономической деятельности, ориентированы на новые формы власти. Обе попыт­ки были остановлены на стадиях проектирования вследствие сопротивления консерваторов, нежелания правящих элит идти на компромиссы.

Остановимся подробнее на попытке начала ком­плексной реформы в Великом герцогстве Тосканском. В начале 1780-х гг. высокопоставленным чиновником Ф. Джанни при поддержке герцога Пьетро Леопольдо был подготовлен проект реформы государствен­ного управления, направленный на постепенный переход к конституционной монархии, значитель­ное расширение круга лиц, участвующих в выборах представительных органов. В тщательно разработан­ном документе предусматривалось создание общего­сударственной ассамблеи, формируемой провинци­альными ассамблеями, в свою очередь избираемыми коммунальными советами. Оставаясь совещательным органом при великом герцоге, ассамблея, тем не ме­нее, наделялась правом законодательной инициа­тивы, контроля над исполнением государственного бюджета. Критика проекта Джанни консервативны­ми кругами заставляла Пьетро Леопольдо вновь и вновь откладывать его осуществление. А затем одно за другим произошли события, окончательно сняв­шие вопрос о конституционном управлении. В 1790 г. Пьетро Леопольдо сменил на австрийском престоле умершего Иосифа II и покинул Тоскану. В апреле 1792 г. началась война революционной Франции с ев­ропейскими монархиями, слабая Тоскана неотврати­мо втягивалась в орбиту развертывающихся междуна­родных конфликтов. Наконец, в августе того же года потерпела крах конституционная монархия во Фран­ции, установленная в начальный период революции. Парижские события наглядно демонстрировали, что конституционные эксперименты смертельно опасны для самого принципа абсолютизма. Проект конститу­ционной монархии в Тоскане канул в небытие.

Аналогичная судьба ожидала и один из наибо­лее замечательных замыслов Тюрго, направленный на создание представительных органов, основанных на выборном начале. …..

Контрреформы. Проводились в большинстве стран просвещенного абсолютизма. Характеризова­лись остановкой реформ и частичной их отменой. При контрреформах происходил отказ от некоторых преобразований, достигнутых в ходе предшествую­щих структурных реформ. Причина этого в том, что часто реформаторы как бы «забегали вперед», опере­жая уровень готовности к переменам, достигнутый социумом. В ходе интенсивно проводимых реформ возникал клубок новых противоречий, возрастала нестабильность общества, накапливалась усталость народных масс. Это позволяло консервативным соци­альным силам сравнительно легко проводить контр­реформы. Но полностью вернуться к прошлому не удавалось никогда, всегда какая-то часть изменений, происшедших в ходе предшествующих структурных реформ оставалась неотъемлемой частью жизни об­щества.

Контрреформы обычно осуществлялись в двух вариантах. Во-первых, путем стагнации (приостанов­ки) реформ. Так происходило в России в последние годы жизни Екатерины II и при Павле, после Фри­дриха Великого в Пруссии, когда его сменил Фридрих Вильгельм III. Во-вторых, через отмену предыдущих реформ, воинствующее их отрицание, возвращение назад. Таковы контрреформы последнего десятилетия XVIII в. в Испании, в Дании после ареста и казни ра­дикального реформатора Ф. Струензе, в Португалии после отстранения от власти маркиза С. Ж. Помбала.

Типология реформ просвещенного абсолю­тизма по времени проведения (хронологическому принципу).

При изложении конкретного материала по исто­рии политики просвещенного абсолютизма можно выделить следующие этапы.

1. Предреформы. Это период начальных преоб­разований, поиска путей их проведения. Для обосно­вания этих реформ использовались идеи ранних про­светителей (С. Пуфендорфа, Х. Вольфа). К ним могут быть отнесены реформы Петра I и Елизаветы Пет­ровны в России, Фридриха Вильгельма I в Пруссии, Филиппа V и Фердинанда VI в Испании. Понятие «предреформизм» давно используется испанскими историками относительно реформ, начатых первыми монархами династии Бурбонов, сменившими в нача­ле XVIII в. на испанском троне Габсбургов.

2. Классические (зрелые) структурные реформы просвещенного абсолютизма (Фридриха II, Марии Терезии, Иосифа II, Екатерины II, Карла III, Густава III и т. д.). Осуществлялись в непосредственном контакте с деятелями зрелого Просвещения.

3. Контрреформы.

4. Постреформы. Продолжение в отдельных стра­нах, доведение до конца прерванных реформ эпохи классического просвещенного абсолютизма. Таковы реформы Александра I раннего периода его царство­вания, Г.Штерна — К. Гарденберга в Пруссии, Кадисского парламента в Испании. Дания даёт нам при­мер того, как «неумолимые законы развивающегося капитализма» буквально принуждают властные струк­туры, феодальные по своему происхождению вновь на­чинать прерванные преобразования. Реформы Струензе 1770-1772 гг. были насильственно остановлены реакционерами, почти полностью отменены. Однако в конце XVIII — начале XIX вв. возобновляются реформы, получившие название «великих», радикальные и после­довательные, в результате которых было постепенно от­менено крепостное право.

Проведение постреформ просвещенного абсо­лютизма происходило в годы постепенного перерас­тания абсолютистских государств в буржуазные мо­нархии. Постреформы сливались с начинавшимися буржуазными реформами. Сильное влияние на них оказали идеи и практика первого (конституционно- монархического) этапа Великой французской рево­люции. ….

Стадии предреформ, классических реформ, контрреформ, постреформ, временные перерывы в проведении преобразований прослеживаются прак­тически в каждой стране, проводившей политику просвещенного абсолютизма. Вот какой ритм, напри­мер, имели преобразования в Пруссии.

1640-1740 гг. Предреформы великого курфюрста Фридриха Вильгельма, королей Фридриха I и Фри­дриха Вильгельма I.

1740-1786 гг. Структурные реформы Фридри­ха II Великого. Дважды замедлялись в ходе Войны за Австрийское наследство и Семилетней войны.

1786-1797 гг. Контрреформы. Эдикты Фридриха Вильгельма II увеличили крестьянские повинности, в том числе размеры барщины. Дух Просвещения изго­нялся из университетов, была введена строгая цензу­ра, свобода совести ограничивалась. Новые реформы не проводились.

1797-1814 гг. Постреформы. Сложная междуна­родная обстановка, тяжелейшие поражения в войнах с Францией вынудили прусские власти вновь начать реформы. В 1799 г. домениальным крестьянам бар­щина была заменена денежными выплатами. Кре­стьянская реформа 1807-1811 гг., ликвидировавшая крепостное право, заложила основы «прусского пути» развития агарных отношений.

Наши рекомендации