Антипов В. С. Типология политики просвещенного абсолютизма
Проблемы, концепции, дискуссии
Ч. 2.
Волгоград 2015
ББК 63.3 (2) 4
П 81
Научный редактор
кандидат исторических наук В.В.Ведерников
Рецензенты: кандидат исторических наук Н.Н.Виноградова
кандидат исторических наук Г.И.Хвостова
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ВГИИК
Пронина И.А.
П 81 История: проблемы, концепции, дискуссии. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. - 155 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Примерной программой дисциплины «История», разработанной на основе государственного образовательного стандарта третьего поколения для высших учебных заведений. Включает историографические обзоры, фрагменты научных работ историков и научно-популярных статей по истории и рекомендуется для студентов социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки.
ББК 63.3 (2) 4 | © Пронина И.А., 2015 © ВГИИК, 2015 © Волгоградское научное издательство, 2015 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Дискуссия об определении абсолютизма……………………………………
2. Освещение петровских реформ в современной
отечественной историографии …….…………………………
3. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России……………………………………………………………………………
4. Современная историография о революции
в России в 1917 году…………………………………………………………....
5. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии……………
6. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг…………
Глоссарий…………………………………………………….…………………..
РАЗДЕЛ 1.
Дискуссия об определении абсолютизма
Антипов В. С. Типология политики просвещенного абсолютизма
// С. 217-241
Характерной особенностью европейской жизни последних десятилетий XVII — начала XIX вв. являлось проведение многочисленными большими и малыми государствами политики просвещенного абсолютизма. Это была политика реформ, осуществлявшихся в целях модернизации институтов феодального общества, их приспособления к наиболее назревшим потребностям развивающихся капиталистических отношений. Реформы являлись «объективно буржуазными преобразованиями, проводившимися дворянскими (абсолютистскими) режимами» и представляли один из конкретно-исторических вариантов «реформ сверху». Они проводились бюрократическим аппаратом абсолютистских монархий, носили патерналистский характер. …
Современниками этой политики для ее наименования часто использовалось понятие «легальный деспотизм» («законный деспотизм», «законная монархия»). Впервые оно было употреблено французским физиократом П. П. Мерсье де Ла Ривьером в книге «Естественный и необходимый порядок общественных учреждений», где он доказывал, что только сильная абсолютистская власть способна обеспечить успешное реформирование общества. Термин «просвещенный абсолютизм», так же как и используемый большинством зарубежных учёных синонимичный «просвещенный деспотизм», появился позднее в трудах немецких историков первой половины XIX в. Ф. Шлоссеру и другим учёным либеральной школы Гейдельбергского университета в Баденском герцогстве политика просвещенного абсолютизма представлялась востребованной и в XIX в. Особое внимание они сосредотачивали на освещении деятельности Фридриха Великого, образцового, по их мнению, просвещенного монарха.
….Не утихают в современном российском обществе споры о сравнительных преимуществах и негативных сторонах революционного и эволюционного (реформистского) путей развития. Господствовавшая в советском обществе методология исторического материализма отдавала безусловное преимущество социальным революциям — «локомотивам истории». Реформы рассматривались как используемое эксплуататорскими классами средство отвлечения народных масс от единственно правильного пути революционных преобразований «путём уступок, приемлемых для угнетателей без уничтожения их власти».
…Большинство современных отечественных исследователей считают реформы как метод преобразований более эффективными, чем революции, сопровождающиеся человеческими и материальными потерями, завершающиеся установлением диктаторских режимов.
К настоящему времени по проблемам политики просвещенного абсолютизма накоплена значительная отечественная литература. От дореволюционных лет остались фундаментальные исследования русских учёных Н.И. Кареева и П.П. Митрофанова, других авторов. В советские годы реформы просвещенного абсолютизма специально не изучались, проблемы, связанные с ними затрагивались в трудах, посвященных истории отдельных стран. В 1990-е-2000-е гг. появилось несколько значительных исследований, посвященных истории реформ в России. Обобщающие работы по истории политики просвещенного абсолютизма зарубежных стран российскими историками пока не созданы.
За рубежом имеется немало обобщающих исследований, в том числе П. Вошера, Ф. Блюша, Л. Гершоу, Ж.Мейера. В 1985 г. в Париже и Будапеште вышла коллективная публикация «Просвещенный абсолютизм», подготовленная по материалам специально проведенного коллоквиума венгерскими историками при участии выдающегося французского исследователя А. Собуля.
Накопленные конкретно-исторические и теоретические материалы позволяют использовать для анализа политики просвещенного абсолютизма метод типологии. …. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, поиск надёжных способов их идентификации. стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности». Понятие «типология» может обозначать так же результат типологического описания и сопоставления. ….
Можно выделить следующие направления типологического анализа политики просвещенного абсолютизма:
Типология реформ по характеру и направленности.
Типология реформ по времени проведения (хронологическому принципу).
Типология национальных моделей.
Типология реформ просвещенного абсолютизма по характеру и направленности.
Структурные реформы. Затрагивали в отдельных сферах общественной жизни коренные устои феодального общества. По сферам преобразований структурные реформы можно разделить на политико-административные, церковные, юридические и судебные, экономические, крестьянские, в областях образования и культуры, в военном деле и т. д.
Это ключевой тип реформ политики просвещенного абсолютизма; соответственно, они выступают и основным предметом внимания при ее изучении. Структурные реформы задевали сущностные интересы различных социальных слоёв, содействовали развитию товарно-денежных отношений, расшатывали и модернизировали устойчивые традиционные связи феодального общества, обеспечивавшие в течение предшествующих столетий его целостность и тождественность. …В то же время структурные реформы не задевали сам принцип абсолютистского правления, проводимые административные преобразования сводились к реорганизациям управленческого аппарата. Сами просвещенные монархи и министры мыслили проведение реформ только при условии сохранения и укрепления абсолютистской власти. …Высокопоставленные реформаторы в свою очередь стремились предстать защитниками интересов всего населения. Отсюда столь часто встречающиеся в их текстах декларативные высказывания об «общем благе», «государе — слуге подданных». ….
Иногда по отношению к наиболее значительным из структурных реформ употребляют выражение «революция сверху», а таких реформаторов, как Петр I и Иосиф II, называют «революционерами на троне». … Такой подход, стирающий грань между социальной революцией и реформой, нам представляется ошибочным. Ибо исчезает главное отличие между ними, заключающееся в том, что реформы осуществляются элитами, находящимися у власти в интересах старых господствующих слоев, а при революции новые социальные силы завоевывают государственную власть, устанавливают свое политическое господство. С нашей точки зрения преобразования Иосифа II не могут быть названы революционными, они являлись реформами, проводимыми радикально и масштабно.
Структурные реформы эпохи просвещенного абсолютизма осуществлялись в условиях отсутствия непосредственной угрозы социальной революции. Они вызывались потребностями эволюционного развития …..Никакие социальные революции не угрожали в конце XVII — первой половине XVIII вв. странам, где начинались реформы просвещенного абсолютизма. Действовала иная совокупность объективных и субъективных причин. Перечислим важнейшие из них в порядке значимости:
1. Неуклонное развитие в недрах феодального общества капиталистического уклада.
2. Возрастание влияния буржуазии.
3. Необходимость преодоления экономической нестабильности.
4. Стремление ликвидировать отсталость от стран передового ядра «мира — экономики».
5. Необходимость поддержания социальной и политической устойчивости.
6. Пропаганда просветителей.
7. Распространение в массовом сознании представлений о насущной потребности преобразований.
8. Деятельность просвещенных монархов.
Сравнительно легко структурные реформы проводились в надстроечных сферах: религиозной, правовой, образовательной, культурной. Наиболее трудно — в базисных (экономических и социальных), где встречали особенно сильное сопротивление привилегированных социальных слоёв.
Примерами структурных реформ могут служить аграрные реформы Марии Терезии и Иосифа II в Австрии, секуляризационные и административные реформы Екатерины II в России, судебные в Пруссии, экономические в Испании и т. д.
Структурные реформы обычно проходили волнами, чередуясь с периодами застоя и контрреформ.
Комплексные реформы. Особняком в длинном списке реформ просвещенного абсолютизма стоят две попытки (А. Р. Тюрго во Франции, Пьетро Леопольдо в Тоскане) начать реформы более глубокие, чем структурные. Речь идёт о так называемых комплексных реформах. Преобразования этого типа предусматривают трансформирование основ общественной системы, коренным образом меняют общественные отношения, условия экономической деятельности, ориентированы на новые формы власти. Обе попытки были остановлены на стадиях проектирования вследствие сопротивления консерваторов, нежелания правящих элит идти на компромиссы.
Остановимся подробнее на попытке начала комплексной реформы в Великом герцогстве Тосканском. В начале 1780-х гг. высокопоставленным чиновником Ф. Джанни при поддержке герцога Пьетро Леопольдо был подготовлен проект реформы государственного управления, направленный на постепенный переход к конституционной монархии, значительное расширение круга лиц, участвующих в выборах представительных органов. В тщательно разработанном документе предусматривалось создание общегосударственной ассамблеи, формируемой провинциальными ассамблеями, в свою очередь избираемыми коммунальными советами. Оставаясь совещательным органом при великом герцоге, ассамблея, тем не менее, наделялась правом законодательной инициативы, контроля над исполнением государственного бюджета. Критика проекта Джанни консервативными кругами заставляла Пьетро Леопольдо вновь и вновь откладывать его осуществление. А затем одно за другим произошли события, окончательно снявшие вопрос о конституционном управлении. В 1790 г. Пьетро Леопольдо сменил на австрийском престоле умершего Иосифа II и покинул Тоскану. В апреле 1792 г. началась война революционной Франции с европейскими монархиями, слабая Тоскана неотвратимо втягивалась в орбиту развертывающихся международных конфликтов. Наконец, в августе того же года потерпела крах конституционная монархия во Франции, установленная в начальный период революции. Парижские события наглядно демонстрировали, что конституционные эксперименты смертельно опасны для самого принципа абсолютизма. Проект конституционной монархии в Тоскане канул в небытие.
Аналогичная судьба ожидала и один из наиболее замечательных замыслов Тюрго, направленный на создание представительных органов, основанных на выборном начале. …..
Контрреформы. Проводились в большинстве стран просвещенного абсолютизма. Характеризовались остановкой реформ и частичной их отменой. При контрреформах происходил отказ от некоторых преобразований, достигнутых в ходе предшествующих структурных реформ. Причина этого в том, что часто реформаторы как бы «забегали вперед», опережая уровень готовности к переменам, достигнутый социумом. В ходе интенсивно проводимых реформ возникал клубок новых противоречий, возрастала нестабильность общества, накапливалась усталость народных масс. Это позволяло консервативным социальным силам сравнительно легко проводить контрреформы. Но полностью вернуться к прошлому не удавалось никогда, всегда какая-то часть изменений, происшедших в ходе предшествующих структурных реформ оставалась неотъемлемой частью жизни общества.
Контрреформы обычно осуществлялись в двух вариантах. Во-первых, путем стагнации (приостановки) реформ. Так происходило в России в последние годы жизни Екатерины II и при Павле, после Фридриха Великого в Пруссии, когда его сменил Фридрих Вильгельм III. Во-вторых, через отмену предыдущих реформ, воинствующее их отрицание, возвращение назад. Таковы контрреформы последнего десятилетия XVIII в. в Испании, в Дании после ареста и казни радикального реформатора Ф. Струензе, в Португалии после отстранения от власти маркиза С. Ж. Помбала.
Типология реформ просвещенного абсолютизма по времени проведения (хронологическому принципу).
При изложении конкретного материала по истории политики просвещенного абсолютизма можно выделить следующие этапы.
1. Предреформы. Это период начальных преобразований, поиска путей их проведения. Для обоснования этих реформ использовались идеи ранних просветителей (С. Пуфендорфа, Х. Вольфа). К ним могут быть отнесены реформы Петра I и Елизаветы Петровны в России, Фридриха Вильгельма I в Пруссии, Филиппа V и Фердинанда VI в Испании. Понятие «предреформизм» давно используется испанскими историками относительно реформ, начатых первыми монархами династии Бурбонов, сменившими в начале XVIII в. на испанском троне Габсбургов.
2. Классические (зрелые) структурные реформы просвещенного абсолютизма (Фридриха II, Марии Терезии, Иосифа II, Екатерины II, Карла III, Густава III и т. д.). Осуществлялись в непосредственном контакте с деятелями зрелого Просвещения.
3. Контрреформы.
4. Постреформы. Продолжение в отдельных странах, доведение до конца прерванных реформ эпохи классического просвещенного абсолютизма. Таковы реформы Александра I раннего периода его царствования, Г.Штерна — К. Гарденберга в Пруссии, Кадисского парламента в Испании. Дания даёт нам пример того, как «неумолимые законы развивающегося капитализма» буквально принуждают властные структуры, феодальные по своему происхождению вновь начинать прерванные преобразования. Реформы Струензе 1770-1772 гг. были насильственно остановлены реакционерами, почти полностью отменены. Однако в конце XVIII — начале XIX вв. возобновляются реформы, получившие название «великих», радикальные и последовательные, в результате которых было постепенно отменено крепостное право.
Проведение постреформ просвещенного абсолютизма происходило в годы постепенного перерастания абсолютистских государств в буржуазные монархии. Постреформы сливались с начинавшимися буржуазными реформами. Сильное влияние на них оказали идеи и практика первого (конституционно- монархического) этапа Великой французской революции. ….
Стадии предреформ, классических реформ, контрреформ, постреформ, временные перерывы в проведении преобразований прослеживаются практически в каждой стране, проводившей политику просвещенного абсолютизма. Вот какой ритм, например, имели преобразования в Пруссии.
1640-1740 гг. Предреформы великого курфюрста Фридриха Вильгельма, королей Фридриха I и Фридриха Вильгельма I.
1740-1786 гг. Структурные реформы Фридриха II Великого. Дважды замедлялись в ходе Войны за Австрийское наследство и Семилетней войны.
1786-1797 гг. Контрреформы. Эдикты Фридриха Вильгельма II увеличили крестьянские повинности, в том числе размеры барщины. Дух Просвещения изгонялся из университетов, была введена строгая цензура, свобода совести ограничивалась. Новые реформы не проводились.
1797-1814 гг. Постреформы. Сложная международная обстановка, тяжелейшие поражения в войнах с Францией вынудили прусские власти вновь начать реформы. В 1799 г. домениальным крестьянам барщина была заменена денежными выплатами. Крестьянская реформа 1807-1811 гг., ликвидировавшая крепостное право, заложила основы «прусского пути» развития агарных отношений.