Избыток (рента) покупателя и продавца
Добровольный обмен взаимовыгоден. Выгода участников обмена выражается понятиями - избыток (рента), излишек потребителя и производителя (иногда их называют излишками покупателя и продавца, что более точно отражает содержание этих понятий).
Избыток покупателей проистекает из того, что они оплачивают все единицы товара по единой рыночной цене, а не по ценам спроса. Он характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара (ΔАРЕЕ на рис. 19.).
Избыток продавцов проистекает из того, что они продают все единой цене, а не по ценам предложения (ΔВРЕЕ на рис. 19.).
Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду (англ. social gain), возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, то есть в связи с существованием рынка (ΔАВЕ).
Рассмотренные понятия могут быть эффективно использованы при разработке государственной налоговой и внешнеэкономической политики, при оценке эффективности сооружения за счет государственного бюджета, объектов инфраструктуры и в ряде других случаев.
Рассмотрим несколько примеров использования этих понятий применительно к проблемам ценообразования и налогообложения.
В результате введения потоварного налога излишек потребителей сократился с площади ΔАР+E1 (рис. 20.). Излишек производителей сократился с площади ΔВРЕЕ до площади ΔВР-С. Правда, часть этих потерь компенсируется поступлениями в госбюджет потоварного налога в сумме, равной площади прямоугольника P+E1CP-. Эти деньги в принципе могут быть использованы государством в интересах тех же потребителей и производителей. Тем не менее, часть потерь, равная площади ΔCE1E, не компенсируется ничем. Она представляет собой чистые потери для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.
Если введение налога вызывает чистые потери, то не приведет ли введение потоварной дотации к чистому общественному выигрышу? Оказывается, что нет.
Излишек потребителей возрос на величину площади трапеции PЕEE1P-, излишек производителей возрос на величину площади трапеции PЕЕСР+ (рис. 21.). Таким образом, суммарный излишек возрос на величину площади фигуры P+CEE1P-. Однако общая сумма дотаций равна площади прямоугольника P+CE1P- и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади ΔСЕE1 Эта величина представляет чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.
Попытаемся оценить изменения в положении потребителей и производителей, вызванные введением правительством фиксированной цены (рис. 22.).
Первоначально излишек потребителей равнялся площади ΔАРЕЕ, излишек производителей - площади ΔВРЕЕ.
Допустим, правительство ввело фиксированную цену Р1. При такой цене возникает товарный дефицит, объем продаж сокращается до Q1. Что касается излишка производителей, то тут все ясно. Он сокращается до площади ΔBP1C. Сложнее обстоит дело с определением излишка потребителей. Величина этого излишка зависит от того, кому именно из покупателей достанется дефицитный товар. Если он достанется покупателям с высокими ценами спроса, то его величина будет больше. Если он достанется покупателям с низкими ценами спроса, то, естественно, его величина окажется меньше. Поэтому необходимо сделать две оценки излишка потребителей: верхнюю и нижнюю, между которыми находится его фактическая величина.
Потребители с высокой индивидуальной ценой спроса представлены точками самой верхней части линии спроса D. Излишек потребителей равен площади трапеции AP1CF. Он может быть как больше, так и меньше излишка потребителей при равновесной цене РЕ. Это зависит от того, площадь какой фигуры больше: прямоугольника РЕRCP, или ΔFRE. В то же время можно однозначно утверждать, что даже если дефицитный товар достанется "богатым" покупателям, суммарный излишек потребителей и производителей в результате введения фиксированной цены сокращается с площади ΔАВЕ до площади трапеции ABCF. Чистые потери общества равны площади ΔCFE.
Потребители с низкой индивидуальной ценой спроса представлены точками отрезка NK линии спроса D. Длина отрезка МК равна объему продаж Q1 и, следовательно, равна длине отрезка P1C. Нижняя оценка излишка потребителей равна, таким образом, площади ΔNMK. Нетрудно убедиться, что она, безусловно, меньше излишка потребителей при равновесной цене. Получается парадоксальный результат. Введение фиксированной цене могло быть продиктовано заботой правительства о потребителях данного товара. Но в итоге излишек, то есть чистая выгода потребителей, может не увеличиться, а сократиться. Так как ΔNMK равен ΔALF, то в этой ситуации чистые потери общества равны площади фигуры LFECP1.
Тесты:
1. Кривая спроса на графике закономерно имеет:
а. отрицательный наклон;
б. положительный наклон;
в. вид горизонтальной линии;
г. вид вертикальной линии.
2. Обратная зависимость между экономическими величинами представляется графически в виде:
а. вертикальной линии;
б. восходящей линии;
в. горизонтальной линии;
г. нисходящей линии.
3. Закон спроса выражает:
а. изменение спроса с ростом дохода;
б. уменьшение спроса с ростом дохода;
в. обратную связь между ценой и величиной спроса;
г. прямую связь между ценой и величиной спроса.
4. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а. возникает излишек товаров;
б. возникает дефицит товаров;
в. падает цена ресурсов;
г. формируется рынок покупателя.
5. Прямая зависимость между экономическими величинами представляется графически в виде:
а. вертикальной линии;
б. горизонтальной линии;
в. нисходящей линии;
г. восходящей линии.
6. Равновесная цена – это цена, при которой:
а. величина предложения и величина спроса уравновешиваются;
б. формируется излишек продукта;
в. существует дефицит продукта;
г. кривая спроса сдвигается влево.
7. Отметьте фактор, не характеризующий детерминанту изменения спроса:
а. число покупателей;
б. потребительские вкусы;
в. снижение цены товара;
г. доход.
8. Отметьте фактор, не характеризующий детерминанту изменений предложения:
а. изменение цены на данный товар;
б. цены на другие товары;
в. технология;
г. цены на ресурсы.
9. Изменение какого фактора не вызовет изменение кривой спроса:
а. численности потребителей;
б. размера национального дохода;
в. вкусов и предпочтений у потребителей;
г. цены товара.
10. Закон предложения характеризует:
а. увеличение предложения продукта с уменьшением спроса;
б. уменьшение предложения продукта с ростом спроса;
в. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого продукта;
г. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого продукта.
11. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:
а. сдвиг кривой спроса вверх;
б. сдвиг кривой предложения вверх;
в. сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;
г. сдвиг кривой предложения вниз.