Как это сказалось на судьбе белого движения? Почему белым не удалось привлечь на свою сторону большинство рабочих и крестьян?
ЗАНЯТИЕ 7. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В РОССИИ (1917 – 1922 ГГ.)
Учебные вопросы:
Россия в Первой мировой войне (1914–1917 гг.).
Революционные потрясения 1917 г. и выбор пути исторического развития.
Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918–1920 гг.).
Темы докладов:
1. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
2. Временное буржуазное правительство.
3. Политические кризисы и их последствия.
4. Николай II и его семья.
5. I-й съезд Советов.
6. Интеллигенция летом и осенью 1917 г.
7. Армия и флот после установления единовластия буржуазии.
8. Российское общество после прихода к власти буржуазии.
9. Военно–революционный комитет: сущность и последствия.
10. Политические портреты: В.И. Ленин, А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий, Л.Г. Корнилов, И.В. Сталин.
11. II-й съезд Советов, его решения и значения.
12. Оценки октябрьских событий 1917 г.
13. Борьба за выход России из Мировой войны.
14. Политика «военного коммунизма» - сущность и последствия.
15. Советская власть и церковь.
16. Политические партии в годы Гражданской войны.
17. Судьбы российской иммиграции.
18. Кто развязал Гражданскую войну?
19. Вооруженная интервенция войск «Антанты» и Японии.
Время для доклада – 10-15 минут.
Литература:
Основная литература
1.История Россиив новейшее время, 1985-2009 гг.: учебник для бакалавров вузов/ [А. Б. Безбородов и др.]; отв. ред. А. Б. Безбородов; РГГУ. - М., 2010.
2. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века: в 2 кн.: учебник / ред. Э. М. Щагин. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008.
3. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для студ. вузов, бакалавров / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; ред. Н. И. Павленко. - 5-е изд. - М., 2011.
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; ред. А. Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2010.
5. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. - М., 2008.
Дополнительная литература
1. Дворниченко А.Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - М.: Проспект, 2007.
2. Зуев М.Н. История России: учебное пособие / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007.
3. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. - 3-изд., перераб. и доп. - М., 2006.
4. История России: В 2 т.: учебное пособие. Т. 1. С древнейших времён до конца XVIII в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин; ред. А. Н. Сахаров. - М., 2007.
5. История Россиис древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; Под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2009.
6. Отечественная история. / Учебник. / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007.
Рекомендованные интернет-ресурсы
1. http://www.history.ru
2. http://www.allrus.info
3. http: //www.hrono.ru
4. http: //www.istorijarossii.narod.ru
5. http: //www.istoria.ru
6. http: //www.sovetika.ru
7. http: //www.praviteli.org
Методические указания студентам по подготовке к семинару
А) Общие указания
1) Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспекта лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно отрабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.
Каждый обучаемый при необходимости может подготовить в своем конспекте краткие ответы (тезисы) на вопросы семинарского занятия. Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура ответа на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. Продолжительность ответов на вопросы задания - до 10 минут.
2) Знать ответы на контрольные вопросы (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на контрольные вопросы.
Выполнить в своих конспектах практические задания (пп. №6 и 8) указанных в разделе «Контрольные вопросы и практические задания».
3) Подготовиться к дискуссии по логическим заданиям и проблемным вопросам (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на логические задания и проблемные вопросы)
Б) Методические рекомендации при подготовке ответов на вопросы семинарского занятия
Первый вопрос семинарского занятия посвящен Первой мировой войне, которая началась 1 августа 1914 г. и продолжалась четыре года. За месяц до начала боевых действий в России была принята государственная программа перевооружения армии, рассчитанная до 1917 г. Не будучи готова к крупной военной кампании, Российская империя не строила планов на продолжительные боевые действия.
В ходе войны политика Англии и Франции в отношении России исключала возможность усиления российских позиций в Европе и мире. Союзники стремились лишь использовать ее потенциал для защиты своих интересов, конечной целью которых было ослабление не только Германии, но и Российской империи.
В 1915–1916 гг. затягивающиеся военные действия, огромные людские потери, просчеты командования, отсутствие реальных побед привели к тому, что патриотический подъем общественности, наблюдавшийся в начале войны, сменился пессимизмом по отношению к ней. Доверие к союзникам была подорвано. Государственный аппарат, охваченный коррупцией, работал неэффективно. В условиях военных неудач, падения производства, снижения жизненного уровня населения, а так же деятельности «старца» Григория Распутинаавторитет самодержавной власти и лично императора Николая II резко упал.
IV Государственная дума превратилась в средоточие оппозиционных сил. Из инструмента, призванного примирять власть и общество, Дума постепенно стала одним из ведущих факторов внутриполитической нестабильности в стране. Думские лидеры М.В.Родзянко, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, чтобы не допустить революционного взрыва, готовились при поддержке держав Антанты совершить государственный переворот.
В ходе ответа на первый вопрос следует последовательно дать ответы на следующие вопросы:
· причины и характер Первой мировой войны,
· цели и задачи воюющих стран (см. приложение 1,2,3 ).
Затем в ходе своего ответа рассмотрите следующие вопросы и проанализируйте указанные проблемы:
1) роль и место России в Первой мировой войне:
2) готовность страны к войне; отношение к войне общественности и различных политических сил;
3) участие России в военных действиях 1914–1916 гг.(см. приложение 4,5,6);
4) ее экономический и военный потенциал;
5) взаимоотношения России с союзниками (см. приложение 7).
6) Проследите взаимозависимость между военными неудачами и нарастающим общественно-политическим кризисом в стране.
7) Почему усилилось противостояние между царским правительством и IV Государственной думой, которая превратилась в центр оппозиции?
8) В чем проявился политический и экономический кризис к зиме 1916—1917 гг.?
При подготовке ко 2-му вопросу семинарского занятия следует учесть, что толчком к началу революционных событий 1917 г. стал экономический кризис. Временная задержка в снабжении столицы хлебом послужила поводом к началу революции. 23 февраля 1917 г. выступление рабочих Петрограда поддержали регулярные войска.
Государственная дума создала Временный комитет, преобразованный во Временное правительство (председатель Г.Е.Львов), где преобладали кадеты. Левыми силами был организован Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, во главе которого находились лидеры эсеров и меньшевиков.
2 марта Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, который передал свои полномочия Временному правительству. Так закончилось 300-летнее правление в России Дома Романовых.
С первого дня революции в Петрограде образовалось два органа власти — Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.
Несмотря на то, что Временное правительство, которое с 8 июля 1917 г. возглавил А.Ф.Керенский, сделало попытку ввести в стране новые демократические законы, решение важных вопросов (аграрного, рабочего, форм государственного правления) было отложено до созыва Учредительного собрания. Воспитанные на принципах европейского конституционализма, члены Временного правительства пытались применить их к условиям России без учета экстремальности революционной и военной ситуации, требовавшей быстрых и решительных действий. Курс на продолжение войны не поддержали широкие народные массы.
Попытка Л.Г.Корнилова, ставшего 18 июля 1917 г. Верховным главнокомандующим, с помощью военной диктатуры восстановить дисциплину в стране и в армии потерпела крах. Решающую роль в организации отпора корниловскому мятежу сыграла партия большевиков, возглавляемая В.И.Лениным.
Удержать власть Временное правительство, которое с рассчитывало с помощью Учредительного собрания, выборы в которое были назначены на 12 ноября 1917 г .. Но это ему не удалось. Сила позиции большевиков определялась привлекательностью выдвинутых ими лозунгов («Власть – Советам», «Мир народам», «Земля – крестьянам», «Заводы – рабочим»), которые поддержало большинство населения страны, и эффективностью организации самой большевистской партии, что позволило им захватить власть.
При подготовке второго вопроса изучите развитие революционных событий в феврале 1917 г . и попытайтесь найти ответы на следующие вопросы:
Ø почему верховная власть оказалась неспособной остановить массовые выступления в Петрограде(см. приложение 8) ;
Ø каким образом были сформированы Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов;
Ø какие политические силы они представляли;
Ø в чем проявилось двоевластие;
Ø каково было отношение армии и высшего генералитета к революционным событиям;
Ø при каких обстоятельствах Николай II отрекся от престола (см. приложение 11).
Далее в ходе своего ответа следует обратить внимание на те изменения, которые произошли в России после февраля 1917 г., а именно на:
· новую расстановку классовых и политических сил в российском обществе;
· политику Временного правительства (см. приложение 10);
· деятельность Советов (см. приложение 9);
· корниловский мятеж и его последствия (см. приложение 12);
· активизацию леворадикальных партий и, прежде всего, большевиков. (см. приложение 13).
Рассмотрите, что собой представляла партия большевиков к осени 1917 г.? Какие задачи она ставила? Почему большевикам удалось захватить политическую власть в России в октябре 1917 г.?
Рассмотрение 3-го вопроса семинарского занятия начните с того, что после прихода к власти большевики должны были решить две задачи: удержать ее в острой борьбе с другими партиями и создать новую государственность вместо рушившейся старой.
II Всероссийском съездом Советов по предложению В.И.Ленина были приняты декреты: «О мире» (выход России из войны, мир без аннексий и контрибуций, невозвращение Россией долгов царского правительства), «О власти» (переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов) и «О земле» (отмена частной собственности на землю, уравнительное землепользование, запрещение аренды и наемного труда). Эти документы, по своей сути являлись общедемократическими, отражали насущные требования широких народных масс.
На съезде было также сформировано первое советское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И.Лениным. Принятые съездом декреты и избранные на нем органы власти объявлялись временными — до созыва Учредительного собрания, с началом работы которого они теряли силу.
Развернувшаяся повсеместная ломка старых государственных механизмов показала жизнеспособность Советов, их гибкость и готовность осуществлять самые разносторонние задачи. К весне 1918 г . Советы победили практически повсеместно.
Имея реальную власть, большевистское руководство отказалось от ранее признаваемой ими идеи парламентаризма, поскольку на выборах в Учредительное собрание большевики получили менее 25% голосов. Открывшееся 5 января 1918 г . Учредительное собрание, где преобладали правые эсеры, имевшие около половины депутатских мест, было распущено декретом ВЦИК в ночь на 7 января. Разгон Учредительного собрания явился одной из причин Гражданской войны.
Гражданская, братоубийственная война между красными и белыми стала трагедией русского народа.
Дискуссионными до настоящего времени являются следующие проблемы Гражданской войны и иностранной военной интервенции:
1. периодизация гражданской войны и ее взаимосвязь с иностранной интервенцией;
2. исторические истоки гражданской войны;
3. соотношение сил красного и белого движения;
4. роль «третьей силы» – повстанческой армии, «зеленое движение» и т.д.;
5. белый и красный террор;
6. итоги гражданской войны.
Гражданская война в России была сложным, многоэтапным, многофазовым явлением, под воздействием которого произошли:
v коренные изменения в экономике и социальной сфере;
v изменился характер политической власти;
v произошла деформация нравственной и психологической атмосферы в обществе.
Раскрывая дальше третий вопрос, обратите внимание:
· на то, что было сделано большевиками сразу после прихода к власти и в первые месяцы большевистской диктатуры;
· на то, как складывались политические, экономические и социальные основы нового государства.
Проанализируйте отношение большевиков, других политических партий к Советам и Учредительному собранию.
Определите причины и дайте характеристику основным этапам Гражданской войны. (см. приложения 17).
Анализ политики «военного коммунизма» важен не только для понимания хода и причин обострения некоторых периодов Гражданской войны, но и для определения ее влияния на расстановку общественных сил в дальнейшем, на советскую экономическую модель в целом.
Начав складываться с лета 1918 г ., феномен «военного коммунизма» наиболее рельефно проявился в 1919-1920 гг.
Это социокультурное явление включало в себя не только особую экономическую политику, но и политический режим, идеологию, тип общественного сознания.
Охарактеризуйте основные элементы политики «военного коммунизма» и ход ее реализации. Каковы результаты политики «военного коммунизма»? (см. приложения 18).
Чем можно объяснить победу большевиков в Гражданской войне? (См. Приложения 19).
Контрольные вопросы и практические задания
1. Почему патриотический подъем российского общества в начальный период войны сменился резким недовольством официальной власти?
2. Какую роль в нарастании политического кризиса во второй половине 1916 г. сыграла IV Государственная дума?
3. Какие события ознаменовали начало Февральской революции в России? Составьте хронологию событий с 23 февраля до 3 марта 1917 г.
4. Какую роль в развитии Февральской революции сыграл «Приказ № 1», принятый Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 1 марта 1917 г.?
5. Какие задачи ставило Временное правительство в момент своего формирования? Что было реализовано, а что нет? Почему?
6. Подготовьте таблицу основных составов Временного правительства и их деятельности (2 марта – 25 октября 1917 г.)
7. Какие изменения в деятельности ведущих политических партий России произошли в период от февраля к октябрю 1917 г.?
8. Составьте таблицу хода военных действий на основных этапа Гражданской войны.
Этапы Гражданской войны | Основные фронты | Действия Белой Армии | Действия Красной Армии |
Май – ноябрь 1918 г. | |||
Ноябрь 1918 г. – весна 1919г. | |||
Весна – конец 1919 г. | |||
1920 г.–1922 г. |
9. Какую роль в развязывании и затягивании Гражданской войны сыграла иностранная военная интервенция?
10. Какие меры были предприняты большевистским правительством для создания Рабоче-крестьянской Красной Армии?
Логические задания и проблемные вопросы
1) Подумайте, можно ли рассматривать мировую войну как проявление глубокого кризиса сложившиеся к началу XX в. системы общественных и международных отношений?
2) Как вы считаете, был ли исторически оправдано отречение Николая II от престола? Обоснуйте свой ответ. Какой была дальнейшая судьба царской семьи?
3) Каковы причины корниловского мятежа? Какие цели ставил Л.Г.Корнилов? Почему А.Ф.Керенский, сначала одобривший программу Л.Г.Корнилова, затем обвинил его в попытке военного переворота?
4) Как Вы считаете,
Ø существовала ли в конце 1917 г . реальная альтернатива советской власти?
Ø почему большевики распустили Учредительное собрание?
Ø повлияло заключение сепаратного мира с Германией (Брестский мир) и выход России из войны на положение в стране?
5) Как Вы считаете, приход большевиков к власти в октябре 1917 г. был политической случайностью или закономерным результатом развития российского общества после Февральской революции?
6) Дайте сравнительный анализ Декрета о земле и Декрета о мире, принятых II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. по следующим положениям:
Ø причины принятия;
Ø основное содержание;
Ø механизмы реализации;
Ø последствия осуществления.
7) Какими соображениями руководствовалось большевистское правительство, принимая решение о роспуске Учредительного собрания 6 января 1918 г.?
Стал ли разгон Учредительного собрания одной из причин Гражданской войны?
8) Охарактеризуйте красное и белое движение, их социальный состав и политические программы.
Обратите внимание на неоднородность белого движения, куда входили монархисты и либералы-республиканцы, сторонники Учредительного собрания и военной диктатуры.
Как это сказалось на судьбе белого движения? Почему белым не удалось привлечь на свою сторону большинство рабочих и крестьян?