Социальная работа на предприятии
Объект- это работники, нуждаются в социальной помощи, попавшие в трудную жизненную ситуацию и все работники имеющие социальные потребности.
Предмет- это конкретные условия жизнедеятельности работников.
Сама организация наряду с государственными и благотворительными организациями является субъектом социальной работы.
Непосредственносоциальной работой в организации занимаются руководители и специалисты соответствующих подразделений.
Функции социального управления заключаетсяв аргументировании социальной помощи всех работников.
Это составная часть её внутренней политики, совокупность принципов, методов и форм и организационных механизмов, воплощённых в социальных проектах и планах.
Социальная политика- это ориентир социальной работы, а социальная работа- это способ реализации социальной политики.
Методы социальной работы.
-психологические исследования (наблюдения, социальный опрос, эксперт, беседы, тренинги, кейсы, ситуации, оценка поощрения и порицания, материальная помощь, групповые игры.)
Технология реализации социальной работы в обществе и организации.
Социальная технология – совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
Выделяют 2 группы технологий:
· Общие
· Частные (практические)
Раскроем их подробнее.
· Общие технологии:относятся ко всем категориям, касающихся работников:
А) Социальная диагностика- деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем.
Социальная патология - объективное отклонение от нормы
Социальная проблема - отклонения, которые вызывают беспокойство и мотивируют их преобразующую деятельность.
Этапы процесса социальной диагностики:
· Жалоба, т.е появление социальной проблемы
· Сбор и анализ данных о ситуации
· Постановка социального диагноза, т.е. заключение о сущности, причинах затруднения человека, ранжирование его проблем и выделение главной.
Б) Социальная экспертиза –исследование какого-либо вопрос, требующего специальных знаний с представлением мотивированного заключения.
Порядок социальной экспертизы:
· Определение социальной проблемы
· Установление способов исследования проблем и определение необходимости экспертизы
· Формирование закона
· Выбор модели экспортного исследования
· Согласование организационных вопросов и принятие решений о проведении экспертизы
Модели социальной экспертизы: рецензия, мониторинг и проект.
В) Социальное предвидение(прогнозирование). Цель - предвидеть те или иные явления будущего и способствовать более широкому воздействию на них в нужном направлении.
Г) технология применения коммуникативных навыков в социальной работе. Она нужна, т.к. данная деятельность подразумевает общение, поэтому в основе этой технологии лежит владение определенной коммуникативной деятельностью.
Среди характеристик выделяют:
· речь
· Голос
· Выразительные движения
· Форма поведения, паузы
· Способность наблюдать за другим человеком
· Способность понимать своеобразие каждого человека
· Эмоции
Д) Технология связи с общественностью
Используя связи с общественностью, можно создавать или изменять имидж организации, выносить на суд общества, коллектива существующие социальные проблемы. Реагировать и изменять социальные нормы.
Методы:
· Анкетирование
· Социальные исследования, с целью выяснения, сохранения или изменения социальной политики или социальной стратегии.
Е) Социальное страхование- система мер по созданию денежных фондов, формированию за счет страховых взносов предприятий, граждан, организации, направляя на материальное обеспечение нуждающихся лиц, а также выплаты сумм причинения ущерба.
Ж) Обязательное медицинское страхование персонала в организации -работодатель должен предоставить иногороднему работнику полис медицинского страхования.
З) технология сокращения персонала - актуально в период экономического кризиса. Порядок действия работодателя при сокращении работников определяется трудовым кодексом (статьи 81,82).
Частные технологии.
· Работа с семьей и женщинами, в том числе:
a) денежные выплаты семье на детей, в связи с рождением, содержанием и воспитанием – различные пособия и пенсии.
b) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы семьям с детьми.
c) бесплатная выдача семье и детям одежды, обуви, детского питания, лекарства.
d) социальное обслуживание семей – оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи.
e) работа с молодёжью (15-29 лет). В самой организации планируются специальные мероприятия по адаптации молодых специалистов: выявление их мотивов, проведение собеседований, курирование молодого работника.
· Социальная работа с инвалидами: квотирование рабочих мест
· Социальная работа с пожилыми людьми