Вопрос 37. Иные государственные и межгосударственные образования: содружества, союзы, империи

В современном мире все большее распространение получают новые формы объединения государств - межгосударственные объединения, которые могут существовать в форме империи, содружества, союза и др. Это обусловлено двумя по своей сути противоположными процессами: во первых, процессами дезинтеграции и распада государств, а, во-вторых, стремлением государств к

их экономической и политической интеграции.

Межгосударственное объединение - это союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической и политической интеграции государств – участников. Государства - участники межгосударственного объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгосударственным органам, которые координируют деятельность государств - участников.

Правовой основой образования межгосударственного объединения являются конституции государств-участников. Например: ст. 79 Конституции РФ устанавливает: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ».

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы. В этих документах определяется порядок вступления в межгосударственное объединение и выхода из него.

На сегодняшний день можно привести целый ряд примеров реально существующих межгосударственных объединений: Содружество наций, Совет Европы, ЕС, СНГ, ВТО, Таможенный Союз РФ, Белоруссии и Казахстана.

Система органов межгосударственного объединения выглядит следующим образом:

  • Высший орган (как правило, совет глав государств).
  • Исполнительный орган.
  • Административный орган (секретариат).
  • Комитеты и комиссии по специальным вопросам.
  • Иногда создаются специальные органы, например: в составе Совета Европы созданы Европейский Суд и Европейская комиссия по правам человека.

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы государств - участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач.

Межгосударственные объединения имеют в основном переходный характер. В зависимости от исторических тенденций их развития они могут выступать в качестве этапа окончательной дезинтеграции или этапа на пути движения к созданию единого государства.

Что касается империй, это объединение под одной короной нескольких государств, подчиненных императору и законам империи. Империи обычно создаются насильственным путем, но возможно и добровольное вхождение государств в состав империи. Для империи характерны обширная территория, централизованная власть, стремление к экспансии (и даже к мировому господству), отношения подчинения между центром и периферией, разнородный состав населения. Ярким примером таких межгосударственных объединений может послужить Российская империи.

Однако здесь также важно отметить следующее. Если рассматривать межгосударственные объединения в историческом аспекте, то уже в Древнем мире как вид объединения государств находит свое отражение Римская империя, а в эпоху средневековья появляется Византийская империя. В период Нового времени количество межгосударственных объединений увеличивается. Известны, например, союзы между Саксонией и Польшей, Нидерландами и Люксембургом; конфедерация Соединенных Штатов Америки, Германская и Швейцарская конфедерации.

Однако подавляюще большинство государственных интеграционных процессов XX века пришлось на вторую его половину. В результате распада государств-метрополий в 50–90-е гг. возникло более 100 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании. Это во многом предопределило рождение различного рода сообществ государств, таких, как Организация африканского единства, Организация американских государств, Лига арабских государств и т.д.

Появлением в 1949 г. международной региональной организации – Совета Европы открывается новая веха в развитии сотрудничества европейских государств, некоторые из которых через образование европейского экономического сообщества на сегодняшний день пришли к конфедеративной форме государственного устройства – Европейскому союзу.

Данные процессы не обошли стороной и Россию. После распада СССР в 1991 г. Российская Федерация становится членом СНГ, а в 1996 г. входит в Совет Европы.

Таким образом, можно сказать, что вышеперечисленные примеры убедительно доказывают, что факт межгосударственного объединения занимает существенное место в развитии мира на сегодняшний день.

Политический (государственный) режим, его разновидности: демократический режим и его исторические разновидности, авторитарный режим и его разновидности, тоталитарный режим как особый подвид авторитаризма.

Власенко Н.А. Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.

Редько Т.Н. Политический режим - методы осуществления политической власти в государственно-организованном обществе. Наряду с формой правления и государственным устройством политический режим является одним из аспектов формы государства, объединяющим в себе совокупность всех средств, принципов, приемов, способов осуществления, гарантий обеспечения государственного руководства обществом. Политический режим не всегда совпадает с государственным режимом. По своему содержанию политический режим не однозначен и в связи с этим различаются демократический, авторитарный, тоталитарный, фашистский и другие режимы. Одним из оптимальных политических режимов мировая практика признает режим демократического правового государства, определяющим фактором которого выступает господство права во всех взаимоотношениях между личностью и государственной властью.

Полякова,Тимошенко. Часто называют государственным режимом. Понятый как совокупность методов и средств, при помощи которых функционирует публичная власть, государственный режим вытекает из эйдетического смысла соответствующей формы правления и территориального государственного устройства. Республике эйдетически соответствует демократический гос режим, монархии – авторитарный. На практике редко встречаются государства, имеющие чистую форму.

Демократический – от слова народовластие. Синоним правового государства. В современной политологии расстматриваются различные виды западных деморатий и соответственно демократических гос режимов, но в современных правовых государствах все они имеют общие черты:

Наличие у граждан реальной возможности реализации принадлежащих им прав и свобод; признания права политического меньшинства; отсутствие у органов власти внеправовых установленных по собственному усмотрению полномочий; прозрачность гос решений; исполнительная власть издает только подзаконные акты; политический компромисс – основной метод гос управления; политических и идеологический плюрализм.

Минусы: Демократия может превратиться в диктатуру большинства над меньшинством, может привести к ослаблению гос власти до анархии. Участие в политике требует умения мыслить от имени целого а не от себя. Реальная демократия представляет собой политический рынок, где все продается и покупается.

Власенко: В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.).

Демократический политический режим характерен для США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.

Полудемократические государства характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма - нарушен принцип взаимодействия властей, не отработана система сдержек и противововесов, политическая активность граждан не развита. Конституционные права граждан в таких государствах соответствуют международным стандартам, но не защищаются государством должным образом.

Данный государственный режим характерен для России, Турции, Египта и других стран, преимущественно постсоциалистических.

Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). Конституционные права граждан открыто нарушаются. По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только.

Тимошенко: от греч автос – сам. Характеризуется монополией правящего лица или группы лиц на политическую деятельность. Оппозиция или отсутствует или прямо запрещается, или ставится в такие условия, которые не позволяют нормально функционировать. Законодательная власть и исполнительная власть – в руках одного лица или органа, его деятельность основана на преобладании дискреционных (позволяющих действовать по собственному усмотрению) полномочий. Однако, не контролирует полностью экономическую, социальную, культурную сферу. Террор используется как временное и крайнее средство. Может иметь либеральный характер, преследует цель осуществлении в обществе необходимых реформ. Виды: Консервативный авторитаризм. Ориентирован на сохранение необходимых основ общественного строя, стабилизацию общества и опирается на религиозно-политическую идеологию. Политическая полуоппозиция – церковь, бюрократия.

След вид: форма демократического выбора – Вебер называл плебисцитарной демократией. Власть имеет характер партийного вождизма. Средством для легитимации служит плебисцит – вид народного голосования, представляющий собой обязательное для исполнения решение народа, которое всю полноту власти предоставляет вождю. Типы – диктаторы в древнем Риме, диктатура Кромвеля во Франции.

Идеократический гос режим: подчиняет делу служения какой-либо идеи не только жизнь отдельных граждан, но и само государство. Правят не люди, а конкретная система идей. Виды: теократия (современные мусульманские гос). Другой вид – тоталитарный гос режим. Приобрел значительное распространение благодаря Муссолини. (лат – тотал – всеобщий). Гос режим характеризуется полным огусударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль подпадает политика, экономика, культура, личная жизнь граждан.

Сорокин (признаки тоталитаризма): обожествление вождя, полная централизация и всеобъемлющий контроль за населением сос стороны правительства; плановая гос экономика;полная потеря свободы населением; вырождение денежной экономики и замена денег натур продуктами;чрезвычайно раздутая армия чиновников.

Власенко: Тоталитарный режим - полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется. Тоталитаризм имеет три разновидности: левый - коммунизм, правый - фашизм и религиозный - фундаментализм.

Тимошенко: политический режим характеризует политическую систему общества. Система – целостное единство взаимодействующих между собой на основе сложившихся социокультрных норм субъектов, обеспечивающее функционирование политической власти.

Наши рекомендации