Охарактеризуйте административно-правовой статус, структуру и задачи Управления делами Президента Республики Беларусь

Управление делами Президента является республиканским органом государственного управления, подчиненным Президенту. Оно управляется управляющим, назначаемым Президентом. Который имеет заместителей и первого заместителя. Гласными задачами Управления являются:

· финансовое, материально-техническое и автотранспортное обеспечение деятельности государственных органов;

· социально-бытовое и медицинское обеспечение работни­ков государственных органов, обеспечение их жилыми помеще­ниями, создание условий для отдыха и оздоровления указанных работников;

· создание надлежащих условий пребывания иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных в республике;

· обеспечение сохранности особо ценных природных комплек­сов (заповедников, национальных парков и др.), имеющих нацио­нальное и международное значение;

· организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Республики Беларусь

· организация учета, хранения, оценки и реализации иму­щества, изъятого, арестованного, а также конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;

· обеспечение проведения государственной политики в сфере гуманитарной деятельности

В целях выполнения перечисленных задач управление осу­ществляет планирование расходов на содержание и деятельность государственных органов, финансирование их деятельности в пре­делах средств, выделенных на эти цели. Финансовые средства управление получает из республиканского бюджета. Управление делами утверждает текущие и перспективные планы строительства, реконструкции и капитального ремонта зда­ний и сооружений, других основных фондов; обеспечивает строи­тельство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов подве­домственных организаций; осуществляет проектирование и строи­тельство жилья, объектов социального и производственного назна­чения, в том числе для загранучреждений республики; устанавли­вает лимиты капитальных вложений; осуществляет контроль за своевременным освоением объемов бюджетного финансирования по объектам капитального строительства и ремонта; осуществляет регулирование и координацию деятельности государственных орга­нов, иных юридических, а также физических лиц, в области гума­нитарной деятельности и работы с обращенным в доход государ­ства имуществом.

В определенном смысле Управление делами возвышается над Национальным собранием, Советом Министров, Верховным Су­дом, Высшим Хозяйственным Судом, Конституционным Судом и Генеральной прокуратурой. Министерством финансов и Нацио­нальным банком, Комитетом Государственного контроля и даже Администрацией Президента. Все названные и другие государ­ственные органы, по существу, зависимы от Управления делами но вопросам финансирования и материально-технического снабже­ния, обеспечения автотранспортом и т.д.

Структура:

1)В структуру управления входит коллегия, которая состоит из девяти человек (Управляющий делами, его заместители, а также другие сотрудники управления). Председателем коллегии являет­ся Управляющий. Персональный состав коллегии утверждается Президентом по представлению Управляющего.

Структурным подразделением Управления делами является Департамент по гуманитарной деятельности с правами юридичес­кого лица. Департамент возглавляет директор, который назнача­ется на должность и освобождается от должности Управляющим делами.

35. Раскройте сущностное значение Совмина и …..

Правительство Республики Беларусь — центральный и коллегиальный орган государственного управления. В статье 1 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» записано, что «Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».

Из этого определения следует, что Совет Министров призван осуществлять исполнительную власть в Республике Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления (исполнительной власти), так как занимает главенствующее положение в системе органов государственного управления (исполнительной власти). Совет Министров находится на самой высокой ступенив иерархии органов государственного управления, однако не на высшей. Над ним находится Президенткак Глава государства.

Структура Совета Министров РБ:

· Премьер-министр Республики Беларусь

· Заместители Премьер-министра Республики Беларусь

· Глава Администрации Президента Республики Беларусь

· Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь

· министры

· председатели государственных комитетов

· Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь

· Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси

· Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ

· Главы всех Министерств – финансов, культуры, внутренних дел, здравоохранения и т. д.

· иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Компетенция Совета Министров, как и любого другого органа, представляет собой важный составной элемент его правого статуса.

Совет Министров является органом государственного управления общей компетенции. Такой характер компетенции обусловлен его природой и правовым положением. Он подчеркивает особенности Совета Министров и выделяет его из других органов государственного управления республиканского уровня. Обладая общей компетенцией, Совет Министров возвышается над республиканскими органами и осуществляет руководство всеми подчиненными ему отраслями и сферами. Его полномочия распространяются на наиболее важные, приоритетные сферы государственной жизни.

Совет Министров обладает всеми общими функциями. Так, Совет Министров Республики Беларусь «разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции, принимает их, если законодательными актами Республики Беларусь не предусмотрено иное, и обеспечивает их реализацию» (п. 3 ст. 4 Закона), определяет государственную политику в сфере обеспечения охраны авторского права и смежных прав (п. 19 ст. 5 Закона), государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов (п.1 ст. 6 Закона). В этом случае следует говорить о функции прогнозирования.

Функция планированияСовета Министров осуществляется по самым различным направлениям. Например, Совет Министров «определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат» (п. 6 ст. 5 Закона), «разрабатывает государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и принимает меры по её реализации» (п. 13 ст. 6 Закона).

Организационная функцияреализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров «имеет право в установленном законодательством Республики Беларусь порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица государственной формы собственности» (п. 6 ст. 4 Закона), «утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь» (п. 3 ст. 14 Закона) и т.д.

Функция регулирования осуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров «регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию», «разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи…».

Функция руководствареализуется как по отношению к подчиненным Совету Министров органам государственного управления, так и в отношении обеспечения решения отдельных важных вопросов. Так, Совет Министров руководит системой подчиненных республиканских органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Руководство состоит в воздействии Совета Министров на содержание деятельности управляемых путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих задач.

В деятельности Совета Министров применяется и функция координации.Например, Совет Министров «осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями» , «координирует и контролирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров».

Более широкое применение находит функция контроля и учета. Совет Министров контролирует работу всех подчиненных органов государственного республиканского масштаба, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство наделено и специальными функциями. Они дополняют и развивают общие функции. Особенно распространены в разных областях и сферах деятельности Совета Министров такие функции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий и др.

Сформулируйте понятие «республиканские органы государственного управления», выделите их назначение, перечислите виды. Опишите внутреннюю структуру республиканских органов государственного управления.

РОГУ создаются с целью осуществления многообразных управленческих функций. Общие цели: проведение госполитики; регулирование и управление в определенной отрасли; координация деятельности в этой отрасли других РОГУ.

Задачи РОГУ:

  1. общие

a. связанные с обеспечением нормального функционирования своей отрасли (системы) и ее развитие

b. по координации деятельности других органов и организаций

c. по руководству подчиненными организациями

d. задачи социальной защиты своих работников

  1. специальные (определяются особенностями отрасли)

Признаки РОГУ:

  1. это органы госуправления республиканского масштаба деятельности
  2. образуются в одинаковом порядке
  3. единоначальные
  4. являются 3 звеном в системе органов госуправления (ниже Президента и Совета Министров)

Министерства отличаются от других РОГУ тем, что их руководители входят в состав Правительства. Председатели госкомитетов приравнены по статусу к министрам. Министерства отличаются от комитетов тем, что управляют особыми госотраслями (сферами).

РОГУ образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, их руководители назначаются Президентом.

В настоящее время функционирует 7 комитетов и 24 министерства.

Виды РОГУ:

  1. по организационно-правовым формам:

· Министерства

· Государственные комитеты

· Иные государственные организации(совокупность производственных организаций, обладающих функциями реализации произведенных ими товаров) Белкоопсоюз.

  1. по характеру компетенции

· отраслевые (действуют в пределах соответствующей отрасли и обладают отраслевой компетенцией) МинПром, МинТранспорта и коммуникаций, МинОбороны.

· функциональные или надведомственные (уполномочены ведать отдельными вопросами управления, связанными с осуществлением функций управления) МинФин, МинТруда и соцзациты, МНС, МЧС, госкомитет по науке и технологиям, ГК по стандартизации

· функционально-отраслевые (обладают полномочиями на управление подчиненных им организациям,+управляют) МинФин

  1. по подчиненности

· органы двойного подчинения (МВД, МЧС, МО, ГК)

· органы, подчиненные Совету Министров

  1. по сфере деятельности

· экономические (Минпром, МинТорг, МинЭнергетики, Минлесхоз, МинСвязи и информации)

· социально-культурные(Мобраз, Мздрав, МКульт, труда и сацзащиты, спорта и туризма)

· безопасности и правопорядка (МО, КГБ, ГПК, МВД, МЮ,МИД, МЧС, ГТК)

· межотраслевой(МФ, МНС, НацСтатКом, ГТК, МЭкон, ГК по имущ, ГК по стандартизации)

Внутренняя структура – совокупность внутренних подразделений, внутреннее устройство.

· Главные управления

· Управления и отделы

· Комитеты

· Фонды

· Департаменты (с правом юрлица иле без него).

Горизонтальные (носят характер согласования, одноуровневые) и Вертикальные (подчинение) связи(линейное и организационные связи)

Определите структуру (звенность) систем, возглавляемых республиканскими органами государственного управления. Охарактеризуйте формы работы и управленческой деятельности республиканских органов государственного управления.

Существуют следующие виды структур:

  • Однозвенная (существует лишь один орган госуправления, не подчиненных) ГК по науке и технологиям
  • Двухзвенная (самая рациональная)(существует 2 органа: вышестоящий и нижестоящий) МИД и посольства, ГПК и погранзаставы + существует и в другом смысле – РОГУ управляет объектами, не являющимися для него как бы основными: МВД, МО управляют учебными заведениями.
  • Трехзвенная – состоит из РОГУ, областных органов, районных органов(МВД: УВД облисполкомов, ОВД райисполкомов; Минфин, МинЮст: главуправление юстиции в областях, объект управления: нотариальные конторы, судебные исполнители)
  • Четырехзвенная – РОГУ, областного (Мингородского) органа, органа в районе, объекта управления: учреждений, предприятий, организаций(Минобразование (управление, отдел, школа), Минкультуры(управление, отдел, учреждение здравоохранения))

Формы работы и управленческой деятельности:

  • Организационно-правовые
    • Единоначалие – предполагает, что орган возглавляется одним лицом, и его воля , действия признаются главенствующими. Все РОГУ, за исключением Национального банка, являются единоначальными. В НПА нет точной чёткой регламентации каким является республиканский орган. Является орган единоначальным или коллегиальным , можно судить при установлении факта превалирования в его деятельности единоначалия или коллегиальности. Единоначалие проявляется в работе министра , зам руководителя.
    • Коллегиальность – как основная форма работы характерна для органов, в которых преобладающая часть вопросов решается коллегиальным органом. Коллегии существуют во всех РОГУ. В их состав входят руководитель, его замы и др. работники.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности республиканских органов. Перечень важнейших вопросов и возможность их рассмотрения на заседании коллеги решает её руководитель, т.е. министр. Решения проводятся в жизнь постановлениями и приказами РОГУ

  • Государственно-управленческие

Правовые – считаются правовые акты управления. Все республиканские органы уполномочены издавать правовые акты управления. Данные правовые акты принимаются единоначально или коллегиально.

    • Одни из них издаются только единоначально, другие - только коллегиально, третьи - с использованием, как единоначалия, так и коллегиальности.
    • Неправовые – организационная работа и материально- технические действия.

Охарактеризуйте экономическую сферу и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в экономической сфере.

Наши рекомендации