Вопрос: Социально-правовой механизм обесечения прав человека
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина – это самостоятельное научное понятие, интегрирующее в себе философские, этические, политические и правовые идеи. Ему присущи своеобразные структура, цели, задачи, функции.
Структура социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина включает в себя следующее: общественные нормы; правомерную дея-тельность субъектов права; гласность; общественное мнение; гарантии – общие, специальные (юридические), организационные; процедуры; ответственность; контроль.
Главной целью функционирования рассматриваемого механизма является защита субъективных прав человека и гражданина; его задачами – охрана, защита, вос-становление нарушенных прав индивидов, формирование общей и правовой культуры населения; его функциями – охранительная, компенсационная, информационная, воспитательная. Движущей силой социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина являются интересы и общественно полезные потребности индивидов. Отмечая значение потребности в генезисе человеческого поведения, К. Маркс писал: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности».1
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека есть система ценностей, принципов, а также институциональных, нормативных, процедурно-организационных и контрольных элементов, которые, взаимодействуя, влияют на поведение личности, состояние конституционного порядка и общества. Теоретически данный механизм можно разделить на четыре основных блока:
первый блок – базовый; его ядро составляет человек как высшая ценность;
второй блок – это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и др.;
третий блок – социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление;
четвертый блок – процедурно-контрольный; он организационно и процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданами прав и свобод укрепления законности, общест-венной и личной безопасности.
Теоретическое разделение социально-юридического механизма на блоки позво-ляет с практической стороны выяснить эффективность его работы. Работа механизма, во-первых, должна оцениваться в полном объеме как единое целостное явление и, во-вторых, определяться качеством деятельности отдельных его узлов, звеньев, а также каждой конкретной детали, элемента.
Проблема эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека универсальна. Она затрагивает многогранные аспекты: материальные, процессуальные, международные нормы и принципы, а также нормативно-правовые акты, международные соглашения и договоры; деятельность разнообразных социальных институтов гражданского общества, включая государство и его институты; между-народные правительственные и неправительственные, а также внутригосударственные неправительственные правозащитные организации; процедурно-политико-правовые механизмы охраны и защиты прав человека и гражданина; международные и внутри-государственные механизмы контроля (правительственные и неправительственные) «за обеспечением прав человека».
Измерить эффективность социально-юридического механизма – значит обога-тить его научную характеристику; создать предпосылки для практического подхода к совершенствованию средств охраны и защиты прав человека и гражданина; определить ценностные приоритеты интересов личности в различных сферах: экономической, политической, культурной; выявить степень готовности граждан отстаивать свои права и свободы, а также отношение индивидов к провозглашенным Конституцией РФ правам и свободам; разработать систему показателей эффективности правосудия, деятельности правоохранительных органов, иных правозащитных институтов государства и меж-дународного сообщества.
Проблема эффективности социально-юридического механизма предполагает учитывать показатели и критерии эффективности, исходя и из широкого, и из узкого толкования данного явления.
Однако критерии эффективности обеспечения прав человека отличаются от показателей эффективности обеспечения прав гражданина, так как источники и сферы действия прав человека и гражданина не совпадают, т. е. при исследовании механизма охраны и защиты прав индивидов необходимо принимать во внимание особенности и характер взаимосвязи норм и принципов естественного и позитивного права, разумеется, не с позиции примата естественного права над целостной системой позитивного права, а с такой точки зрения: названная «система является его источником, содержанием и гарантией осуществления».2 Ценность данного подхода заключается в том, что позволяет по-новому взглянуть на критерии и показатели эффективности гарантий прав человека и прав гражданина, провести их научную ревизию.
Понятие эффективности вообще и эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина в особенности предполагает элемент сравнения. Всегда важно знать, какие методы, средства, условия, факторы приносят ощутимые результаты, а какие действуют с меньшей отдачей.6
Проблема эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека многогранна. Одна из граней – сравнительная оценка эффективности действия отдельных его элементов, например, гласности и общественного мнения. Сравнительная оценка гласности и общественного мнения делается на основе анализа их качественных особенностей. Гласность, в частности, есть показатель открытости общества, важнейший оценочный критерий духовной свободы. Общественное мнение может быть как показателем гласности, так и ее движущей силой. Соответственно критерии гласности и оценки общественного мнения, несмотря на их тождество, не совпадают по содержанию. Разумеется, не исключаются и обобщенные показатели гласности и общественного мнения, когда государственная власть берет на себя «заботу» о надзоре за ними. Речь идет о стимулах об ограничениях в системе гласности и общественного мнения. По меткому выражению А.В. Малько, правовые стимулы и ограничения – это своеобразные обобщающие средства эффективности, которые действуют на уровне как нормативного, так и индивидуального регулирования.16
А.В. Малько рассматривает понятие эффективности во взаимосвязи с социальными ценностями, определяет ее в качестве степени реализации, достижения соответствующих ценностей. Он полагает, что сама эффективность выступает как осуществленная цель-ценность, результативная ценность или ценностная результативность, качество реализованной ценности (полезности).17 Это видно на примере гласности и общественного мнения.
Гласность и общественное мнение – важнейшие демократические ценности. Через них удовлетворяются разнообразные потребности общества и личности: духовные, духовно-практические, разрешающе-практические. Формой удовлетворения этих потребностей и одновременно типовой мерой измерения эффективности гласности и общественного мнения выступает информация. В свою очередь, эффективность информации зависит от объективности, оперативности, доступности содержания, емкости эфирного времени или печатной площади.
Эффективность такой социальной ценности, как механизм обеспечения прав человека, требует в отношении себя знаний определенных условий, а точнее, знаний того, что главные условия эффективности относятся к исследуемой социальной ценности, а уж затем последняя, реализуясь, создает свою эффективность.
Под условиями эффективности социально-юридического механизма охраны и защиты личности следует понимать, с одной стороны, совокупность обстоятельств, учитывающих человека как высшую ценность, а с другой — факторы, от наличия и изменения которых зависят уровень, способы и методы действия индивида, а также социальных институтов по реализации этой высшей ценности. Так, повышению эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина способствуют экономические, политические и идеологические факторы.
Экономические факторы – это фактическое равенство всех форм собственности как важнейшее условие повышения деловой активности личности.
Политические факторы – это дальнейшая демократизация общественной жизни, формирование гражданского общества.
Идеологические факторы – это систематическая целенаправленная пропаганда идей о приоритетности прав человека.
Данные факторы определяют пути совершенствования социально-юридического механизма обеспечения прав и свобод граждан на межгосударственном и национальном уровнях: развитие международного партнерства в гуманитарной сфере, создание новых и активизация действующих правительственных и неправительственных организаций, специализирующихся на осуществлении прав человека; определение межрегиональной и региональной политики в плане выработки единых минимальных стандартов защиты прав граждан, и т. д.
При анализе эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина надо исходить из принципиальной методологической посылки, наличия в нем субординационных отношений. Их следует учитывать при оценке эффективности социальных норм и социальных институтов, общих и специальных гарантий, контроля и надзора, гласности и общественного мнения. Важным результатом такого анализа будут, очевидно, рациональные теоретические и практические предложения, способствующие повышению уровня социальной и юридической защищенности индивидов.