Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.,

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовного наказания в отношении осужденных; по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охрана и конвоирование; по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставляется отсрочка отбывания наказания.

Основными задачами ФСИН России являются:

1. исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных и контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка;

2. обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей;

3. обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы;

4. охрана и конвоирование содержащихся под стражей по установленным маршрутам, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

5. создание осужденным и содержащимся под стражей условий содержания, соответствующих нормам международного права;

6. организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

Федеральная служба исполнения наказаний управляет соответствующими территориальными органами системы и осуществляет свою деятельность непосредственно. В своей деятельности она руководствуется Конституцией Российской Федерации; Законом РФ от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», другими федеральными законами; Уголовно-исполнительным кодексом РФ, актами Президента и Правительства РФ; международными договорами Российской Федерации; актами Минюста России.

Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет следующие полномочия:

- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях уголовно-исполнительной системы и безопасность лиц, находящихся на ее территории;

- осуществляет направление осужденных к месту отбывания и их размещения; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению сотрудников оружием, специальными средствами и охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей; реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности и обеспечение мобилизационной подготовки; координацию деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных ФСИН России;

- принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств, в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы и экспертизе законопроектов и иных актов, относящихся к сфере деятельности ФСИН России;

- организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных; выполнение заказов, размещенных на предприятиях системы, на поставку товаров и продукции для государственных нужд; оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России и ее территориальных органов.

Служба создает, ликвидирует и реорганизует учреждения, исполняющие наказания, и выполняет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены законодательными актами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба исполнения наказаний не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных законами, актами Президента и Правительства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 октября 2004 г. в ФСИН России вводятся должности директора Службы, шести его заместителей, в том числе одного первого, а также 17 управлений центрального аппарата со штатной численностью сотрудников 655 единиц. Директор ФСИН России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Правительства.

Директор ФСИН России осуществляет на основе единоначалия руководство деятельностью Службы, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц по решению вопросов, относящихся к компетенции ФСИН России.

Вносит (представляет) Министру юстиции РФ предложения:

— о назначении на должность заместителей директора и руководителей территориальных органов ФСИН России;

— по формированию проекта федерального бюджета и по структуре и штатной численности центрального аппарата для последующего представления Президенту РФ;

— о создании, реорганизации и ликвидации учреждений уголовно-исполнительной системы для представления в Правительстве РФ;

— о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

— по проектам нормативных правовых актов и совершенствованию законодательства в сфере уголовно-исполнительной деятельности;

— о ежегодном плане и основных показателях деятельности и предложения по другим вопросам, решения которых отнесены к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.

Осуществляя деятельность по руководству системой ФСИН России, директор; утверждает штатное расписание центрального аппарата и территориальных органов в пределах выделенных ассигнований; издает в пределах своих полномочий индивидуальные правовые акты по вопросам Службы; утверждает планы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; положения об экспертных, консультативных и совещательных органах; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Наши рекомендации