Правила приветствия и представления в различных ситуациях
№ | Ситуация или вариант встречи сотрудников | Должен быть первым при: | ||
приветствии | рукопожатии | представлении | ||
Мужчина Женщина | + | + | + | |
Старший по возрасту Младший по возрасту | + | + | + | |
Старший по должности Младший по должности | + | + | + | |
Проходящий мимо группы Стоящий в группе | + | + | + | |
Входящий в комнату Находящийся в комнате | + | + + в соответствии с ситуацией | + | |
Обгоняющий идущего Обгоняемый | + | |||
Руководитель делегации, входящей в комнату Руководитель делегации, находящейся в комнате | + | + | + |
Знаком "+" обозначен сотрудник, первым производящий действие в рассматриваемой ситуации.
Правила этикета требуют, чтобы в любой ситуации приветствие показывало вашу расположенность и доброжелательность, чтобы на характере приветствия не сказывалось ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
Правила приветствия, представления, обращения, которыми следует руководствоваться при осуществлении служебной деятельности, имеют свою специфику. Принятые на государственной и муниципальной службе, как и во всем деловом мире, правила субординации предписывают, например младшему по должности и рангу первым приветствовать старшего, при этом руку должен первым протягивать старший. Эти же правила распространяются и на женщин-сотрудниц: деловой этикет, как уже говорилось, не учитывает половых различий.
Приветствуя старшего по должности, младший должен встать. Однако какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, первым руку протягивает хозяин кабинета, независимо от его пола и возраста.
Процедура представления основана на тех же правилах: младшего по должности представляют старшему.
При обращении, напротив, основным является принцип паритетности, симметричности: с этической точки зрения недопустимо обращение начальника к подчиненному на "ты" в ответ на "вы". Неправильным считается и избирательное обращение начальника к подчиненным на "ты", демонстрирующее выходящее за пределы служебных рамок отношение к некоторым из них.
Более подробно о правилах приветствия, представления, ведения бесед, телефонных разговоров и деловой переписки, проведения совещаний, приемов и деловых встреч, внешнем облике и культуре речи государственного служащего можно узнать в специальной литературе, посвященной этим вопросам. Здесь же отметим, что в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих возникает множество повторяющихся этикетных ситуаций, требующих выработки определенных правил, их разрешения. Все они имеют непосредственное отношение к культуре личности, поскольку следование правилам этикета свидетельствует о способности человека к самоконтролю, самоограничению, самодисциплине.
Следует помнить, что, для государственного и муниципального служащего знание норм этикета и умение ими пользоваться – это не только показатель уровня его личной культуры. Сама специфика профессиональной деятельности служащего, вынужденного вступать в процессе решения тех или иных административно-профессиональных задач в различные отношения с множеством людей, с представителями всех уровней власти и людьми, находящимися вне сферы управления, предъявляет к нему особые требования. Как справедливо отмечают специалисты, включенность государственных и муниципальных служащих в разные социальные слои делает частные особенности их личности общественно значимыми. Как никто другой государственный и муниципальный служащий должен уметь в любой ситуации сохранять в отношениях с людьми любезность, доброжелательность и приветливость, следовать общепринятым нормам служебного поведения, что, как показывает практика, всегда способствует укреплению авторитета государственной и муниципальной власти в целом, повышает социальный статус государственных и муниципальных служащих.
Дж. Ягер в книге "Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса", широко известной в деловом мире, сформулировала шесть заповедей делового этикета, которые необходимо знать и государственным и муниципальным служащим.
1. Делайте все вовремя (уважение к пунктуальности – одно из достижений современной культуры).
2. Не болтайте лишнего (смысл этого принципа – в требовании хранить служебную тайну, не распространять конфиденциальной информации и сведений о личной жизни сослуживцев).
3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
4. Думайте о других, а не только о себе (внимание к окружающим необходимо проявлять не только в служебной обстановке, оно точно так же необходимо и гражданам, обращающимся в государственные учреждения со своими проблемами и нуждами).
5. Одевайтесь, как положено (Дж. Ягер рекомендует не рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, выбивающиеся из делового, строго следовать обычаям, установившимся в учреждении или организации, не приходить в одном и том же наряде два дня подряд, не надевать белые или светлые носки к темному костюму).
6. Говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.