Криминологическая характеристика наемного убийцы

Проблема личности преступника является одной из сложных в криминологии. Личность — ключевой элемент преступности в целом и конкретного преступления в частности, так как в ней коренятся субъективные причины, которые при взаимодействии со средой приводят к совершению преступления. Личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Многие из этих черт личность приобретает во время социализации, т. е. процесса формирования личности, наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду и приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций.

О личности преступника можно говорить в том случае, если человек совершил преступление, т. е. стал субъектом преступления. «Личность преступника отличается от личности не преступника общественной опасностью.» Личность наемного убийцы сравнительно недавно стала предметом серьезного изучения отечественными криминологами и рассматривается в рамках профессиональной преступности. Личность наемного убийцы — новшество для специального рецидива, который впоследствии перерастает в профессиональную преступность.

Все эти признаки необходимые, но не достаточные, чтобы человек совершил преступление. Личность преступника рассматривается в трех аспектах:

1) социально-демографическом; 2) социально-ролевом; 3) социально-психологическом.

В юридической литературе встречаются и другие классификации. Так, А.Д. Кутьин полагает, что «качества, составляющие криминологическую характеристику лица, совершившего преступление, разделяются на четыре относительно самостоятельные характеристики: социально-демографическую, социально-ролевую, уголовно-правовую, нравственно-психологическую. Вместе с тем необходимо анализировать физические (биологические) характеристики, которые хотя и не являются определяющими в структуре личности, но позволяют в известной мере разработать тактику предупреждения убийств, совершаемых по найму». Но автор не уточняет, что понимается под термином «уголовно-правовые качества» личности. Ведь все качества человека после совершения преступления становятся уголовными (криминогенными). А физиологическими качествами преступника занимаются уже другие науки (например, судебная антропология).

Три основных аспекта личности преступника включают в себя более мелкие подсистемы личностных свойств субъекта преступления. Между подсистемами существуют причинно-следственная зависимость и взаимодействие. Негативные свойства психологии убийцы порождают мотивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы, в свою очередь, порождены потребностями и интересами личности.

Социально-демографический аспект образуют такие признаки убийцы, как пол, возраст, образование, гражданство, социальная принадлежность, материальное положение, национальность, семейное положение и т. д.

Социально-ролевой аспект включает в себя следующую совокупность видов деятельности лица: гражданин, член трудового коллектива, семьянин и т. д.

Социально-психологический аспект охватывает такие качества преступника, которые отражают отношение личности к социальным ценностям и выполненным социальным функциям.

По данным ГИЦ МВД России, заказные убийства чаще совершают мужчины (более 92%). Как отмечает Р.В. Локк, этот факт объясняется следующими причинами:

· исторически сложилось, что убийства — это «поле деятельности» мужчин, которые легче соглашаются на убийство, в отличие от женщин, и, следовательно, заказчикам проще обращаться к представителям мужского пола с подобным предложением;

· мужчины физически сильнее женщин, а так как большинство жертв мужчины, при устранении которых в случае выхода ситуации из-под контроля может потребоваться применение физического насилия для доведения преступления до логического завершения, нанимаются мужчины;

· профессиональные наемные убийцы, как правило, — это лица, прошедшие военную службу и имеющие навыки владения оружием.

Однако, во-первых, этот факт не стоит связывать с историей человеческих отношений. Убийство по найму в основном является организованным преступлением, и в таких отношениях на первый план выдвигаются не моральные установки, а холодный расчет преступника. Во-вторых, не всегда мужчины сильнее женщин, а что касается доведения преступления до конца, то женщины более целеустремленные. В-третьих, несмотря на то что женщины не проходят военную службу и не имеют навыков владения оружием, в организованных группах они проходят усиленную боевую подготовку и владеют навыками обращения с оружием.

В последнее время отмечается и другая тенденция — участие в убийствах по найму женщин. Все чаще совершение убийства по найму доверяют женщине, особенно в организованных преступных группировках. Женщина меньше вызывает подозрения, более исполнительна, и главное — к женщинам не применяется смертная казнь (ч. 2 ст. 59 УК РФ). Как справедливо заметил Ю.М. Антонян, «убийства являются той сферой, в которой всегда проявляли свою активность и женщины».

Убийства по найму совершаются лицами в основном в возрасте 20—35 лет. Именно в этом возрасте наблюдается высокая степень социальной активности, выражающейся в стремлении личности проявить свой потенциал в какой-либо области и найти место в жизни, что часто сопровождается неудачами, фактическими и мнимыми переживаниями, стрессами и иными негативными факторами. «В возрасте 20—40 лет выясняется, в какой мере и как может управлять человек своим поведением, своими инстинктами, влечениями и страстями, насколько усвоил он социальные, в первую очередь нравственные нормы, стали ли они регулятором его поведения.»[8]

Среди наемных убийц стали встречаться несовершеннолетние. Характерной особенностью постсоветской преступности стало ее «омоложение». По мнению В.Н. Кудрявцева, «подростками стали совершаться такие тяжкие преступления, как бандитизм, захват заложников, перевозка и продажа наркотиков и даже заказные убийства»[9].

Привлечение в качестве непосредственных исполнителей несовершеннолетних мотивируется следующими обстоятельствами:

· дети допрашиваются в присутствии законных представителей, и специальные методы и способы, которые используются следователями на допросах других лиц, не могут быть применены к детям (ч. 2 ст. 59 УК РФ);

· маловероятно, что подростки достаточно информированы о личности организаторов преступления и владеют иными данными, чтобы помочь следствию;

· несовершеннолетним значительно легче приблизиться к потенциальной жертве, они не вызывают подозрения;

· затраты на услуги несовершеннолетних убийц невелики;

· к несовершеннолетним смертная казнь не применяется.

Такие дети, как правило, являются беспризорниками или происходят из неблагополучных семей, для которых характерны отсутствие одного из родителей, злоупотребление родителями алкоголем или наркотиками, насилие в отношении детей, отсутствие контроля над ними и т. п.

Социально-ролевой аспект позволяет обозначить наиболее распространенные типы исполнителей. По мнению А.Д. Кутьина, лица, совершающие убийство по найму, могут быть разделены на случайных наемников, профессионалов и профессионалов экстра-класса.

Самую многочисленную группу — случайные наемные убийцы — составляют мужчины 20—30 лет, преимущественно крепкие физически, многие из которых прошли военную службу в частях с усиленной боевой подготовкой, участвовали в боевых действиях. Они, как правило, регулярно употребляют алкоголь, наркотики. Большинство из них привлекались к уголовной ответственности за преступления в основном насильственного и корыстно-насильственного характера. Эффективность достижения преступной цели при выполнении убийств достигает 60%.

Группа профессионалов представлена в основном бывшими сотрудниками правоохранительных органов, выходцами из армейских спецподразделений, прошедшими «горячие точки». Эффективность достижения преступной цели при выполнении убийств достигает 90%.

В группу профессионалов экстра-класса входят бывшие оперативные сотрудники МВД России и ФСБ России, офицеры военной разведки. Средний возраст — 35—50 лет; эффективность выполнения «контракта» — 90—100%[10].

Большинство профессиональных наемных убийц в целях конспирации официально трудоустроены, хотя основным источником доходов для них являются убийства. Трудоустроенность носит формальный характер, соответственно сфера легальной занятости достаточно широка и выбор конкретной деятельности не имеет принципиального значения.

Интересными представляются такие социально-демографические показатели наемных убийц, как гражданство и место жительства. Как показывает практика расследования убийств по найму, среди преступников встречаются исполнители, приглашаемые из других городов или республик.

По статистическим данным исследованных случаев, примерно 59% нападений оканчиваются смертью потерпевшего, 21% потерпевших получают ранение различной тяжести и 6,4% остаются невредимыми. Интересно, что примерно в 13% случаев результат покушения неизвестен, т. е. прибывшие по вызову очевидцев сотрудники милиции при явных следах совершенного преступления (наличие крови, оружия, пуль и гильз) не обнаруживают потерпевших либо трупы — раненные члены преступных группировок предпочитают скрываться до прибытия милиции.

Чаще наемные убийцы используют огнестрельное оружие, причем стараются применять такое, которое не имело криминальной предыстории. Его бросают на месте преступления. Психологи отмечают, что человек, способный убивать по заказу, очень осторожен, внимателен, мобилен. Обычно он тщательно готовится к «работе», осматривает место будущего покушения, определяет способы маскировки, пути отхода, располагает транспортом. Механизм нанесения телесных повреждений при совершении убийства в сфере экономики и предпринимательства также может характеризовать личность подозреваемого в совершении убийства. Речь идет о психологическом портрете подозреваемого: это может быть профессиональный убийца с укоренившимися психологическими характеристиками личности именно убийцы, либо случайный убийца.

Из числа изученных дел в 43% применялся «контрольный выстрел» в потерпевшего, который дает основание для выдвижения следственной версии об убийце как о человеке, убежденном в наступлении смерти потерпевшего. Такое убеждение является свидетельством высокого профессионализма преступника. Преступниками могут быть бывшие военнослужащие, бывшие работники правоохранительных органов, спецслужб, охотники и т. д. Они привлекаются для совершения убийств, как правило, лицами, осуществляющими крупные финансовые операции. Не удивительно, что в 85% случаях с применением «контрольного выстрела» на месте совершения убийства бросалось дорогостоящее оружие — пистолеты, автоматы, снайперские винтовки, в том числе импортного производства. Поиск заказчика убийства следует вести среди лиц с высокими финансовыми возможностями.

В 36% случаев преступники скрывались с места преступления, не убедившись в наступлении смерти потерпевшего. Это обстоятельство свидетельствует о том, что совершение убийства для них является не привычным занятием, а лишь случайным способом заработать деньги либо выходом из какой-либо сложной материальной ситуации.

При заказном убийстве взрывы, а тем более пожары применяются редко. Известны случаи применения ядов, а также радиоактивных веществ, вызывающих медленную, но верную смерть. В последних двух случаях виновных обнаружить очень трудно, потому что смерть не всегда фиксируется в качестве насильственной. Из этого можно сделать вывод, что продуманность всех деталей, тщательный выбор и проверка оружия и т. д. составляют основу ремесла наемных убийц, являются условием их «работы», которую надо выполнять хорошо, иначе придется расплачиваться собственной жизнью. То, что нормальному человеку представляется абсолютно диким, для них почти обычное дело. Пистолет или автомат — орудие их труда, которое должно быть в наилучшем рабочем состоянии.

Наемный убийца — эмоционально холодная личность, что исключает сопереживание, умение поставить себя на место жертвы. Такая особенность присуща практически всем наемным убийцам. Некоторые из них вообще не воспринимают жертву как живого человека, тем более как индивидуальность. Для них это нечто безликое и неопределенное, это то, что стоит между убийцей и его гонораром, одним словом — мишень.

Но означает ли это, что наемными убийцами движет лишь корысть? Думать так — значит серьезно упрощать проблему. По мнению Ю.М. Антоняна, наемные убийцы по большей части некрофильские натуры, чье поведение определяется самой потребностью в убийстве. Это игроки, которым очень нужно побывать в острых, возбуждающих ситуациях риска и опасности, что совсем не противоречит утверждению о хладнокровии и осмотрительности таких людей. Могут успешно действовать спокойные, выдержанные личности, умеющие просчитывать разные варианты.

Не исключено, что отдельные нанимаемые для убийства лица мстят бизнесменам или коммерсантам за то, что те удачливее и богаче. Но мотив мести встречается все-таки реже остальных. Мотивация убийств по найму, как и других убийств, сложна. Обычный убийца отличается от наемного повышенной ранимостью и восприимчивостью в межличностных отношениях. Наемные убийцы в некотором смысле глухи к внешним факторам, которые других лиц, ставших убийцами, выводят из равновесия и толкают на совершение насильственных действий.

Профессиональные убийцы, вероятно, не дадут себя втянуть в уличную ссору или домашний конфликт. В таких обстоятельствах они ответят насилием на насилие, скорее всего, лишь в крайнем случае, но сами не будут провоцировать подобные ситуации. Вообще такие люди внешне ведут себя, как правило, весьма благопристойно и не привлекают к себе излишнего внимания. Это тоже одно из условий успешного выполнения ими «заказов».

Таким образом, наемные убийцы — это преимущественно мужчины в возрасте от 20 до 30 лет со средним или неоконченным средним образованием, официально нигде не работающие, профессионалы составляют около 30%. Последней тенденцией стало участие в убийствах по найму женщин и несовершеннолетних.

Наши рекомендации