Земельная реформа 1861г.Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906-1911гг
Особенности зем. отношений, их общая ха-тика. Земля как объект зем. отношений.
Особый хар-р зем отношений обусловлен специф особенностью земли.
Земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Земля явл. особым объектом природы имеющим такие св-ва, которые не присущи иным природным объектам или объек., создан. ч-ком. Главной х-кой земли служит пространство – террит. на кот. человечество сущест, и раз-тся. Поэтому землю нужно рас-вать как слож. природ. компонент. Земля отлич. от всех других объектов тем, что она физ.ограничена. Весь зем.массив распределён между соб-ками, владельцами и ползоват. земли.
Признаки земли: 1.зем.сущ. без всякого содействия со стороны ч-ка. 2.земля явл. естеств. средством производства продуктов пр-ды. 3.земля относит. к числу не уничтож. природ.ресурсов. 4.ограничена в прост .т.е. не может быть увеличина людьми.
З– многоаспектное явление и в конкретных отнош может выступать в различных аспектах. (как основа жизни и деят-ти, как пространств предел деят-ти, как предмет и средство производства, как пространст-терит базис для размещ иных объектов.
З рассматривают как: экономическую категорию (объект хоз-я), политический объект (предел осущ политики гос-ва), правовая категория (объект имеющ прав статус).
Земельные отношения – отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;
Принципы земельных отношений.
Принципы – основополагающие руководящие идеи, положения ,объективно обусловленные характером зем. отнош. отражающие направленность, структуру и содержание ( т.е.сущность ) зем. права.
Принципы: Общеправовые-нужно отнести типичные исходные начала (законности, гластности, демократизма).
Отраслевые (специальные) –
1.принцип госуд. регулиров.и управ. в области использования и охраны земель.(Госуд.управ.зем .ресурсами осуществ. в отношении всех категорий земель, и независит не от формы собственности, не от того используются они или нет , поскольку го-во реализует своё права территориального верховенства. 2. принцип обязат. госуд. регистрации.зем.уч.прав на них и сделок с ними. 3. принцип единства судьбы зем.участка расположенных на нём копитальных строений ( зданий, сооружений). 4. принцип единого порядка изъятия и предостав. Зем.уч. 5.использов. зем. уч. по целевому назначению.6.принцип приоритета использов. сельскохоз. земель для ведения сельского хоз. 7.эффективное использов. земель.8.охрана земель и улучшение их полезных св-тв. 9.принцип платности землепользования. 10. принцип защиты прав землепользователя.11.соблюдение за-тва об охране и использование земли и отв.за его нарушение. 12. Ограничение прав на зе.уч в целях общественной пользы и безопастности ООс, защиты прав и интер др лиц.
Зем. отно-ние в ВКЛ и Речи Посполитой (18-18 в.в.).
Э-кое раз-ие княжества, вовличение в товарно-денеж отнош. со странами зап Европы => поиск средств для раз-я сельскохоз. про-тва. => с к15 века усилилось внимание к вопросам зем-ния: в ряде госуд, а затем частных и церковных владений начался пересмотр и перера-ление земельных наделов. В качестве основной нормы зем надела была определена валока. По предположениям историков, существовала специальная инструкция по проведению валочной памеры. Однако в ходе обмера земли и наделения валоками было допущено много неточностей. Для исправл положения великий князь 1 апр 1557г. утвердил «Устав на валоки»-документ, которым должны были руководствоваться ревизоры при пересмотре и проведении валочной померы в государственных владениях. В этом док-те обращалось внимание на подбор ревизоров, уровень подготовки и личные качества. В уставе содержалось 49 ст, определен размер валоки в 30 моргов, которые при низком кач земли могли увелич. В оценке кач земли – 4 категории: хорошая, средняя, плохая и очень плохая. С определением единого крестьянского надела дополнительно к земельному наделу в 30 моргов добавлялись 3 морга на постройки и огород. Эти 33 морга разделялись на 3 поля. Жилые и хозпостройки размещались только на среднем поле. Такой тип поселения сложился прежде всего в западной части ВКЛ, поскольку сама валочная помера в восточных волостях стала проводится позднее.
То, происходит усиление феодально-крепостной тенденции в регулировании земельных отношений: укрепляется правовой статус общины, укрепляется правовой статус помещика.
Земельная реформа 1861г.Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906-1911гг.
1.Зем.реформа 1861г.Земельный строй России к середине 19 ст. представлял собой сочетание феодального земельного строя с нарождающимися элементами капиталис отношений,проявляющихся в множественности форм землевладения. Главной отличительной чертой земельных отношений: частное землевладение определялось по сословному признаку, т.е. по принадлежности землевладельца сословию.
Феодально-сословного права регулировало отношения по поводу церковных, монастырских, удельных (земли императорской фамилии), кабинетских (земли царского дворца), частновладельческих, помещичьих, майоратных земель.
Админ право – отношения земель крепостей, казарм, транспорта.
Земельная реформа 1861 г. осуществлялась на принципах при Александре II:1) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками; 2) крестьяне как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины.
Причина реформы – экономическая: развитие промышленности => противоречие производит сил с существ производствен отнош., необходимость наемной силы, народное хозяйство все шире и шире вовлекалось в рыночные отношения, а труд крепостного крестьянина отличался низкой производительностью => проведению земельной реформы, в результате изданы: Манифест 19 февраля 1861г. и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землей. Реализовать свое право на надел крестьяне могли в виде общинного подворного землевладения (надел предоставлялся всей общине на праве постоянного пользования с услов отбывания повинастей). На выкуп наделных земель крестьяне могли перейти через 9 лет. При этом для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика, а для выкупа усадебной земли-отсутствие недоимок. Все от-ния, свя-ые с наделением крестьян землей, рег-лись особым зак-ом, содержалось в особом приложении к тому 9 Свода законов Российской империи (нормативные акты о крестьянах).
Причины: 1. экономическая: сохранение общинного надельного землевлад крестьян => тормоз развития экономики, производства с.х продукции (отсутствия заинтерис). 2. Политическая: революция 1905 г. разгром помещичьих имений, когда крестьяне выступали всем миром. Задача Правительством: сделать крестьянина собственником земли. => реформа.
Центральная идея реформы - насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание системы землепользование порождающей господство крепких хозяев (кулаков, феодалов).
Цель реформы - устранение малоземелья крестьян за счет освобождения новых земель. Пресекалась всякая попытка решить проблемы малоземелья за счет помещиков. И устранение преград для развития крестьянского хозяйства и дать толчок его промышленности, идея индивидуализации крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.
На основе Указа 1906г. и утвержденного затем с некоторыми изменениями законом от 14 июня 1910г. в общинах, не производивших общих переделов, землевладения признавались ликвидированными. З.у, находившиеся в пользовании отдельных домохозяек, признавались их личной собственностью. В тех же общинах, где производились общие переделы земли, домохозяевам предоставлялось право требовать закрепления находящихся в их пользовании земли в личную собственность. Домохозяин имел право требовать чтобы взамен этих участков общество выделило участок, сведенный к одному месту в виде отруба или хутора. В результате Столыпинской реформы вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. В результате существования множественности форм собственности выделилась отрасль земельного права. В период Столыпинской аграрной реформы окончательно сложился следующий режим земельного строя: 1. государственные земли -земли, определенные законом и никому не принадлежащие; 2.удельные земли- земли, поступающие в состав уделов;3.кабинетские земли 4.монастырские земли (отводились православному духовенству); 5. майоратные земли
6. частновладельческие земли (Указом 1906г. субъектом права собственности на надельную землю признавался и крестьянин) 7.посессионные земли (особенности их правового режима – в наличии ограничений частной собственности). 8. общественные земли. Анализируя реформу Столыпина – в земельные отношения проникли рыночные отношения, следствием которых явилась эффективность сельскохозяйственного производства.