Понятие, сущность и правовые основы должности
В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно - правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.
В Федеральном Законе "Об Основах государственной службы Российской Федерации" дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязательств.
К числу "иных" государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный Банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата, прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
Государственная должность - это "первоэлемент", "кирпичик" государственной организации. Это понятие означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Государственным служащим является лицо, замещающее должность в установленном порядке; оно включается в штат служащих, получает - соответствующий квалификационный разряд (ранг, классный чин, звание) и занимает свое место в иерархии государственной администрации.
Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками:
1) является частью организационной структуры государственного органа;
2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в нормативных правовых актах.
С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. Она является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является "собственником" занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах служебные функции и задачи.
Государственная должность содержит основную функцию, выполняемую государственным служащим. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального государственного служащего; ее назначение - обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень - главная государственная должность; замещается в порядке назначения. Наименование "главный специалист администрации области" - отражает другие признаки: это должность государственного служащего субъекта Российской Федерации, а именно области; ее назначение - выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса.
Установлены четкие границы для государственных должностей, которые в соответствии с законом, могут образовываться исключительно в государственных органах, имея в виду органах государственной власти и территориальных государственных органах. Тем самым, государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях, не являющихся органами государственной власти. Решение российского законодателя в этой части уникально: в других странах не совершается такого жесткого отделения государственного аппарата от гражданской бюджетной сферы. Даже, наоборот, статус гражданских служащих в равной мере распространяется как на служащих органов государственной власти, так и на служащих государственных учреждений и аппарат управления государственными предприятиями.
Институт государственной должности подразумевает его персональную реализацию в лицах, в связи с чем установлено соотношение иерархии должностей и иерархии квалификации и специализации лиц, замещающих государственные должности.
Специализация предусматривает наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей соответствующего профессионального образования. Она устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
Квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включают следующее.
Во - первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей.
Во - вторых, для лиц, занимающих государственные должности федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, установлены требования по стажу и опыту работы.
В - третьих, устанавливаются требования к уровню знаний Конституции и Федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Кроме того, могут устанавливаться и другие требования. Таким образом, суть государственной должности не столько в характеристике органов или учреждений, в которых она образована, сколько в совокупности полномочий, осуществляемых по этой должности. Государственная должность - это юридическое, от имени государства, учреждение полномочий по реализации компетенции государственного органа одним лицом.