Типичные нарушения общепринятых правил юридической техники в нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти Томской области

Нормативные правовые акты - это воплощение государственной воли, средство общения государства со своими гражданами, органами государственной власти, юридическими лицами и другими государствами. Особенность юридического текста - ясность, простота и однозначность толкования. В идеале юридический текст характеризуется единством терминологии, краткостью и емкостью формулировок, точностью определений, стилистической грамотностью. Названные качества юридического текста регулируются правилами юридической техники.

К сожалению, на федеральном уровне отсутствует развитое правовое регулирование вопросов, связанных с юридической техникой, требованиями к содержанию, оформлению, стилистике нормативного правового акта. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты акты, устанавливающие отдельные правила юридической техники, однако данные акты не согласованы между собой, и как итог - на всей территории Российской Федерации отсутствует единообразное регулирование данного вопроса.

В Томской области правила юридической техники частично закреплены в Законе Томской области от 7 марта 2002 г. N 9-ОЗ "О нормативных правовых актах Томской области" (далее - Закон о нормативных правовых актах). Целью указанного акта является принятие единообразных, в том числе и с точки зрения юридической техники, нормативных правовых актов органами государственной власти Томской области.

Так, Закон о нормативных правовых актах определяет виды нормативных правовых актов области, порядок осуществления нормотворческой деятельности Государственной Думой области, Губернатором, Администрацией области, иными исполнительными органами государственной власти Томской области, устанавливает порядок подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области, их принятия, вступления в силу, их действия и толкования. В частности, данным Законом установлены требования к структуре нормативного правового акта и к структуре статьи (пункта), требования к порядковым номерам и заголовкам структурных элементов текста нормативного правового акта, требования, предъявляемые к тексту нормативных правовых актов области.

Однако, несмотря на существование Закона о нормативных правовых актах, около 25 % процентов актов, поступающих в отдел экспертизы законодательства и ведения регистров Управления Минюста России по Сибирскому федеральному округу в Томской области (далее - Отдел) для проведения юридической экспертизы, содержат нарушения юридической техники.

Так, в 2006 г. для проведения юридической экспертизы в Отдел поступило 624 нормативных правовых акта, принятых органами государственной власти Томской области, 160 из них содержали нарушения юридической техники.

Результаты работы по проведению юридической экспертизы правовых актов органов государственной власти Томской области позволили выделить следующие типичные нарушения правил юридической техники.

1. Наличие в текстах нормативных правовых актов устаревших формулировок.

Так, к примеру, в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 4 мая 2005 г. N 66-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Томской области" упоминается "социальная норма площади жилья". Однако действующее федеральное законодательство не дает определения данного понятия. Названное понятие было предусмотрено Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах жилищной политики" (ст. 1 и 11) для определения размера площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, который утратил силу в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса

Российской Федерации. Статья 159 указанного Кодекса устанавливает, что субсидии на оплату жилого помещения предоставляются гражданам исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.

2. Отсутствие источника официального опубликования, а также указания на должность лица, подписавшего акт.

Отсутствие источника официального опубликования - одно из распространенных нарушений правил юридической техники, встречаемых в актах органов государственной власти Томской области.

В силу абз. 4 ч. 3 ст. 35 Закона о нормативных правовых актах при внесении изменений в нормативный акт Томской области или признании его утратившим силу указывается источник их официального опубликования.

Отступления от указанного предписания выявлены в следующих актах:

1) постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 15 декабря 2004 г. N 219 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Томской области";

2) постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 9 октября 2002 г. N 313 "Об утверждении Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Администрации Томской области";

3) постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27 мая 2003 г. N 120 "О Координационном совете по поддержке инвестиционной деятельности".

3. Нарушение взаимосвязи нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

При принятии отдельных нормативных правовых актов Томской области не соблюдаются требования ч. 2 ст. 35 Закона о нормативных правовых актах, согласно которой одновременно с утратой нормативным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также нормативные правовые акты (отдельные положения нормативных правовых актов), которыми были внесены изменения в нормативный правовой акт, утративший силу. При утрате нормативным правовым актом Томской области юридической силы в обязательном порядке отдельными позициями в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается основной нормативный правовой акт, нормативный правовой акт о введении в действие соответствующего нормативного правового акта, а также все нормативные правовые акты (структурные единицы нормативных правовых актов), которыми в разное время вносились изменения в основной нормативный правовой акт. Данное требование не соблюдено в постановлении Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 26 января 2006 г. N 5 "О признании утратившим силу постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 23 апреля 2001 г. N 152".

Отдельные нормативные правовые акты Томской области содержат ссылки на недействующие федеральные нормативные правовые акты или акты субъектов области.

Так, в постановлении Администрации Томской области от 29 марта 2006 г. N 40а "Об обеспечении реализации прав граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" имеется ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214. Вместе с тем названное постановление признано утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".

В постановлении Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 31 марта 2000 г. N 120 "О порядке обеспечения нефтепродуктами (нефтью и ГСМ) организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета и иных внебюджетных источников" имеется ссылка на Закон Томской области от 3 ноября 2003 г. N 136-ОЗ "О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области". Однако данный нормативный правовой акт утратил силу после принятия Закона Томской области от 7 февраля 2006 г. N 17-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре Администрации Томской области".

Кроме того, в постановлении Администрации Томской области от 31 марта 2006 г. N 41 а "О Порядке расчета величины прожиточного минимума в Томской области" указан перечень нормативных правовых актов без учета их юридической силы, что также является одним из типичных нарушений правил юридической техники.

4. Неверное указание, указание не в полном объеме, отсутствие какого-либо из реквизитов нормативного правового акта.

Данное нарушение правил юридической техники также является распространенным в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти Томской области.

Необходимо отметить, что неверное указание реквизитов нормативных правовых актов зачастую влечет трудности в их поиске.

Названные нарушения выявлены, к примеру, в:

- постановлении Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 26 апреля 2001 г. N 158 "Об областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения". В п. 2 данного постановления не указаны наименования постановлений Главы Администрации

(Губернатора) Томской области, которые признаются утратившими силу, что не соответствует требованиям подп. "в" п. 1 ст. 24 Закона Томской области от 7 марта 2002 г. N 9-ОЗ "О нормативных правовых актах Томской области", в силу которых при признании нормативного правового акта Томской области утратившим силу необходимо указывать реквизиты данного акта, в том числе его наименование;

- приказе Департамента здравоохранения Администрации Томской области от 23 сентября 2004 г. N 216 "О Порядке получения квалификационных категорий специалистами со средним медицинским образованием, работающими в учреждениях здравоохранения Томской области".

Так, в преамбуле рассматриваемого приказа упоминается приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 сентября 2001 г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий". Однако данный приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации имеет иную дату подписания, а именно - 9 августа 2001 г. N 314;

- постановлении Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16 декабря 2004 г. N 221 "Об утверждении Положения о Комитете по науке и инновационной политике Администрации Томской области".

В преамбуле данного постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области содержится ссылка на Закон Томской области от 3 ноября 2003 г. N 163-ОЗ "О структуре исполнительных органов государственной власти Томской области". В то же время указанный Закон Томской области имеет другой номер, а именно N 136-ОЗ.

5. Несоответствие названий органов и учреждений, используемых в нормативных правовых актах, наименованиям, установленным федеральным и областным законодательством.

Использование в нормативных правовых актах органов государственной власти Томской области названий органов и учреждений, не соответствующих названиям на федеральном и областном уровнях, является типичным нарушением правил юридической техники.

Подобное нарушение выявлено в следующих нормативных правовых актах Томской области:

- Законе Томской области от 11 октября 2006 г. N 231-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Оказание экстренной высокотехнологичной кардиологической помощи населению Томской области" на 2007-2010 годы";

- постановлении Администрации Томской области от 4 февраля 2005 г. N 10а "Об утверждении Порядка возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области";

- совместном приказе Департамента социальной защиты населения Администрации Томской области и Департамента здравоохранения Администрации Томской области от 19 июня 2001 г. N 148/75 "О взаимодействии органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения по вопросам раннего выявления детей в социально опасном положении".

При принятии органами государственной власти Томской области нормативных правовых актов также допускаются опечатки в текстах.

В целях совершенствования юридической техники при принятии нормативных правовых актов, а также в целях их приведения в соответствие с правилами юридической техники сотрудники Отдела дважды в год составляют аналитическую справку с подробным анализом типичных нарушений общепринятых правил юридической техники в нормативных правовых актах, поступивших в Отдел для проведения экспертизы с момента предоставления последней подобной информации, и направляют данную справку в органы государственной власти Томской области, принимающие нормативные правовые акты.

Также сотрудники нашего Отдела участвуют в рабочих группах по спорным вопросам, возникающим в связи с принятием нормативных правовых актов, где обсуждаются в том числе и вопросы юридической техники.

Необходимо отметить, что органы государственной власти Томской области при принятии актов учитывают замечания относительно нарушений правил юридической техники, содержащиеся в экспертных заключениях, аналитических справках, а также замечания, высказанные сотрудниками Отдела на заседаниях рабочих групп.

Принимая во внимание, что недооценка юридической техники порождает возможность негативного влияния на правоприменительную практику несовершенных сточки зрения юридической техники правовых актов, Отдел будет и далее уделять внимание выявлению нарушений правил юридической техники при проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов Томской области.

Опубл.: "Бюллетень Министерства юстиции РФ" : 2007. Выпуск № 10.

Наши рекомендации