Научно-методические рекомендации. При решении задач необходимо уяснить юридическую и соци-^ьную природу преступлений
При решении задач необходимо уяснить юридическую и соци-^ьную природу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (далее — должностные преступления), которые представляют собой осуществляемое изнутри, самими субъектами властной деятельности, посягательство на нормальное функционирование публичного управленческого аппарата (в том числе и в воинских формированиях), государственных и муниципальных учреждений. В этом смысле наибольшее практическое значение имеют две группы обстоятельств.
Точное установление и процессуальное закрепление связи неправомерных действий виновных с занимаемым ими служебным положением, или, проще говоря, установление факта использования служебного положения вопреки публичным интересам. При этом необходимо учитывать, что в некоторых должностных преступлениях (например, предусмотренных ст. 289—290 УК) имеется в виду использование виновным своего служебного положения в широком смысле слова (т.е. компетенции и связей по службе, авторитета и значимости занимаемой должности), в других (например, предусмотренных ст. 285—2852 УК) — в узком (только компетенции), в третьих (ст. 287, 293 УК) закон подразумевает неисполнение либо ненадлежащее исполнение виновным возложенных на него обязанностей. Во всех этих случаях особое значение приобретает устаНовле-174
ние прав и обязанностей виновного, правовых актов, их регламентирующих (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»).
Правильное понимание вопроса о том, кто может нести ответственность по нормам гл. 30 УК. За исключением дачи взятки субъект во всех этих преступлениях специальный. Наибольшее число должностных преступлений совершается должностными лицами. Необходимо иметь в виду, что признание лица должностным в не уголовном законодательстве вовсе не предрешает аналогичного решения с точки зрения Уголовного кодекса. Уголовно-правовое понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК, в силу которого следует выделять три категории должностных лиц: а) лица, выполняющие функции представителя власти (см. примечание к ст. 318 УК); б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, вооруженных вилах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие там же административно-хозяйственные функции. Одно и то же лицо может выполнять функции всех трех (или двух) видов, но для признания его должностным достаточно выполнения какой-либо одной разновидности указанных функций. Возможны ситуации, когда наряду с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций лицо осуществляет и чисто профессиональные обязанности (например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, руководит подчиненными и распоряжается денежными средствами учреждения в пределах утвержденной сметы, а с другой — осуществляет лечение больных). Ответственность за должностное преступление такое лицо будет нести лишь в связи с действиями (бездействием) в процессе выполнения обязанностей первого вида. Следует внимательно изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в котором раскрывается содержание соответствующих функций, а также решается вопрос об отграничении должностных от иных служебных (гл. 23 УК) преступлений.
В четырех составах преступления (ст. 285, 286, 287 и 290 УК) квалифицирующим признаком является совершение соответствующих деяний лицами, занимающими государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главой органа ме: стного самоуправления (кроме ст. 287 УК). Все эти лица являются должностными, но они занимают особо ответственное должностное положение. Отнесение субъекта к числу указанных особо ответствен-
ных должностных лиц сопряжено с известными трудностями. Понятие лиц, занимающих государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, дается в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК, а также в ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» и специально принимаемых в субъектах РФ законах о государственных должностях соответствующего субъекта РФ. На федеральном уровне подобный закон отсутствует, хотя и существует достаточно давно изданный и явно неполный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях РФ». Понятие главы органа местного самоуправления в позитивном законодательстве не используется. Однако сопоставление ст. 36 ФЗ от 6 октября 2003 г,, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с соответствующими положениями УК позволяет заключить, что главой органа местного самоуправления следует считать исключительно главу муниципального образования.
Субъектом некоторых должностных преступлений являются государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (публичные служащие). Понятие этих категорий лиц устанавливается на основе положений ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» и от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в РФ».
Необходимо помнить, что должностное лицо и публичный служащий — пересекающиеся в логическом плане, но не идентичные понятия, ибо есть должностные лица, не состоящие на публичной службе (судьи, Президент РФ, присяжные и арбитражные заседатели, капитаны судов, осуществляющие функции дознания и т.п.) и, с другой стороны, вовсе не любой публичный служащий выполняет указанные в примечании 1 к ст. 285 УК функции.
Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется тем, что должностное лицо совершает формально правомерные, находящиеся в границах его компетенции действия (или бездействует), которые направлены против интересов службы, им противоречат, не обоснованы и не вызываются необходимостью. Побудительной причиной к такому поведению выступают специальные мотивы — корыстная или иная личная заинтересованность; их содержание раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Должностное злоупотребление причиняет общественно опасные последствия, описываемые в законе с использованием оценочных признаков. Идентично последствия описываются в ст. 286 УК, весьма схоже — в ст. 288 УК. Обоснование причинения по конкретному делу таких последствий является весьма сложной в практическом плане задачей. Известные, хотя и не вполне определенные ориентиры в этом отношении содержатся в постановлении Пленума Верхов-176
ного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Вывод о том, что деяние виновного повлекло именно существенное нарушение правоохраняеМых интересов, должен быть мотивирован. Сказанное в полной мере относится и к такому квалифицирующему признаку должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий, как причинение тяжких последствий.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. Уголовный кодекс дополнен двумя новыми нормами, посвященными нецелевому расходованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Ранее соответствующие деяния квалифицировались как злоупотребление должностными полномочиями, однако по действующему законодательству нецелевое расходование указанных средств не требует специального мотива. Учитывая, что диспозиции обеих новых норм бланкетные, установление признаков нецелевого расходования предполагает обращение к нормативным правовым актам финансового права и права социального обеспечения (например, Бюджетный кодекс РФ). Особое внимание следует обратить на отличие в процедуре расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, имея в виду, что Только в отношении бюджетных средств реализуется процедура казначейского — под контролем финансовых органов государства — исполнения обязательств. Необходимо учитывать, что криминообразующим признаком обоих видов нецелевого расходования является крупный размер деяния (примечание к ст. 2851 УК), в противном случае наступает лишь административная ответственность.
Требуется понять отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими. Закон исходит из того, что при превышении должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав по должности, В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. и в учебной литературе приводятся типовые формы этого преступления. Следует иметь в виду, что одна из них — совершение должностным лицом действий, которые он мог совершить при наличии определенных условий, предусмотренных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации, — делает превышение должностных полномочий весьма похожим на злоупотребление ими, в связи с чем в судебной практике часто одни и те же действия квалифицируются то по ст. 285, то по ст. 286 УК.
Особое внимание необходимо обратить на квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 3 ст. 286 УК, в частности имея в виду, что неосторожное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью охватывается данным составом преступления.
При прочих равных условиях преступления, предусмотренные ст. 286 и 288 УК, отличаются по субъекту: если полномочия другого
177
12-6817 /
должностного лица присваиваются в свою очередь должностным лицом, ответственность наступает по ст. 286 УК, а если публичным служащим, не являющимся должностным лицом, — по ст. 288 УК.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности по общему правилу является дисциплинарным проступком. Преступным является лишь такое участие, которое связано с предоставлением организации, в составе которой виновный осуществляет предпринимательскую деятельность, льгот или преимуществ либо с покровительством ей в иной форме.
В процессе решения задач о взяточничестве следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
-а) по общему правилу привлечение к уголовной ответственности одного лица за получение взятки немыслимо без обвинения другого лица в ее даче. Исключения из этого правила предусмотрены в примечании к ст. 291 УК;
б) взяткой может считаться лишь такое предоставление в пользу
должностного лица, которое имеет имущественную природу (напри
мер, передача ценных бумаг или бесплатный ремонт автомобиля);
в) в составах получения и дачи взятки необходимым признаком
является связь между фактом ее вручения и ответным поведением
должностного лица, осуществляемым с использованием занимаемо
го служебного положения в широком смысле слова. Разновидности
служебного поведения, которое обеспечивается (обусловливается)
взяткой, предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 290 УК и истолкованы в поста
новлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О су
дебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подку
пе». Для признания дачи и получения взятки оконченными преступ
лениями вовсе не требуется фактического совершения этих действий
(бездействия);
г) если должностное лицо за взятку совершает какое-либо пре
ступление, содеянное им следует квалифицировать по совокупности
преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей
статьей Особенной части (например, ст. 299, 300 УК). Взяткодатель,
осведомленный, что взяткой он побуждает должностное лицо к со
вершению какого-нибудь преступления, также отвечает по совокуп
ности ч. 2 ст. 291 УК и соответствующей статье особенной части со
ссылкой на ст. 33 УК;
д) вымогательством взятки (п. «в» ч 4 ст. 290 УК) Верховный
Суд РФ признает не любое требование ее дачи под угрозой соверше
ния действий (бездействия) по службе, а только то, которое подкреп
ляется угрозой нарушить именно законные интересы потерпевшего.
Так же узко высший судебный орган трактует и завуалированную
форму вымогательства взятки. Следовательно, если должностное
лицо требует взятку под угрозой совершения правомерных действий
178
(бездействия) по службе (например, предъявить обвинение в действительно совершенном преступлении), вымогательство взятки отсутствует.
При квалификации служебного подлога особое внимание следует уделить предмету этого преступления. К сожалению, судебная практика нередко отступает от легального понятия официального документа, данного в ФЗ от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов».
Халатность является единственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности. Необходимо помнить, что ФЗ от 8 декабря 2003 г. по-новому обрисованы общественно опасные последствия этого преступления. Поскольку халатность совершается в форме чистого или смешанного бездействия, надо знать условия ответственности за бездействие.
Задача 1
Сотрудник исправительного учреждения прапорщик Иванов в процессе осуществления контроля за соблюдением осужденными требований режима обнаружил, что в одном из отрядов осужденные имеют сотовый телефон и время от времени пользуются им. Опасаясь мести со стороны осужденных, Иванов не предпринял меры, направленные на изъятие запрещенного предмета и выявление источника его поступления к лицам, отбывающим наказание.
Имеются ли в действиях Иванова признаки преступления, предусмотренного гл. 30 УК? Изменится ли ответ, если будет установлено, что Иванов бездействовал, рассчитывая на поддержку в устройстве на высокооплачиваемую работу со стороны родственника одного из осужденных, а в результате телефонных переговоров был организован побег?
Задача 2
Заместитель генерального директора по капитальному строительству ГУП «Трансэнергострой» Кулеба в силу своих функциональных обязанностей осуществлял комплекс мероприятий по подготовке и заключению субподрядных договоров. Имея коммерческие предложения от четырех потенциальных субподрядчиков, обладающих примерно одинаковой квалификацией в сфере выполнения строительно-монтажных работ нулевого цикла (разработка котлована и производство фундамента здания), Кулеба обеспечил заключение договора с тем из них, в котором учредителем был его родной брат. Стоимость работ По этому договору на 300 000 руб. превышала сумму, за которую были готовы выполнить работы два других потенциальных субподрядчика.
Задача 3
Начальник УВД одного из субъектов Российской Федерации Конин в целях повышения уровня раскрываемости преступлений и, как
следствие, улучшения показателей его собственной работы в глазах министра, приказал разработать и утвердил план раскрываемости преступлений на шесть месяцев очередного года. В плане указывалось минимальное количество преступлений (хищений, налоговых и т.п.), подлежащих выявлению и раскрытию в каждом низовом подразделении милиции на территории региона. На совещании руководящего состава милиции субъекта Российской Федерации Конин недвусмысленно дал понять, что невыполнение плана — признак плохой работы и показатель неполного служебного соответствия.
Проведенная Генеральной прокуратурой РФ через год комплексная проверка деятельности УВД выявила неединичные случаи фальсификации доказательств сотрудниками милиции, искусственного создания как доказательств обвинения> так и самих событий Преступления.
Задача 4
Руководитель являющегося государственным посредником в области торговли вооружением и военной техникой государственного учреждения «Гособоронэкспорт» Лукашин, представляя интересы РФ и ее производителей на международной авиационной выставке, обмолвился во время переговоров с потенциальными покупателями российских истребителей МИГ-29 о якобы встречающихся в последнее время проблемах в системе дальнего обнаружения целей, в связи с чем боевая эффективность этих самолетов может быть ниже, чем у аналогичных самолетов F-16. В результате этого потенциальный покупатель предпочел заключить контракт на поставку партии американских самолетов, а ущерб МАПО МИГ и государства составил более 30 млн долл. США. Давая по поводу случившегося объяснения в ходе доследственной проверки, Лукашин показал, что осознанно сообщил иностранцам указанные сведения, так как он действительно считает отечественные истребители менее эффективными в дальнем бою, и утаивание этого обстоятельства в конечном счете способно принести России больше вреда, чем пользы.
Изменится ли юридическая оценка содеянного Лукашиным, если будет установлено, что его позиция на переговорах была спровоцирована обещанием взятки от представителя американской стороны?
Задача 5
Калугин, работая старшим инспектором N-ro таможенного поста Калининградской области в отделе по борьбе с нарушениями таможенных правил, в ходе досмотра автомобиля гражданки Литвы Паш-канайтис,.следовавшей в Польшу, выявил недостоверное декларирование валюты, перемещаемой через таможенную границу РФ, на сумму 20 тыс. евро. Зная, что Пашканайтис близко знакома с начальником его отдела Лихоимцевым и стремясь заручиться его поддерж-180
кой в дальнейшем, Калугин не отреагировал на указанное правонарушение Пашканайтис — не составил соответствующий протокол, це изъял валюту и т.п., и дал ей разрешение на дальнейшее следование.
Задача 6
Волова, являясь оперуполномоченным ОБЭП ОВД Дзержинского района Калужской области, проводила проверку сведений о злоупотреблении своими полномочиями главного бухгалтера ЗАО «Ка-лугаоблгаз» Нефедовой и обнаружила ряд противоправных действий, допущенных проверяемой и иными лицами. В соответствии с условиями ранее заключенного между Воловой и Нефедовой договора займа Волова обязана была возвратить Нефедовой 80 тыс. руб. Нефедова пообещала простить Воловой долг, подписать заявление о прощении долга и об отсутствии к ней имущественных требований, если она прекратит проверку. Волова, не имея денежных средств на возврат долга, согласилась и вынесла постановление о прекращении оперативного дела, а также скрыла ряд документов, полученных ею в ходе проверки.
Задача 7
К главному врачу государственного учреждения здравоохранения «Российская детская клиническая больница № 1» Фельдману обратился его школьный товарищ Исаев, являющийся проректором престижного государственного университета. Дочери знакомых Исаева срочно требовалась сложная операция, возможность проведения которой в России была ограничена — только в РДКБ № 1. Стоимость такой операции за рубежом превышала 50 000 евро, отсутствовавших у знакомых Исаева. Исаев попросил Фельдмана «помочь людям» и рассмотреть вопрос о госпитализации и внеочередном оперировании девочки, поскольку план по операциям подобного рода был утвержден на три месяца вперед. Зная о том, что Исаев может посодействовать в поступлении его сына в университет, Фельдман дал распоряжение о проведении операции вне очереди, вследствие чего график операций был нарушен на 1 неделю, и один из больных, ждавших своей очереди на операцию, скончался. Как было установлено судебно-медицинской экспертизой, своевременное оперативное вмешательство исключило бы возможность летального исхода с вероятностью более 50%.
Задача 8
Мухамедшин, являясь руководителем Госналогинспекции по г. Ульяновску, при отсутствии надлежащего финансирования из государственного бюджета и сложившемся в связи с этим тяжелым материальным положением в ГНИ по г. Ульяновску попросил подчи-
ненного ему начальника ГНИ по Засвияжскому району г. Ульяновска Сержантова найти предприятие, которое могло бы оплатить за ГНИ по г. Ульяновску приобретение автомобиля «Нексия» стоимостью 200 000 руб. Выполняя поручение Мухамедшина, Сержантов обратился к генеральному директору ОАО «Ульяновскэнерго» Киш-кину с просьбой произвести оплату этой суммы по счету, выставленному автосалоном. Через три дня одно из подразделений ОАО «Ульяновскэнерго» перечислило на счет автосалона 200 000 руб. за ГНИ по г. Ульяновску в качестве оплаты за автомобиль. В процессе совершения указанных действий Мухамедшин и Сержантов осознавали, что ОАО «Ульяновскэнерго» имело большую задолженность по обязательным платежам -в бюджет. Автомобиль был зарегистрирован в ГАИ как принадлежащий ГНИ по г. Ульяновску.
Задача 9
Министр обороны Синичкин отдал приказ начальнику МВО Петрову выделить в его непосредственное распоряжение взвод солдат срочной службы и обеспечить их прибытие по адресу: Московская область, пос. Жуковка, ул. Сиреневая, вл. 4/1. Приказ был выполнен. В течение четырех месяцев солдаты были задействованы в качестве разнорабочих на строительстве коттеджа на земельном участке, принадлежащем супруге Синичкина. При этом начальник воинского подразделения — командир полка, в котором служили солдаты, подполковник Кварацхелия оформлял документы, в соответствии с которыми солдаты осуществляли учебную и боевую подготовку в учебном центре ВДВ МО РФ в Рязанской области. •
Задача 10
Ректор Тверского государственного университета мелиорации Черноземенко заключил с ООО «Засуха» договор аренды недвижимого имущества — четырех находящихся на балансе института подсобных корпусов сроком на три года. В нарушение установленных правил договор не был согласован с Комитетом по управлению имуществом по г. Тверь и не направлялся для государственной регистрации в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поступавшие в качестве арендной платы денежные средства Черноземенко не оприходовал, не отражал в бухгалтерском и налоговом учете. Уплачиваемая наличными арендная плата расходовалась им по своему усмотрению. Всего таким образом им было получено и потрачено 4 500 000 руб. Черноземенко было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК, т.е. растраты, совершенной лицом о использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.
Правильно ли квалифицированы действия Черноземенко? 182
Задача 11
Органами предварительного следствия Осадчий — сотрудник региональной службы налоговой полиции по Тюменской области обвинялся в том, что он, являясь должностным лицом, из корыстных побуждений, действуя вопреки интересам службы и используя свое служебное положение, добился производства бесплатного ремонта своего поврежденного автомобиля. Он обратился к своему знакомому Васильеву, работавшему на станции технического обслуживания клуба детского творчества, с просьбой качественно покрасить его автомобиль марки «Тойота 4 Раннер» и пояснил, что цена за работу для него не имеет значения, так как платить будет лицо, виновное в аварии. После Осмотра машины Васильев сообщил Осадчему, что с учетом действующих прейскурантных цен он готов вместе с напарником Ку-черевенко покрасить машину за 300 долл. США или за 9000 руб., не считая расходов на материалы. Осадчий согласился и передал Васильеву 5000 руб. для приобретения материалов. Через три дня после выполнения работ Васильев предложил Осадчему оплатить стоимость работ. Тот попросил составить наряд-заказ, в котором указать гораздо большую сумму, чем требовалось за ремонт, объясняя, что этот документ он представит в суд, где находится его исковое заявление к лицу, виновному в аварии. Получив отказ, Осадчий передал Васильеву 1000 руб. и, намеренно вводя его в заблуждение, обещал остальные деньги передать позже. Преследуя цель обогащения, Осадчий на следующий день деньги не принес и заявил директору клуба детского творчества Хворову, что Васильев и Кучеревенко работу выполнили некачественно, взяли с него большую сумму денег и за это должны быть уволены с работы. Хворов, передав Васильеву суть разговора, посоветовад ему уладить конфликт с работником налоговой полиции. С этой целью Васильев дважды приезжал к Осадчему домой и на работу. Осадчий предложил ему явиться вместе с Кучеревенко. Когда Васильев и Кучеревенко приехали к нему в обусловленное время, Осадчий, реализуя свой умысел на обогащение, используя как предлог некачественный ремонт автомобиля, поставил перед ними условие: чтобы сохранить работу в клубе, Васильев обязан передать ему 1000 долл. США, а Кучеревенко — 2000 долл. США.
Центральным районным судом г. Тюмени Осадчий оправдан по ч. 1 ст. 285 УК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.
Дайте правовую оценку приговору суда.
Задача 12
Директор московской средней общеобразовательной школы № 256 (государственное учреждение) Хохлова заключила фиктивный договор подряда на комплекс работ по озеленению территории школы с ЗАО «Арарат» на сумму 1,5 млн руб. Ни сметой школы, ни уве-
домлением о бюджетных ассигнованиях расходование указанной суммы предусмотрено не было. По невнимательности сотрудника управления Федерального казначейства по г. Москва Трындина было осуществлено подтверждение бюджетного обязательства, и денежные средства фактически поступили на счет ООО «Арарат». В действительности никакие работы не выполнялись, денежные средства были «обналичены» и поделены Хохловой и не установленными следствием лицами.
Задача 13
Начальник управления финансов, расквартирования и тылового обеспечения Дальневосточного военного округа генерал-майор Уваров в нарушение бюджетной росписи и уведомления о бюджетных ассигнованиях принял бюджетное обязательство о перечислении ЗАО «Сибирь-Моторс» денежных средств в оплату Двух приобретаемых для штаба округа автомобилей «Судзуки Гранд Витара» стоимостью 24 500 долл. США каждый. Во время описываемых событий Банком России был установлен следующий курс доллара США: 1 долл. = 29,5467 руб. Подписав договор, Уваров поехал в управление Федерального казначейства и за 5 кг свежайшей лососевой икры и медвежью шкуру договорился с должностным лицом этого управления Прекрасновкусовым о том, что последний поставит разрешительную надпись на платежном поручении о перечислении денежных средств на счет ЗАО «Сибирь-Моторс». Деньги были перечислены продавцу, и в штабе ДВО появились два новеньких японских внедорожника.
Задача 14
На основании ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» инвестиционный фонд «Бетта-Капитал Групп» осуществлял привлечение пенсионных средств граждан, аккумулировал их и размещал на фондовом рынке. Директор фонда Иваницкий и главный бухгалтер Берлага приняли решение о направлении части временно свободных средств в размере 40 000 000 руб. на финансирование закупки в Тайване крупной партии компьютеров с целью их последующей реализации на территории РФ. Указанная операция, обещая более чем 60%-ный уровень рентабельности, была осуществлена. Главным следственным управлением ГУВД г. Москвы Иваницкому и Берлаге было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «б» ч. 2 ст. 2852 УК.
Правильно ли предъявлено обвинение?
Задача 15
Сотрудники ОБЭП УВД одного из округов г. Москвы Гаев и Михайлов, получив оперативную информацию, что ООО «Вектор», вла-184
деющее сетью супермаркетов «Светофор», уклоняется от уплаты налогов, произвели в одном из магазинов контрольную закупку. Затем, представившись сотрудниками милиции, они вызвали директора магазина и потребовали от него предоставить следующие документы: копию последнего сданного баланса, оборотные сальдовые ведомости по определенным счетам, накладные и счета-фактуры на реализуемый товар, договоры на ведение финансово-хозяйственной деятельности, платежные поручения за год. Получив ответ, что для представления всего пакета этих документов потребуется около двух дней, Гаев и Михайлов составили акт о том, что впредь до выяснения всех обстоятельств и предоставления документов хозяйственная деятельность магазина приостанавливается, а системные блоки кассовых аппаратов опечатываются. В результате деятельность магазина была парализована в течение трех дней, и ООО «Вектор» были причинены убытки на сумму 450 000 руб.
Изучите ст. 10, 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и ст. 2, 7ФЗот 12 августа 1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и дайте юридическую оценку действиям сотрудников ОБЭП.
Задача 16
В2003 г. было зафиксировано чрезвычайно большое — в 3 раза выше по сравнению со среднестатистическим — движение рыб лососевых пород на нерест в реках одного из субъектов РФ. Учитывая сложившуюся ситуацию, губернатор Кольцов подписал распоряжение, которым предоставил предприятиям добывающей отрасли право на вылов лососевых рыб сверх установленных квот. Соответственно, в том году было добыто рыбы в стоимостном выражении на 30 000 000 руб. больше, чем обычно. Согласно действующим правилам предоставление квот на вылов такой рыбы относится к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти. Объясняя мотивы принятого решения, Кольцов показал, что рассмотрение вопроса об увеличении (пересмотре) квот обычно занимает больше месяца. В данной же ситуации решение было необходимо принимать незамедлительно, принимая во внимание, что время нереста ограничено несколькими днями, а бездействие привело бы к перенасыщению водоемов икрой, мальками и мертвой рыбой, что, в конечном счете, повлекло бы резкое снижение ее поголовья в будущем. В подтверждение своей позиции Кольцов сослался на заключения ряда авторитетных специалистов-ихтиологов, в том числе из московских НИИ.
Задача 17
Ректор государственного высшего учебного заведения Никитин являлся ярым противником курения. Им был подписан приказ по институту, в соответствии с которым студентам и профессорско-пре-
подавательскому составу категорически запрещалось курить внутри помещений института, во дворе, а также на улице в радиусе 60 м от внешних границ зданий, находящихся на балансе этого института. Нарушение этих предписаний влекло дисциплинарную ответственность, вплоть до отчисления из числа обучающихся. В течение полугода по основаниям, предусмотренным данным приказом, из института были отчислены 13 студентов.
Задача 18
Маргушев, работая оперуполномоченным отдела розыска Чегем-ского РОВД Кабардино-Балкарской Республики, был командирован в отдел уголовного розыска для оказания помощи в раскрытии краж из универмага и из домовладения Борсова. В числе подозреваемых был Климов. В один из дней, обнаружив Климова с семьей и родственниками на отдыхе на берегу реки, Маргушев, одетый в гражданскую одежду, не объяснив причину, отозвал его в сторону, где стоял Борсов (домовладелец, у которого была совершена кража). Борсов нанес Климову удар ногой по ноге, после чего Маргушев и Борсов посадили Климова в автомашину и в пути следования в РОВД Маргушев, нанес Климову удар кулаком по голове. По приезде в отделение Маргушев и Борсов завели Климова в кабинет Маргушева, где последний, грубо нарушая требования УПК РФ, не допрашивая Климова и не составляя никакого протокола, провел опознание Климова, очную ставку между ним и лицами, назвавшими его фамилию как подозреваемого. Когда Климов стал отрицать участие в краже и знакомство с этими людьми, Маргушев совместно с Ворсовым и двумя неустановленными лицами с целью добиться от него признания в совершении преступлений вчетвером избили его, нанося удары по голове и другим частям тела. В результате избиения потерпевшему были причинены закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, кровоподтеки нижних век обоих глаз и левого плеча и др. Через некоторое время они сказали Климову, что обознались, и он был отпущен из милиции.
Задача 19
Военным судом Пятигорского гарнизона Черивмурзаев был осужден по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК Российской Федерации за то, что он, превышая свои должностные полномочия, будучи недовольным тем, что рядовой Миронов, для которого Черивмурзаев являлся начальником по воинскому званию, не выполнил его требований по уборке спального помещения, нанес Миронову один удар ладонью по лицу, чем причинил физическую боль. Военный суд Северо-Кавказского военного округа, рассмотрев дело по протесту председателя суда, посчитал неправильной юридическую оценку действий Черивмурзаева, которую дал суд первой инстанции. Надзорная инстанция указала, 186
что поскольку Черивмурзаев нанес потерпевшему Миронову только один удар ладонью по лицу, который не повлек каких-либо телесных повреждений, и совершил это по мотиву, связанному с военной службой, содеянное им не выходит за пределы оскорбления начальником подчиненного и подлежит квалификации по ч. 2 ст. 336 УК. Дайте оценку приговору и постановлению судов.
Задача 20
Сержант Коробов, выражая недовольство тем, что дневальный по подразделению рядовой Пухляков во время обеда не выполнил его приказание принести еду, сначала в столовой, а затем в помещении контрольно-пропускнс1го пункта нанес Пухлякову побои.
Задача 21
Зуев, занимая пост начальника исправительного учреждения, неоднократно давал разрешение осужденным на выезд за пределы исправительного учреждения в обмен на обещания осужденных привезти в исправительную колонию товарно-материальные ценности различного назначения. При этом выезды осужденным предоставлялись без учета характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока и поведения осужденных, т.е. с нарушением ст. 97 УИК РФ. Кроме того, Зуевым не выполнялись требования ст. 104 УИК РФ, позволяющие предоставлять заключенным ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год работы лишь по истечении 11 месяцев непрерывной работы в исправительном учреждении и только сроком на 12 рабочих дней один раз в год. Вопреки инструкции «О порядке предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения сврбоды в связи с исключительными личными обстоятельствами на период отпуска», утвержденной приказом МВД России от 23 ноября 1992 г. № 421, и Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом МВД России от 30 мая 1997 г. № 330, Зуев при предоставлении осужденным лицам отпусков требуемые документы на них и приказы по исправительному учреждению об отпусках надлежащим образом не оформлял, удостоверения об отпуске лицам, выезжающим за пределы колонии, не выдавал, в органы внутренних дел по месту выезда в отпуск уведомления не направлял. Таким образом Зуев отпустил из исправительного учреждения ряд осужденных, некоторые из которых в период нахождения в незаконных отпусках совершали новые преступления.
Задача 22
Борисов, являясь старшим инспектором отдела ГАИ и дорож-но-постовой службы УВД СВАО г. Москвы, патрулируя по территории микрорайона на служебной автомашине, получил сообщение о